Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

К вопросу о введении образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» в школах Тюменской области

20 декабря 2011 г.

Более 15 лет в Российской Федерации развивается преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях различных учебных курсов по православной культуре, направленных на приобщение учащихся к историческим и культурным традициям Православия и Русской Православной Церкви. В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

Согласно распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., данный эксперимент проводился в 19 регионах Российской Федерации на протяжении 2010/2011 учебного года в 4 четверти 4 классов и 1 четверти 5 классов во всех школах региона.

Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения. Особенно серьезный ущерб молодому поколению наносит деятельность различных религиозных сект, которые, воздействуя на неокрепшее сознание и психику молодых людей, используют их в своих корыстных целях. Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от факторов культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодежи, оказывается не в состоянии. В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Вогревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».

Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного воспитания является одной из центральных в конфессиональной, в том числе в православной, педагогике. Поэтому включение в учебный план системы преподавания в средних школах на основе свободного выбора основ культур одной из традиционных для России религий – Православия, ислама, иудаизма и буддизма, - а также светской этики либо общего курса истории традиционных религий – это очень важный и необходимый процесс.

Необходимо обдуманно сделать выбор того или иного модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Причем, при выборе следует руководствоваться только внутренними своими потребностями, а не возможностями школы или еще чем-либо. Необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. Также нужно иметь в виду, что светская этика и общий курс истории традиционных религий очень тесно связаны с православием, т.к. православная культура является частью мировой культуры и признана во всем мире.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, с целью оказания методической помощи во всех благочиях, крупных городах и районных центрах будут созданы методические объединения в помощь педагогам. Для участия в работе методического объединения, кроме педагогов, будут приглашаться заместители директоров по учебно-воспитательной работе, члены родительских комитетов, священнослужители и другие заинтересованные лица. Служащие каждого храма, его библиотека – это тоже своеобразный методический центр, в котором при необходимости можно получить методическую помощь.

Впервые в новейшей истории России государство совершает усилие, чтобы через образование зажечь в душах детей и педагогов, родителей, граждан многострадальной нашей страны свет нравственности, духовности и патриотизма.

Необходимо приложить все усилия, чтобы добиться положительных результатов этого эксперимента. А положительный результат – это формирование у родительского и педагогического сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения. В рамках образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается изучение по выбору родителей одного из шести курсов.

Курс «Основы православной культуры» предполагает ознакомление учащихся с основными культурообразующими элементами одного религиозного учения (в нашем случае – Православия): базовые положения вероучения и этической системы, религиозное искусство, история и др. Преподавание осуществляется как бы изнутри: на феномены религиозной жизни конфессии предлагается смотреть глазами конфессии. При таком образовательном подходе изучаемая религиозная система предстает не только в роли объекта наблюдения и анализа, но и в качестве ресурса развития личности. Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных даров и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах.

История религии. Курс предполагает ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Предполагается, что каждая религия в рамках курса будет описана по её внешним признакам, по её видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Предметом преподавания будет не содержание верований, а само существование этих верований, о котором необходимо как можно более непредвзято информировать учащегося. Предполагается такая подача материала, которая не будет включать в себя, в идеале, ни оценочных суждений, ни активизаций эмоционального плана. Курс чисто информативный, мировоззренчески и этически безразличный, следовательно, самостоятельной роли в формировании мировоззрения и этических представлений школьника не играет, только вспомогательную (и ту – при соблюдении ряда условий). Если преподавать, то старшим школьникам. Для школьников среднего возраста может оказаться просто вредным.

Светская этика. Курс предполагает ознакомление учащихся с этической системой, основанной на внерелигиозных нравственных ценностях. Курс представляется самым сложным с точки зрения наполнения содержания и предполагает наибольшие риски, поскольку подрывает сами основания нравственно-этических норм, подвергает сомнению абсолютность категорий добра и зла, добродетели и порока.

Остальные три курса – «основы исламской культуры», «основы иудейской культуры», «основы буддизма» также являются конфессиональными и могут быть выбраны представителями указанных конфессий.

Для преподавания в школах всех шести курсов министерством образования и науки были одобрены шесть учебных комплектов, получивших множество экспертных заключений представителей академической науки, высшей школы, экспертов в области педагогики. Русская Православная Церковь продолжает работу над учебными материалами по курсу «Основы православной культуры» для других образовательных ступеней.

Структура

В настоящее время проходящий апробацию в рамках эксперимента курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4−го класса и первого полугодия 5−го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры. Вот пример урока.

урок № 9 (25)

Зачем творить добро?

«Из наших прошлых бесед, наверное, стало понятно, что слова «хороший человек» и «верующий человек» — не одно и то же. Есть очень совестные и добрые атеисты. Атеисты — это люди, не верящие в Бога и не молящиеся Ему (греческая приставка «а» означает «без», а слово теос по гречески значит Бог)».

Ученику в начале каждого занятия сначала предлагается подумать самостоятельно, например, почему люди иногда говорят «Слава богу!» или «О боже!» (урок № 1 «Бог»). Затем в доступной форме разъясняется предмет урока. Первый урок, в частности, содержит историю о мальчике Ване, спасшем котенка от стаи бродячих собак. Мальчик оказывается единственным верующим в Бога ребенком в классе, и заинтересованные одноклассники пытаются узнать у взрослых: «Что такое Бог?». Первым, кто отвечает на этот вопрос, оказывается преподаватель физики. Видимо, его появлением решается проблема соотношения религии и науки, которая может возникнуть у четвероклассников.

