Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Читайте в январском номере журнала Православный просветитель!

6 января 2020 г.

Память о Ермаке священна для каждого гражданина России.

Россия прирастает могуществом Сибири благодаря, в первую очередь, личности державного витязя Ермака Тимофеевича, поскольку на протяжении столетий его именем и подвигом осуществлялась пространственная легитимация нашего государства. В этой связи напомню слова великого русского писателя, выдающегося мыслителя Валентина Григорьевича Распутина, которого мы по праву считали духовным губернатором Сибири: «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз».

Присоединение Сибирского ханства к России в конце XVI века явилось одним из главных событий ее военно-политической истории на исходе Средневековья. Совершив дерзновенный поход за многие сотни верст от родных границ, казачья дружина Ермака (Ермолая) Тимофеевича в 1582 году разбила основные силы могущественного хана Кучума и заняла столицу его ханства крепость Искер (Кашлык), ставшую на время опорным пунктом русского влияния за Уралом. Отсюда казаки ходили к Оби, на Тавду и Пелым, по Иртышу и Вагаю. Во время одного из ночных привалов (1585) они подверглись внезапному нападению кучумовичей и потеряли своего предводителя.

О последних минутах жизни Ермака в Погодинском летописце сообщается, что, отбиваясь от врагов, он кинулся к отплывавшему от берега стругу «и не много доити, понеже одеян бе железом в пансыре тягче; и не доплы струга, утопе» (Полное собрание русских летописей. М., 1987. Т. 36. Ч. 1. С. 135). По другим сведениям, восходящим к татарским преданиям, покоритель Сибири сразился с кучумовским воином Кучугаем (Кутугаем), который поразил его копьем «в гортань». «Ермак, – писал историк, – бился с врагами до последней минуты, прикрывая отступление отряда. Благодаря этому казаки избежали поголовного истребления: из 108 человек, ходивших на Вагай, остались в живых 90» (Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982. С. 204).

Исследователи единодушны в том, что гибель Ермака означала скорое завершение экспедиции русских казаков в Зауралье. Причины этого обычно видятся в истощении сил отряда, на протяжении нескольких лет переносившего невыносимые лишения и оторванного от русских границ. Однако Ермак и его дружина совершили главное: располагая небольшими силами, они разгромили основные силы Сибирского ханства. Таким образом была открыта одна из самых значительных страниц прошлого России, связанная с освоением огромного и пока таинственного «материка», о владении которым мечтали многие европейские и восточные государства.

Уже в 1586 году, через 1-1,5 года после гибели Ермака на поле брани, Сибирь дала царской казне 200 000 соболей, 10 000 чернобурых лисиц, 500 000 белок, кроме бобров, горностаев и прочих – драгоценную валюту того времени. Колоссальные богатства Сибири – золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, каменный уголь, графит, нефть, сера, торф, леса, алмазы, меха, рыба – на многие века обеспечили Россию.

Ермак открыл широкую дорогу, ведущую к берегам Тихого и Ледовитого океанов. Он же положил начало Сибирскому казачьему войску всеначальному. Трудно найти другого человека, который сделал бы для Родины столько, сколько сделал Ермак Тимофеевич… И притом с минимальными жертвами, даже без ведома властей, без издержек для государственной казны, не будучи к этому обязанным ни службой, ни положением.

Представьте себе ермаковскую дружину, эту, как сегодня бы сказали, образцовую воинскую часть, строго соблюдающую все православные посты и праздники, дисциплинированную, «единомысленную», трезвую, не только не грабящую и не насилующую, но и бережно относящуюся к побежденному врагу. И это на краю света, за тридевять земель от столичных городов и весей, от царской и церковной власти. Ни перед кем кроме Бога, своей совести и вождя они не отвечали!

Представьте себе и этого вождя, давшего «обет доблести и целомудрия», «велеумного», «душой знаменитого», требующего от дружины не только повиновения, но и чистоты душевной, и сумевшего твердо провести свои принципы в жизнь.

Россия времен Ивана Грозного испытывала колоссальное давление со стороны своих соседей: Европа во главе с Папой Римским и польским королем Стефаном Баторием объявила крестовый поход против России, крымский хан Давлет Гирей в очередной раз совершил коварный набег и выжег Москву дотла, Ногайская орда, хан Кучум на Востоке точили против наших предков булатные ножи, сжигая наши села и деревни, убивая мужчин, уводя в полон женщин и детей. Русскими рабами были полны рынки Каффы и Генуи. А еще бубонная чума, пришедшая с Запада, выкосила едва ли не половину населения страны. Казалось бы, все, с Россией покончено.

Но стремительный упреждающий поход Ермака на Сибирское царство и его фантастические победы явили миру уже не слабую, умирающую Россию, агонизирующую под ударами вражьих сабель, а исполина, встающего во весь богатырский рост от Балтики до Тихого океана. Поход Ермака увеличил размеры России в четыре раза, открыл пути вплоть до Тихого океана в Азию и Китай, нашел новые пустующие плодородные земли.

