Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года

13 января 2017 г.

По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии, и был наполнен религиозными языческими ритуалами.

У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам.

В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским.

Календарь (лат. calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.

Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» – от 747 года до Р.Х.

В 325 году на I Вселенском соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление»: точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово.

Так человечество жило свыше тысячи шестисот лет, пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский» календарь, по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

Год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический – по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность – 365,2422 суток.

Получается, что юлианский календарь как раз ближе к «золотой середине» – он придерживается срединной позиции, выравнивая «перекосы» обеих систем расчета. Год же по григорианскому стилю – практически полностью смещен в сторону «тропической системы», и он «ускоряет» даты.

До сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

В России с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира.

В X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта. С 1492 года (7000 год от Сотворения мира), при великом князе Иоанне III, начало нового года – 1 сентября.

15 декабря 1699 года Петр I издал указ: «Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря (января) по примеру всех христианских народов…».

В XIX веке все чаще в России наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые «западники») стала примериваться к европейскому образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах XIX века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» – вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» – таков был аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.

В революционные годы большевики окончательно направили жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. И эти «лишние» дни привели к серьезной путанице…

Если раньше, по старому стилю (Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым стал обычный день календаря, а праздник Рождества – как бы второстепенным. Хотя эти праздники несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

Рождество Христово христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь – 25 декабря по юлианскому (7 января н.ст.), католический мир (только с XVI века!) по григорианскому – 25 декабря.

Однако у нас до сих пор сохраняется традиция встречать «Новых Год» по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю – наш добрый «Старый Новый год».

протоиерей Григорий Мансуров
Председатель издательско-информационного отдела
Тобольской митрополии


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



13 октября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

2 октября 2025 г.
АУДИО. Вечер воспоминаний о протоиерее Максиме Иванове

29 сентября 2025 г.
Чин Воздвижения Креста

29 сентября 2025 г.
В день Рождества Богородицы

29 сентября 2025 г.
«Лики святости»: искусство, где встречаются фото и вера

29 сентября 2025 г.
XXIV Филофеевские образовательные чтения «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

26 сентября 2025 г.
Хор воскресной школы на даче

26 сентября 2025 г.
Урок Мужества в детской воскресной школе

25 сентября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ДЕВУШКИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 сентября 2025 г.
ДЕЛО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

22 сентября 2025 г.
Оргкомитет Филофеевских образовательных чтений

21 сентября 2025 г.
Престольный праздник в Богородице-Рождественском женском монастыре г. Тюмени

20 сентября 2025 г.
Архиерейское богослужение в с. Ярково

25 сентября 2025 г.
АУДИО. Жизнь купца-мецената Николая Чукмалдина в Тюмени и в Москве, судьба его потомков

20 сентября 2025 г.
Молебен в часовне «Неопалимая Купина»

20 сентября 2025 г.
В ТОБОЛЬСКЕ СОСТОЯЛИСЬ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ЮНОШИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

20 сентября 2025 г.
ПРАПРАВНУКИ КУПЦА-МЕЦЕНАТА ЧУКМАЛДИНА ПОСЕТИЛИ ТЮМЕНЬ И КУЛАКОВО

18 сентября 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

17 сентября 2025 г.
В Тюмени похоронили клирика Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

18 сентября 2025 г.
АУДИО. Разговор с новым ректором Тобольской духовной семинарии иереем Димитрием Майоровым

15 сентября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

12 сентября 2025 г.
День памяти усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября 2025 г.
Молебен на начало учебного года

9 сентября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЕЛ КОНКУРС «ЛИКИ СВЯТОСТИ»

8 сентября 2025 г.
БУДИ, ГОСПОДИ, МИЛОСТЬ ТВОЯ НА НАС, ЯКОЖЕ УПОВАХОМ НА ТЯ

5 сентября 2025 г.
1 сентября в Тюменском духовном училище

4 сентября 2025 г.
Заседание епархиального совета Тобольско-Тюменской епархии

4 сентября 2025 г.
Гермогеновские чтения

2 сентября 2025 г.
В день памяти священномученика Гермогена в Тобольске совершили богослужения

1 сентября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

1 сентября 2025 г.
Начало учебного года в Тобольских духовных школах

30 августа 2025 г.
В Тобольске совершили богослужения в день памяти Нерукотворного Образа Спасителя

29 августа 2025 г.
В Тюмени отметили день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

28 августа 2025 г.
В Тобольске совершили чин погребения Пресвятой Богородицы

28 августа 2025 г.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

25 августа 2025 г.
Церковная помощь наркозависимым

25 августа 2025 г.
Студенты семинарии посетили село Суерка

22 августа 2025 г.
В Тобольских духовных школах огласили результаты вступительных испытаний

22 августа 2025 г.
Преображение Господне отметили в Тобольске

22 августа 2025 г.
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Семи отроков, иже во Ефесе

22 августа 2025 г.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

22 августа 2025 г.
Празднование дней памяти атамана Ермака Тимофеевича в с. Вагай Тюменской области

22 августа 2025 г.
Положение о Конкурсе детских рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

12 августа 2025 г.
День памяти вмч. и целителя Пантелеимона

8 августа 2025 г.
Обретение мощей прп. Серафима Саровского

5 августа 2025 г.
День памяти иконы Божией Матери «Знамение-Абалакская»

28 июля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил богослужение в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

12 июля 2025 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

30 июня 2025 г.
ПРОВЕДЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРКСЭ

30 июня 2025 г.
О проведении курсов повышения квалификации по предмету ОПК для учителей школ Тюменской области







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


еликий человек

Hевозможно стать великим до тех пор, пока не начнешь считать себя мертвым. Невозможно стать великим до тех пор, пока боишься чего-то больше Бога, пока любишь кого-то больше Бога и пока не станешь видеть свою смерть в прошлом, а не в грядущем.                                                                                                                                                                                                                        


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.