Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

О Таинстве Соборования. Иерей Александр Попов

18 февраля 2015 г.

Освящение святого елея заповедано нам Господом нашим Иисусом Христом. Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Он в течение всего общественного Своего служения непрерывно «исцелял всяк недуг и всякую язву в людях» (Мф. IV, 23).

По избрании же 12 апостолов Спаситель, посылая их проповедовать Царствие Божие, дал им власть, то есть благодать и право, целити всяк недуг и всяку болезнь и повелел им применять эту власть, и подавать исцеления болящим, сказав: «болящия исцеляйте» (Мф. X, 1,8). Вот тот непосредственно-божественный источник, из которого произошло, обособилось и постепенно образовалось таинство святого елея и его чинопоследование.

Чин этот состоял из следующих элементов: 1) Совершителями его были св. апостолы, и не один, а два, избранные и уполномоченные Господом для проповеди и исцелений. Прежде исцелений они предлагали народу учение о наступлении Царствия Божия и о покаянии. 2) Лицами, приемлющими елеопомазание, были не все слушатели проповеди, а только – больные из них. Без сомнения, эти больные веровали в учение св. апостолов и приносили покаяние во грехах своих, как делали, например, и крестившиеся от Иоанна Предтечи. 3) Веществом для совершения исцелений служил елей (оливковое масло). 4) Образ совершения состоял в помазании апостолами больных елеем. 5) Следствием елеопомазания были благодатные исцеления больных от всяких болезней.

Конечно, у апостолов это был чудотворный дар, но они передали благодать исцелений и саму форму совершения таинства (обрядность) пресвитерам Святой Церкви.

Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем.

На языке богословском или вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Эти два названия означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом.

В обыденном наименовании таинство елея называется соборованием – откуда и вошли в обиход слова «соборовать», «собороваться». Это потому, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами или более и при собрании многих верующих.

Таким образом, освященный елей преподается кающимся и исцеляет недужных, и врачует не только тело, но и души. И об этом свидетельствует Иаков брат Божий, говоря: «Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеров Церкви и да молитву сотворят над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего. И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. V: 14-15).

Где можно совершать соборование? В настоящее время существует одно для всех случаев «Последование святого елея», в оглавлении которого означено: «Последование святого елея, певаемое... в церкви или в дому». Церковь поставлена прежде дома, и в ектении на освящение елея имеется прошение «о святем храме сем». Из этого следует, что Святая Церковь поставляет храм Божий главным местом, первым и преимущественным для совершения над больными Елеосвящения. В храме мы имеем ближайшими ходатаями за себя Матерь Божию и святых, которым и молитвы положены в чине святого елея. Божий храм есть для нас настоящая врачебница всех наших недугов.

По уставу разрешается совершение святого помазания над недужными и в домах двумя или одним священником. Но всякое богослужение, совершенное в храме Божием, располагает и побуждает присутствующих и совершителей к поспешествуемым (усердным) молениям к Господу Богу и святым.

Веществом для помазания болящих, по свидетельству св. евангелиста Марка (VI, 13) и св. апостола Иакова (V, 14), при установлении таинства Елеопомазания был елей, что в переводе с греческого означает «масло». Ныне известны масла минеральные, растительные и животные. По преданию и практике Святой Церкви известно, что то было масло не минеральное и не животное, но растительное, а из растительных – деревянное, оливковое, добываемое из маслин – плодов оливкового дерева.

Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства.

Елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует силе таинства. Он (елей) считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой – на одном уровне с хлебом, вином и водой. Сверх этого общего значения оливковое масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п. При соборовании в сосуд с елеем прибавляют для таинства красное церковное вино. Вино прибавляется к елею по двум причинам. Первая – в воспоминание о евангельском самарянине, который возлил на раны избитого разбойниками елей и вино. Вторая причина заключается в словах – «Кровью Своею». Эти слова имеются и во второй части второй молитвы на освящение елея, где читается следующее: «Сотвори, Господи (нас, пресвитеров), быти служителей Новаго Твоего Завета над елеем сим, егоже усвоил еси честною Кровью Христа Твоего», то есть вино прибавлялось к елею не только в подражание деянию самарянина, но потому, что таинство св. елея имеет благодатную силу из-за страданий Спасителя, Его Пречистой Крови, пролитой на Кресте. Эта идея символически изображается прибавкой к елею красного вина, пресуществляемого в Евхаристии в Кровь Христову.

В настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения. Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие для принятия благодати Святого Духа требуется перед совершением всех христианских таинств, например, крещения, миропомазания, священства, брака и равного им елеосвящения. Также Церковь говорит и верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю забытых, а не утаенных специально грехов.

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» г. Тюмени иерей Александр Попов


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»

16 мая 2025 г.
Духовное путешествие в Тобольский Кремль, встреча Воскресной школы с Митрополитом

14 мая 2025 г.
Праздничный концерт Тобольских духовных школ «Мы помним героев»

14 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 4-ю по Пасхе

10 мая 2025 г.
Гала-концерт и награждение победителей фестиваля «Весенние мелодии Сибири»

10 мая 2025 г.
9 мая в Тобольске прошло Богослужение

10 мая 2025 г.
Богослужения в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в параде Победы

9 мая 2025 г.
В день Великой Победы Митрополит Димитрий совершил богослужение в Тюмени

9 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ

7 мая 2025 г.
В Тобольске начался детский хоровой фестиваль-конкурс «Весенние мелодии Сибири»

7 мая 2025 г.
Две воскресные школы — одна большая радость

6 мая 2025 г.
Престольный праздник Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

5 мая 2025 г.
В Тюмени прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тюменского благочиния Тобольско-Тюменской епархии

5 мая 2025 г.
Пасхальные молодежные встречи в Неделю святых жен-мироносиц

4 мая 2025 г.
Радоница

1 мая 2025 г.
Антипасха в Тобольске

1 мая 2025 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

1 мая 2025 г.
2025.04.28 События Тобольской митрополии

29 апреля 2025 г.
Миссионерская поездка учащихся духовных школ г. Тобольска по Ялуторовской земле

28 апреля 2025 г.
В ТЮМЕНИ СОСТОЯЛОСЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

28 апреля 2025 г.
ОРОиК ТТЕ ПОДГОТОВИЛ ВЫСТАВКИ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА СВ.ПАСХИ

29 апреля 2025 г.
Ишимскую епархию посетил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий

28 апреля 2025 г.
Пасхальный концерт в Тюменской филармонии

28 апреля 2025 г.
Архипастырское богослужение на Антипасху в Знаменском кафедральном соборе

28 апреля 2025 г.
АУДИО. Сражения Великой Отечественной войны в морях Тюменского края

27 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Благовещенском соборе

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил с. Онохино и мкрн. Большой Тараскуль

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий совершил молебен в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

26 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Архангела Михаила с. Червишево

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Пасхальный концерт в с. Нижняя Тавда и с. Антропово

25 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Нижняя Тавда

24 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре

23 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре

22 апреля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию

19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

22 апреля 2025 г.
Поздравление Владыки-ректора с Пасхой

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

19 апреля 2025 г.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

19 апреля 2025 г.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

19 апреля 2025 г.
Поздравление Губернатора Тюменской области А.В. Моора с праздником Пасхи

19 апреля 2025 г.
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ДЕТЯМ МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


озношение и поношение


Все мы в этом мире словно товар на базаре. Одни поднимают нашу цену до небес, другие не дают и гроша. Возношение и поношение, приходящие к нам от людей, всегда производят в нашей душе раздвоение: одна половина души радуется возношению, другая печалится из-за поношения, ибо в таинственной глубине собственного сознания мы чувствуем, что ни возношением, ни поношением всё о нас не сказано. Трезво смотри и на крайние возношения, и на крайние поношения - ибо ты не заслуживаешь ни того, ни другого, - чтобы не взлететь тебе без крыльев и не утонуть в бездне отчаяния.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.