30 ноября 2020 г. За последние три тысячи лет общечеловеческое культурное наследие обрело всего четырех баснописцев, которые известны в общемировой культуре, сочинения которых мы встречаем в древнеиндийских и европейских сборниках. Для России великим баснописцем явился Иван Андреевич Крылов. Особое место занимает его творчество в XIX веке. Его басни назидательны, нравоучительны и весело составлены. Его называли великим учителем и моралистом. Не берусь за точность слов, но существует предание, что когда хоронили И.А. Крылова, шло множество народа, и один из прохожих спросил: «Кого хоронят?». Ему ответили: «Министра просвещения русского народа Крылова». Прохожий возразил: «Извините, Крылов – наш баснописец, а не министр просвещения». На это ему ответили: «Это министры просвещения России пишут басни в своих отчетах, а Иван Андреевич Крылов – настоящий министр просвещения русского народа». Высоко ценили его труды, его басни, которые многое открывали для понимания нравственных и моральных ценностей человека. Полагаю, будет полезным обратиться к басням Ивана Андреевича, которые касаются вопросов просвещения и воспитания. БОЧКА Приятель своего приятеля просил, Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил. Услуга в дружбе – вещь святая! Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная: Тут дружба в сторону, и можно б отказать, – А Бочки для чего не дать? Как возвратилася она, тогда опять Возить в ней стали воду. И все бы хорошо, да худо только в том: Та Бочка для вина брана откупщиком, И настоялась так в два дни она вином, Что винный дух пошел от ней во всем: Квас, пиво ли сварят, ну даже и в съестном. Хозяин бился с ней близ году: То выпарит, то ей проветриться дает; Но чем ту Бочку ни нальет, А винный дух все вон нейдет, И с Бочкой, наконец, он принужден расстаться. Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей: Ученьем вредным с юных дней Нам стоит раз лишь напитаться, А там во всех твоих поступках и делах, Каков ни будь ты на словах, А все им будешь отзываться. Как жаль, что мораль этой басни нами позабыта. Казалось бы – расцвет науки, культуры, но в этом расцвете, порой, сколько содержится фальшивого, малополезного, а нередко – даже и вредного. Священное Писание призывает нас судить о пользе и благе не по словам, а по делам. Из истории мы видим, сколько под благовидным предлогом просвещения звучало красивых, может быть, и правильных слов, но затем шло разорение богатых духовных традиций народа. Яркий пример тому – Франция: плодом эпохи просвещения стали революция и уничтожение всей королевской семьи. Да и матушку Россию в XIX и начале ХХ века заполонили вольнодумцы, расшатали тысячелетние устои народа, а затем жестоко истребляли все то, что свидетельствовало о многовековых традициях. Миллионы людей были принесены в жертву – и это результат вредных учений, которыми напитывалась молодежь того времени. Можно сказать, что Крылов предсказал мятежные события начала ХХ века. Прикрываясь научными достижениями, горделивые и надменные псевдоучителя вложили в голову молодежи дух противления Богу, дух противления по отношению к Русской Православной Церкви. Об этом повествуется в басне «Безбожники». БЕЗБОЖНИКИ Был в древности народ, к стыду земных племен, Который до того в сердцах ожесточился, Что противу богов вооружился. Мятежные толпы, за тысячью знамен, Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле. Зачинщики, из удалых голов, Чтобы поджечь в народе буйства боле, Кричат, что суд небес и строг и бестолков; Что боги или спят, иль правят безрассудно; Что проучить пора их без чинов; Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно На небо дошвырнуть в богов И заметать Олимп стрелами. Смутяся дерзостью безумцев и хулами, К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил, Чтобы беду он отвратил; И даже весь совет богов тех мыслей был, Что, к убеждению бунтующих, не худо Явить хоть небольшое чудо: Или потоп, иль с трусом гром, Или хоть каменным ударить в них дождем. «Пождем, – Юпитер рек, – а если не смирятся И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь, Они от дел своих казнятся». Тут с шумом в воздухе взвилась Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных, Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, На собственные их обрушились главы. Плоды неверия ужасны таковы; И ведайте, народы, вы, Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы, Чем против божества вооружают вас, Погибельный ваш приближают час, И обратятся все в громовые вам стрелы. Мораль этой басни должна нас заставить задуматься, что мы получаем, когда встаем на сторону богопротивников, когда мы начинаем проявлять дух противления Богу. Отвергая тысячелетние традиции своего народа, отвергая нормы морали, мы разрушаем свой внутренний мир и утрачиваем критерии нравственности для всего общества. Каждое поколение, живя на этой земле, создавало не только материальные ценности, но и культурные, которые и составляют и материальное, и духовное богатство и наследие народа. Когда мы что-то утрачиваем из этого богатства, мы оскудеваем. Давайте не будем разбрасывать и разорять свое духовное наследие, а будем собирать и восстанавливать для настоящих и будущих поколений. +Митрополит Димитрий сентябрь, 2015 г. |