Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»

22 сентября 2018 г.

Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович).

Каждый день убеждаешься в том, что, рассуждая об украинской церковной проблеме, зачастую церковные мужи, образованные иерархи и богословы, с одной стороны, и, как правило, журналисты, с другой, как «светские», так и «наши», говорят и пишут о том, что Вселенский Константинопольский Патриархат собирается или, по словам других, не собирается предоставлять автокефалию Украинской Церкви.

Однако, этот способ выражения, с экклесиологической точки зрения и с точки зрения священных канонов, неточен, и, следовательно, вводит в заблуждение независимо от того, насколько благими были побуждения подавляющего большинства изъяснившихся таким образом. Естественно, я не утверждаю, что подобная формулировка объясняется недостаточной богословской подготовкой некоторых пастырей и богословов Церкви или намерением не-богословов исказить реалии. В данном случае у меня сложилось впечатление, что эта ущербная терминология происходит скорее всего из-за невнимательности и небрежности.

Я объяснюсь. На Украине есть каноническая Украинская Православная Церковь, которая в качестве автономной Поместной Церкви находится в подчинении Московского Патриархата, признается всеми без исключения Православными Церквами и состоит с ними в евхаристическом общении.

Эта Церковь не желает и ни у кого не просила автокефалию, даже у Московского Патриархата, к которому относится и который в таком случае был бы призван начать всю процедуру, выйдя с соответствующим предложением, ни у Константинопольского Патриархата, который, как первопрестольная Церковь, был бы призван тогда в рамках координации вопроса вынести данный вопрос на всеправославное обсуждение и окончательное решение: либо положительное, либо отказав в этой просьбе до времени или на неопределенный срок.

Параллельно с этой канонической Украинской Церковью в стране существуют три раскольнических объединения, а вдобавок к ним, агрессивная униатская община. И вот эти переговоры об автокефалии как раз и ведутся с этими раскольническими «Церквами» и одновременно с государственными властями Украины в отсутствии канонической Церкви и вопреки ее желанию. Cамо собой разумеется, что при этом самым наглым образом в этот вопрос на стороне раскольников вмешиваются униаты.

Следовательно, речь идет не о проекте предоставления автокефалии Украинской Церкви, как мы об этом постоянно слышим и читаем, но о программе предоставления автокефалии украинским схизматическим образованиям.

Действия Константинополя объясняются и аргументируются стремлением устранить расколы и восстановить церковное единство народа Украины на основании недавно сформулированного учения о том, что, как Вселенский престол и исторически мать для славянских Церквей, Константинопольская Церковь имеет право принимать решения по собственному праву и по собственной инициативе, пренебрегая прежде существующими границами автокефальных Поместных Церквей и невзирая на их позицию или сопротивление. Тем не менее, это учение совершено не выдерживает критики, потому что, согласно действительному устройству Церкви, выше епископата и полноты автокефальной Церкви стоит лишь соборный институт, т.е. авторитет собора всех или большинства автокефальных Церквей (Вселенский собор) или собор большинства церквей какого-либо широкого региона (Великий собор – Μείζων σύνοδος). Первый епископ нашего Востока является не абсолютно первым, как это имеет в юрисдикции старого Рима, но первым в Соборе. Согласно всем известному 34-му апостольскому правилу, Собор без первого недействителен, но и первый без Собора существовать не может. Из этого следует, что Вселенский Патриарх не имеет права обсуждать, и уж тем более, принимать решения о статусе Украинской Церкви и, соответственно, какой-либо иной Церкви, сам по себе, вне Собора, самовластно.