Каждый урок учебника включает «Копилку знаний» – врезки с дополнительной информацией по теме – это и факты из истории, рассказ о происхождении и значении слов (например, «Ликование. Корень «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование – это вершина радости… Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью»), выдержки из Библии, стихотворения (Михаил Лермонтов, Александр Солодовников, неизвестная монахиня Новодевичьего монастыря).

Завершается урок проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, урок № 2 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один – «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на уроке.

Вторая часть курса – пятый класс. Здесь для уже подготовленных 4−м классом учеников излагаются необходимые для православного человека знания: как христианство пришло на Русь, отношение христиан к природе, к семье, войне («Знаете ли вы войны, где вместе против общих недругов сражались христиане, мусульмане, буддисты, татары, калмыки, русские?»), труду. Дается ответ на вопрос: «Зачем творить добро?». И, наконец, разъясняются заповеди, Божий суд («Люди всех религий согласны в том, что тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полет. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом»), существование монастырей и понятие литургии. В конце учебника приводятся темы для исследовательских работ и сочинений, а также текстовые задания по курсу.

Ближе к детям

Учебник написан доступным для ученика младших классов языком и в приближенной к реалиям современных детей форме. Наряду с классической «Снежной королевой» и советским Чебурашкой (его вспоминают из-за неудачной песенки со словами «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…») в учебнике есть обращение к таким классическим произведениям мировой литературы как «Хроникам Нарнии» и «Властелин колец».

2. «Культура – это святыни народа, святыни нации», - писал академик Д.С.Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру, которая принадлежит всем людям. Духовная часть культуры – это всеобщее достояние. Пользоваться мудростью и глубиной духовной культуры сможет человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, рассматривая росписи храмов, не понимают, кто изображен, и что это означает, читают стихи и не понимают значения слов и смысла, заложенного поэтом. Нельзя отрицать, что православная культура влияет на всю культуру в целом: на литературу, музыку, театр, архитектуру, историю, живопись, военное дело, законодательство, повседневную жизнь людей. Через шедевры русского зодчества, иконописи, древней книжности, воплотивших в себя духовные и эстетические идеалы наших предков, мы раскрываем перед учениками, учителями и родителями нравственные идеалы нашего народа, обращаем внимание на эти примеры как на эталоны поведения, которые должны заставить задуматься о своей жизни.

3. Государственные символы России так же содержат сакральный смысл:

Гимн - «Россия - священная наша держава. Хранимая Богом родная земля!»;

Герб – икона «Святой Георгий, побеждающий змея»;

Флаг – белый цвет- цвет жизни, главный цвет,

голубой – небесный, цвет Богородицы – покровительницы России,

красный – цвет Пасхи, Воскресения Христова.

4. Россия многонациональная страна, испокон веков на ее территории проживают люди разных вероисповеданий. Но в истории России не было религиозных воин, всегда православные люди с уважением относились к людям другой веры. Бок о бок защищали свое Отечество.

5. Как бы не складывалась историческая судьба России (поддерживает официально государство религию или нет), люди все равно продолжают руководствоваться в воспитании главным евангельским принципом: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали.

6. Изучение «Православной культуры» в школе носит культурологический характер (т.е. изучает историю православной культуры) и не предлагает религиозной практики: отправление религиозного культа, совершение богослужений, обрядов и т.д

Возможные вопросы, возражения:

Светский характер образования в школе.

Светский – не значит атеистический, антирелигиозный, светский характер образования означает всестороннее знакомство с окружающей действительностью, картиной мира, подразумевая т.о. знакомство и с религиозным (в частности христианским) взглядом на мир. Принципами государственной политики в области образования являются также приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; защита и развитие системой образования национальных культур, свобода и плюрализм в образовании (Закон «Об образовании», ст.2).

Право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. (См. п.1 настоящего документа).

Нет подготовленных педагогов.

Педагог, работающий в школе и интересующийся православной культурой, может пройти курсы повышения квалификации при Институте развития регионального образования. В настоящее время Тобольско-Тюменская епархия планирует проведение таких курсов в каждом регионе, создание методических объединений по ОПК и др. мероприятия.

Право на получение образования, в том числе и религиозного, является неотъемлемым правом каждого человека. Оно зафиксировано в: международных правовых актах –

Всеобщая декларация прав человека (1948г., ст. 18, 26),

Международные пакты о правах человека (1966г.: о гражданских и политических правах – ст.18; об экономических, социальных и культурных правах – ст.13)

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981г.: ст.1, п.1-2; ст.5, п.1-2; ст.6, п.е)

Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.: ст.5, п.1б)

Конвенция о правах ребенка (1989г.: ст.14, ст.29, п.1с.)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.: ст.9, Первый протокол к Конвенции – ст.2)

законодательных актах РФ –

Конституция РФ (1993г.: ст.2, 15, 17, 19, 28, 43)- подтверждение норм международного права

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (Ст.3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания, п.1,5,6; ст. 5. Религиозное образование, п.1,4; Ст. 16 Религиозные обряды и церемонии, п.3);

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (Ст. 2. Принципы государственной политики в области образования, п.1, 2, 4, 5; ст. 14 Общие требования к содержанию образования, п.1, 2; ст. 52. Права и обязанности родителей, п.1,5; Ст. 55. Права работников образовательных учреждений, п.4)

В этих документах подчеркивается:

право на свободу совести, право на религиозное образование, право на приобщение к национальным культурным ценностям, право родителей обеспечивать своим детям образование в соответствии со своими религиозными убеждениями, ответственность родителей за образование и воспитание детей, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

13 марта 2025 г.
Епархиальное собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии состоялось в духовной столице Сибири

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.