РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольской митрополии Русской Православной Церкви
6 января 2019 г.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сегодня наша святая Матерь Православная Церковь торжественно празднует величайшее и спасительное событие – пришествие в мир Христа Спасителя. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
Сердце каждого православного христианина радуется поистине неизглаголанной и духовной радостью, ибо Бог воплотился, Слово Отчее сошло на землю. Христос, Сын Божий, приблизился ко всякому человеку. Теперь каждый из нас может видеть Его пречистый образ, слышать Его слова, записанные в Святом Евангелии, участвовать в Таинстве Божественной литургии, соединяясь со Христом. Однако для того чтобы Богомладенец Христос был воспринят в нашем сердце, мы должны в своей жизни очистить душу, преодолевать греховный эгоизм и исполнять заповеди Божии. В Святом Евангелии Христос призывает каждого из нас без лукавства работать над очищением и преображением своей души, чтобы искренне и чистосердечно принять воплотившегося Господа, подражая нашим благочестивым предкам. Важно помнить, что мы являемся наследниками Святой Руси.
В истекшем году минуло сто лет со дня трагического события – жестокого убиения безбожниками Царской семьи, сохранившей верность Христу и Его Церкви. Убийцы не пожалели даже невинных детей, они уподобились злому иудейскому царю Ироду, повелевшему в дни Рождества Христова убить всех младенцев в Вифлееме.
В историю нашего Отечества град Тобольск вошел как город, не убивший царя. При поддержке Правительства Тюменской области в городе Тобольске был открыт Музей Царской семьи в историческом здании, где святые царственные страстотерпцы проживали восемь месяцев в 1917-18 годах. К этому событию в 2018 году были приурочены прошедшие на базе Тобольской духовной семинарии Всероссийская научная конференция «Царская семья накануне трагической гибели: извлечение уроков истории» и Международная научно-практическая конференция «Последний Царский путь». Последний Царский путь – это путь следования от Тобольска – «Сибирской Гефсимании» до Екатеринбурга – «Царской Голгофы».
Прошедший XX век явился веком жесточайших гонений, которые обрушились на Русскую Православную Церковь, буквально на всех живших в нашем Отечестве людей, которые стремились сохранить верность Святому Православию. Святейший Патриарх Кирилл призвал подходить к изучению трагических событий нашей истории в духе Христовой любви, чтобы не посеять ожесточение и разделение в обществе, в нашем многострадальном Отечестве.
Во все времена должно уделять внимание подрастающему поколению, прививая ему традиционные православные ценности и помогая духовно сориентироваться в обуреваемом злом, непростом, лукавом и коварном мире. Сегодня зло проявляет себя в подмене ценностей подлинной духовной культуры, в переориентации сознания людей от творческого созидания к потреблению. Внешние и внутренние враги Русской Православной Церкви всячески стараются нести дух разделения и вражды в православный мир. Сейчас государство и общество осознали, что Русская Православная Церковь является духовной скрепой нашего многонационального Отечества. В соработничестве церковных и государственных органов, общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения взращивается гармоничная личность человека-патриота, верного сына Матери-Церкви и своего земного Отечества. Важным примером такого доброделания в прошедшем году явились XVII Филофеевские образовательные чтения, проходившие в рамках XXVII Международных Рождественских чтений и посвященные теме: «Молодежь: свобода и ответственность».
Подлинный нравственный выбор представляет собой свободу, реализованную во имя блага всего общества. Разрушение же нравственных норм, пропаганда нравственного безразличия искажает мировосприятие человека, ведет к потере духовности, помрачению образа Божия в человеке. Если в основу духовного развития человека будут положены нравственные ценности, веками проповедуемые Русской Православной Церковью, то будущее нашего народа станет перспективным, радостным, цельным и гармоничным. И это произойдет в том случае, если вектор нашей любви будет направлен не на удовлетворение наших эгоистических пожеланий, а на действенную помощь нашему ближнему.
Сердечно поздравляю вас, дорогие мои сибиряки, с праздником Рождества Христова и с Новым годом! Желаю вам духовной радости, любви, христианского милосердия и помощи Божией во всех благих начинаниях.
Разуму служат пять чувств, уму - одно. Чувство ума суть разум.
Разумен тот, кто подчинил чувства разуму. Умный человек столько же выше разумного, сколько разумный выше чувственного.
Умный человек - тот, у кого ум господствует над разумом, то есть, у кого ум воспринимает опыт разума, как сырье, которое он превращает в нечто совсем иное, в то, что даже не напоминает опыт разума; подобно тому как желудок, принимая пищу, перерабатывает ее в кровь, то есть в нечто совсем отличное от пищи.
Человек же, у которого разум владеет умом и опыт разума остается единственным - непереваренным - содержанием ума, становится безумным. Как можно говорить о больном желудке в случае несварения, так же можно говорить о больном уме и непереваренном - безжизненном - опыте. И как организм погибает от скоплении непереваренной пищи, так же и ум помрачается от огромного количества знаний и опыта, над которыми он теряет контроль и способность к их преобразованию.