Сюда следует добавить и иную проблему. Каким образом было бы возможным восстановить законно изверженных епископов и клириков, их вождя – Денисенко, лжепатриарха Киевского, не только изверженного, но и, сверх того, отлученного и анафематствованного? Разве может какая-нибудь Церковь, не исключая и первой по чину и славе, нарушать и считать недействительными церковные деяния и решения другой братской Церкви? Более того, разве имеет право какая-нибудь Церковь признавать или не признавать канонические действия иной Церкви в зависимости от обстоятельств и случая, к тому же на основании сомнительных критериев? Все обстоит как раз наоборот: совершаемые в одной Православной Церкви хиротонии, переводы клириков, прославления святых тому подобное, с одной стороны, но и лишения сана, низвержения, отстранения от совершения богослужений и другие епитимьи, с другой, автоматически признаются и имеют силу во всех без исключения Церквах. Если устранить этот принцип внутренней связанности и взаимопроникновения Церквей, то сразу же нарушается вся структура и вся система функционирования церковного организма. Правильное следование вышеуказанному принципу, прежде всего, с одной стороны, исключает диалог с раскольниками «на равных», после чего, с другой стороны, они с покаянием возвращаются в единство с Церковью и к каноническому порядку. Вот тогда уже они могут и имеют право выдвигать свои требования, в том числе и требование автокефалии, сначала к своей собственной Церкви, а затем через нее ко всей Церкви.

Этому методу до недавних пор неуклонно следовал и Вселенский Константинопольский Патриархат, как по отношению к расколам на Украине, так и по отношению к расколу в Скопье. Во дни нынешнего Всесвятейшего Вселенского Патриарха было время, когда Фанар не принимал раскольников из Скопье для обсуждения их вопроса без предварительного согласия Сербского Патриархата. Тогда было немыслимо, чтобы они обращались напрямую к Вселенскому Патриарху, минуя Церковь, от которой откололись, а их вопросы включались бы в повестку дня Константинопольского Священного Синода. При этом недавно Сербская Церковь узнала о таких фактах только из средств массовой информации. Проступает явная аналогия с украинским вопросом. Зададимся вопросом: каково содержание термина автокефальная Церковь?

Однако, худшее и самое прискорбное — это то, что провозглашенная цель операции под названием Украина – упразднение расколов и воссоединение православных христиан Украины, заранее обречена на неудачу. Расколы не преодолеваются полумерами на основании формального и притворного обращения раскольников, которых активно поддерживают светские власти и трудно различимые внешние политические центры, которые обычно действуют скрытно. Самое большее, что получится сделать, так это сократить количество раскольнических группировок: вместо трех образований, существующих на данный момент, возможно, или вероятно, возникнет новая «конфедерация» весьма слабо соединенная по сути, признаваемая одними Церквами, и не признаваемая другими, в то время как имеющая большинство каноническая Церковь останется там, где она находится и сейчас: под покровом и эгидой Московского Патриархата. А вот этот самый господин Денисенко, некогда митрополит Филарет, один из наиболее вероятных в свое время кандидатов на Московский Патриарший престол, сегодня самопровозглашенный «Патриарх Киевский» (сохранит ли он за собой этот титул?), подтверждает истинность моих слов, заявляя о том, что в будущем русскоязычные будут относиться к Москве, как это имеет место и сегодня, тогда, как украиноязычные к нему (а куда же еще?). Лишь одну деталь забыл упомянуть этот достойный уважения за своей возраст, но во всем ином жалкий и достойный сожаления муж: практически все жители Украины являются русскоязычными, в то же время немало и таких, кто одновременно является и украиноязычным. Я предполагаю, что преклонный возраст в случае с господином Денисенко, а также близость выборов в случае с господином Порошенко, и являются той немаловажной движущей силой, которой можно объяснить поспешность и нетерпение обоих. Но в то же время я не могу понять, к чему нужно спешить Константинополю? Что за выгода Православию из всего этого? Стоит ли рисковать его единством ради такой перспективы? Весьма сомневаюсь. Раскол так или иначе останется, либо в виде трех образований, либо в виде одного. Следовательно, напрасно трудится Великая Церковь Христова. Я очень надеюсь, что она замечает бряцающий меч великого раскола не только на Украине, но и по всему православному миру. Не дай-то Бог!