Но в Сибирь, еще до Ермака, устремились и завоеватели из Средней Азии. Ведь они все еще считали ее территорией, подвластной Золотой Орде, и были намерены диктовать Зауралью свои условия как вассальному ханству. Напомним, что в 1563 г. Сибирское ханство завоевал узбекский, а не татарский хан Кучум, бухарский принц, который жестоко истреблял местное население, незначительной частью которого были и татары. Именно Кучум начал враждебные действия против соседей. Его головорезы вторглись в пределы уральских купеческих вотчин. По указанию хана был убит царский посол Третьяк Чубуков, на подданных русского государства начались набеги…

В то время численность коренного населения в Сибири составляла всего около 200 тысяч человек. Татары, ханты, манси жили по берегам Иртыша и Оби, на Енисее – предки современных ненцев – самоеды, пространство от Енисея до Тихого океана занимали эвенки, на Байкале и Амуре жили буряты, монголы. На Чукотке чукчи, ительмены, коряки, на Камчатке – камчадалы.

Включение Сибири в состав Российского государства не было колониальным захватом, скорее, это было продвижение более высокой цивилизации в «хладные пустыни природы». Русское правительство, заинтересованное в поступлении в казну доходов от ясака, стремилось расширять подвластную территорию Сибири, сохранять и увеличивать численность коренного населения. Убийство ясачного или причинение ему увечий, делавших его неработоспособным, было равноценно прямому изъятию денег из государственной казны. Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители. В случае земельных споров решения местной администрации были обычно в их пользу.

Подавляющая часть коренного населения Сибири быстро осознала, что включение в состав централизованного государства будет означать ликвидацию кровавых междоусобиц (у якутов), прекращение набегов со стороны соседей (для ханты, манси, селькупов, енисейских народов), ликвидацию феодальной анархии (буряты, большинство сибирских татар). В итоге процесс их вхождения в состав России прошел без серьезных людских потерь. Если и отмечались какие-либо вооруженные конфликты, то по масштабам они были невелики и продолжались недолго. С русскими людьми в Сибирь пришла твердая государственная власть. Как правильно заметил историк В.Г. Мирзоев, «если уж говорить о покорении Сибири, то основным его оружием был не меч, а орало».

Думаю, потомки сибирских народов должны быть благодарны Ермаку и другим русским первопроходцам. Если бы не они, то в Сибирь пришли бы восточные орды, которые поголовно истребили бы местное население, завоевывая для себя «новое жизненное пространство», как это делали орды жестоких, алчных испанских конкистадоров, португальских, голландских, французских, английских завоевателей Америки, стирая с лица земли великие культуры.

В Северной Америке ко времени появления там англичан было два миллиона индейцев. К началу XX века их число уменьшилось в 10 раз. А в нашей Сибири писцовые книги в это же время говорят о неуклонном росте коренного населения. Ни одно племя не пропало, не затерялось, не исчезло с лица земли со времен, когда Ермак перешел за Каменный пояс! Ни один язык не стерся и не вымер на протяжении нескольких веков. «И назовет меня всяк сущий в ней язык», – с человечной мудростью сказал русский поэт. А поэт английский, певец Великой Британии, в аналогичной ситуации произнес другие слова, полные высокомерия и равнодушия к другим народам: «Земля, где английский солдат лежит, – Англии принадлежит». Русский человек, прежде всего, подумал бы, что принадлежит эта земля всем, кто на ней живет, и в первую очередь – коренному ее народу. Обжить, врасти, принести охотничьим и кочевым племенам земледелие, оседлый быт, науку, культуру, письменность – вот чем на протяжении веков русский человек завоевывал сердца вогулов и якутов, бурят и чукчей.

Кучум же – бухарский принц из династии Шейбанидов – попал на сибирский трон через большую кровь. «С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской», – бесстрастно сообщается в летописи Саввы Есипова. И треть столетия сибирские татары не могли отбиться, избавиться от Кучума.

Ну, если для кого-то ссылка на русскую летопись не кажется авторитетной, то приведу куда более современное, «неангажированное» мнение, а именно – слова главы региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Рафаэля Забирова, отметившего, что русский и татарский народы живут в мире уже более 400 лет, и начало этой многовековой дружбе было положено легендарным атаманом: «Ермак принес сюда государство Российское, чему мы рады. Поэтому, я думаю, таким людям, как Ермак, мы сейчас обязаны тем, что у нас прекрасная страна, крепкая, сильная. Мы живем в мире. Мы не делились, мы делали общее дело – государство Российское мы поднимали все вместе. Нам нечего делить, мы должны радоваться, что у нас такая прекрасная страна!»

Дорогие друзья! Полагаю, что для всякого разумного человека – будь он хоть какой национальности, но, прежде всего, гражданином России, – дело увековечивания памяти о подвиге Ермака Тимофеевича и его дружины священно. А потому фонд «Возрождение Тобольска» прилагает все усилия к тому, чтобы 16 августа 2020 года, то есть в день 435-й годовщины со дня гибели великого витязя земли русской, в парке «Ермаково поле» был установлен поклонный крест в память о воине и сибирском первопроходце, положившем начало всему тому, на чем ныне держится не только российская государственность, но и бытование каждого из нас.