Я знаю, что в прошлом многие расколы, да и не только они, а и еретические движения преодолевались, а их сторонники в покаянии и по отречении своих заблуждений воссоединялись с Церковью. Но насколько мне известно, в двухтысячелетней истории Церкви нет прецедентов вхождения раскольников в Тело Церкви, чтобы они одновременно автоматически вознеслись на высоту высочайшего исторического образа бытия какой-либо Церкви и вошли в сонм славнейших и выдающихся Церквей без какого-либо промежуточного периода созревания, аскезы, восстановления церковных нравов и образа мыслей, просто лишь «благодатию и щедротами» первопрестольной Церкви.

Следует отметить, что некоторые исторические Церкви, славные своим духовным уровнем, свидетельством и вкладом, никогда не впадавшие в бездну ереси или раскола, еще не получили автокефалию и, весьма вероятно, не получат ее во веки вечные. Несмотря на это, они не протестуют, ни жалуются и не хнычут. Следовательно, с необходимостью напрашивается вывод в виде оксюморона: значит, будучи раскольнической общиной, рано или поздно ты все равно будешь оправдан, восстановлен и, более того, возвышен до статуса автокефальной Церкви. Таким образом, раскол перестает быть смертным грехом и преступлением, несмываемым даже мученической кровью, а превращается в простую и легкую оплошность, легко врачуется и, в конце концов, — о, странное чудо! — вознаграждается. Хотим мы этого, или нет, но устраняется преграда для множества новых расколов, а Православная Церковь рискует стать неким виноградником без ограды, при этом произойдет непоправимый вред, соблазн совести и утрата всякого доверия к нашей Церкви как у инославных, так и у иноверных и нерелигиозных людей.

Все это я пишу с большой скорбью, с душевной болью, к тому же всем сердцем почитая и любя мученическую Великую Церковь Христову, «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему»(Рим. 9:1, ср. 2 Кор. 11:31, Гал. 1:20, 1 Тим. 2:7), как следствие только что возникшей ситуации, напряжения и разногласий по вопросу уврачевания ран, нанесенных расколами. В настоящее время расколы, вместо того, чтобы быть устраненными из нашей среды, странным образом вызывают дополнительные духовные и душевные расколы среди самих защитников единства, благостояния и стройного шествия святых Божиих Церквей. Именно ради утверждения вот этих последних ценностей «забота о всех Церквах» (2 Кор. 11:28) наполняет и мое сердце смиренного православного епископа, так что «мне, наименьшему из всех святых», т.е. христиан (Еф. 3:8, ср. 1 Кор. 15:9), непозволительно молчать, чтобы избежать возможных подлых и ничтожных обвинений в неверности, предательстве, дезертирстве и т.д. Напротив, любовь к Церкви святого апостола Андрея и всякой Православной Церкви подвигает меня вещать, а не молчать, говорить по совести и откровенно.

Я от всего сердца желаю, чтобы Устроитель и Жених Церкви Господь наш Иисус Христос, благодатью Всесвятого Духа и благоволением Бога и Отца, предстательством святых и богоносных отцов наших: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фотия Великого и всех прославивших престол Нового Рима, вкупе же и святых митрополитов Киевских и Патриархов Московских и всех святых, помиловал, просветил и спас всех нас! Я написал и спас свою душу.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



13 февраля 2019 г.
В Тюмени прошла презентация сборника «Соль земли. Подвижники православной веры в Приишимье»

12 февраля 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Пункт обогрева бездомных в Тюмени

11 февраля 2019 г.
В Москве завершила свою работу IX Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

8 февраля 2019 г.
Прямая трансляция из духовной столицы Сибири: богослужение на греческом языке покажут на телеканале «Союз»

8 февраля 2019 г.
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище проводит день открытых дверей

7 февраля 2019 г.
В Тюмени пройдет презентация книги о подвижниках православной веры в Приишимье

6 февраля 2019 г.
В Нижней Тавде состоялась III Социально-образовательная конференция «Молодежь села: свобода и ответственность»

6 февраля 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Об искушениях Господа Иисуса Христа

6 февраля 2019 г.
Отчетный круг Тюменского городского казачьего общества

1 февраля 2019 г.
Семинар Светланы Коневой

1 февраля 2019 г.
Благодатное паломничество

1 февраля 2019 г.
В Тобольской духовной семинарии состоялся праздничный вечер «Святейший Патриарх Кирилл на Тобольской земле»

1 февраля 2019 г.
В Тобольской духовной семинарии открылась книжная выставка «Наш Патриарх Кирилл. К десятилетию Патриаршего служения»

30 января 2019 г.
Январский выпуск журнала Православный просветитель

30 января 2019 г.
Письмо в редакцию. Помощь святой блаженной Матроны Московской

28 января 2019 г.
Рождественские дни в воскресной школе Благовещенского собора

28 января 2019 г.
Панихида к 100-летию начала расказачивания

28 января 2019 г.
В иконописной школе Тобольской духовной семинарии впервые учится студентка из Китая

28 января 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Протоиерей Николай Цирке в эфире радио «Вера»: беседа о семейной жизни в православии

25 января 2019 г.
Рождественская ярмарка в Благовещенском соборе Тюмени

25 января 2019 г.
Чудо добра и милосердия: в Благовещенском соборе прошла благотворительная акция

25 января 2019 г.
Рождественские святки: подарили детям радость

23 января 2019 г.
Игумен Михей (Селяков) назначен ключарем подворья Русской Духовной Миссии в Иордании

22 января 2019 г.
Творческая работа воспитанников ВШ на радио «ВЕРА»

21 января 2019 г.
В ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОШЛИ КРЕЩЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

21 января 2019 г.
В Зубарево прошла детская экспедиция «Рождественские святки: история и православные традиции Тюменского района»

21 января 2019 г.
Крещение Господне в Тобольске

21 января 2019 г.
В Тюмени прошли Рождественские посиделки для молодежи, в которых принял участие митрополит Димитрий

20 января 2019 г.
Освящение Крещенской купели в Заречном микрорайоне г. Тюмени

18 января 2019 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий в Крещенский сочельник возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени и совершил чин Великого освящения воды на реке Туре

17 января 2019 г.
«Сибирский паломник» приглашает в поездки в феврале

17 января 2019 г.
В Никольском храме Тюмени в честь праздника Рождества Христова прошла детская военно-патриотическая игра

17 января 2019 г.
Праздник Рождества Христова в воскресной школе Никольского храма Тюмени

16 января 2019 г.
Лучшие доклады XVII Филофеевских образовательных чтений

16 января 2019 г.
Христославы в Успенке

16 января 2019 г.
Нижнетавдинский центр «Троица» становится центром духовно-нравственного воспитания всего района

16 января 2019 г.
Спортивные мероприятия в Тюменском православном казачьем учебном центре

16 января 2019 г.
Рождественская елка для многодетных семей и детей проекта «Дом для мам» и акция «Православные против абортов» в Тюмени

16 января 2019 г.
В ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОЙДУТ КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ

16 января 2019 г.
АУДИО, ВИДЕО. Митрополит Димитрий в эфире радио «Вера»

14 января 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Разговор о недопустимости астрологии в эфире радио «Вера»

11 января 2019 г.
Рождественский концерт в Тобольской семинарии

11 января 2019 г.
Концерт для бабушек

10 января 2019 г.
Праздничное Богослужение в Богородице-Рождественском женском монастыре

10 января 2019 г.
Рождественский концерт в сельском Доме культуры

10 января 2019 г.
Рождество Христово в Тобольском кремле

10 января 2019 г.
Рождественский концерт в Тюменской филармонии

10 января 2019 г.
Открытие Рождественского вертепа в Тобольске

9 января 2019 г.
Январский выпуск Сибирской Православной газеты

9 января 2019 г.
Праздничное Богослужение в Знаменском кафедральном соборе г.Тюмени







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


остижения

Всякое достижение, в учении или в труде, завоеванное трудом и усилием, но без Бога, усиливает жажду достижений. Пусть ты вложил в свое достижение самый упорный труд, но без Бога оно грех. А всякий грех усиливает жажду нового греха.
То же, что приобретено с именем Божиим, делает человека счастливым, ибо утоляет жажду.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.