Приглашаем меценатов и рядовых граждан присоединиться к данному доброму делу.

А.Г. Елфимов,
руководитель общественного благотворительного фонда
«Возрождение Тобольска»


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



5 августа 2020 г.
Ильин день в Ялуторовске

1 августа 2020 г.
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

30 июля 2020 г.
День Крещения Руси в Петелино

26 июля 2020 г.
В День Крещения Руси в храмах Тобольской митрополии зазвучат колокола

21 июля 2020 г.
ВИДЕО: День памяти иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

21 июля 2020 г.
День памяти иконы Божией Матери «Казанская-Тобольская»

19 июля 2020 г.
ВИДЕО: «Человек и вера»

19 июля 2020 г.
ВИДЕО: День памяти преподобного Сергия Радонежского

17 июля 2020 г.
Состоялся сход Ялуторовского станичного казачьего общества

17 июля 2020 г.
В Успенке открывается Дом сопровождаемого проживания для инвалидов

17 июля 2020 г.
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии

17 июля 2020 г.
ВИДЕО: Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия

17 июля 2020 г.
ВИДЕО: Танец Аллилуйа в исполнении детей пансиона Отрада

17 июля 2020 г.
Царские дни в Тюмени, Архиерейское богослужение в Богородице-Рождественском Ильинском женском монастыре

16 июля 2020 г.
День памяти святых Царственных страстотерпцев

14 июля 2020 г.
Подведены итоги I (регионального) этапа XV ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя - 2020» по Тобольской митрополии

12 июля 2020 г.
Празднование святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Тобольске

10 июля 2020 г.
Новая форма для старой дружбы

10 июля 2020 г.
В Тюменской области действует бесплатная юридическая помощь

7 июля 2020 г.
Слава Богу! Другого не скажем

7 июля 2020 г.
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с ситуацией относительно Святой Софии

7 июля 2020 г.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

1 июля 2020 г.
Праздничные богослужения в Тобольске в честь дня памяти священномученика Гермогена, епископа Тобольского

29 июня 2020 г.
ВИДЕО: День памяти священномученика Гермогена, епископа Тобольского

29 июня 2020 г.
Приглашаем пройти обучение в Отделе дополнительного образования МДА

28 июня 2020 г.
АУДИО. Пятидесятница – сошествие Святого Духа на апостолов и их выход на проповедь

26 июня 2020 г.
В Тюмени открыли памятник Царской семье

25 июня 2020 г.
ВИДЕО: О голосовании по поправкам в Конституцию

25 июня 2020 г.
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации

24 июня 2020 г.
ВИДЕО: День памяти святителя Иоанна Тобольского

24 июня 2020 г.
В Тобольске прошли торжества, посвященные дню памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца и Собора сибирских святых

24 июня 2020 г.
В Тобольско-Тюменской епархии состоялся традиционный Крестный ход с чудотворной Абалакской иконой Божией Матери

24 июня 2020 г.
Приход Покрова Пресвятой Богородицы объявляет Конкурс детского творчества, главной темой которого является семья

23 июня 2020 г.
Завершился 1 этап конкурса детского творчества «Учитель и ученик», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

23 июня 2020 г.
Подведены итоги Конкурса детского творчества и педагогического мастерства« Моя епархия», посвященного 400-летию образования Тобольской епархии

21 июня 2020 г.
«Золотой» выпуск Тобольской православной гимназии

19 июня 2020 г.
Совет ректоров высших учебных заведений

13 июня 2020 г.
Архиерейское служение в день памяти святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца

17 июня 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО. Первая мировая война и архив из 10,5 миллионов карточек по нашим раненым и пленным хранящийся в Ялуторовске

15 июня 2020 г.
ВИДЕО. Гой ты, Русь моя родная!

13 июня 2020 г.
В Тюмени появятся таблички с указанием исторических названий улиц

13 июня 2020 г.
Выпускной актовый день в Тюменском духовном училище

12 июня 2020 г.
ВИДЕО: ТРОИЦА / Студенческая проповедь

12 июня 2020 г.
ВИДЕО. Поздравление с Днем России

9 июня 2020 г.
ВИДЕО: Роспись Святодуховского домового храма Тобольской Духовной семинарии

8 июня 2020 г.
Престольный праздник в Старом Кавдыке

8 июня 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО. Карантин в Русской Православной Церкви: история и современность – как мы жили последние два месяца

7 июня 2020 г.
ВИДЕО: Тропарь Пятидесятницы муз. С.И. Зубачевского / Тобольская Духовная семинария

7 июня 2020 г.
Архиерейское служение в день Святой Троицы

6 июня 2020 г.
Завершается реставрация Свято-Троицкого собора: уникальные кадры о работе иконописцев







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


лово любви

Бог дал людям слово "любовь", чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним.
Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл.
Слова теряют свою священную и божественную силу и становятся как бы мертвыми. Так же как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и гибнет.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.