30 ноября 2020 г. Басни Ивана Андреевича Крылова содержат нравственные наставления для читателей. Он подметил характерные особенности представителей животного мира, но этими же качествами обладают и люди. Используя метафоры, Иван Андреевич сумел ярко показать пороки человеческого общества. Известно, что добрая, нравственная жизнь есть жизнь по правде и истине, без предвзятости и лицемерия. Правдивость и доброта являются истинным достоинством разумного человека. Правильная оценка происходящего и правдивая самооценка своего поведения – признаки благоразумия. У православного христианина должно быть доброе, беспристрастное отношение к окружающим, которое достигается только христианской любовью и стремлением к правде и истине. Если во взаимоотношения людей вкрадывается эгоизм, то имеет место пристрастность и предвзятость. Нередко в светском обществе взаимоотношения между людьми строятся по признаку «свой и чужой». Многое делается с пристрастием, многое делается по принципу «ты мне – я тебе». Отступая от правды и истины, люди во взаимоотношениях между друг другом теряют должную оценку происходящего, а также искажается их самооценка. Так, бурно процветают в обществе тщеславие, самодовольство. Это ослепляет человека в деле правдивого восприятия событий. Такой подход в организации общественной жизни приводит к наиболее негативным последствиям, и часто – утратам, особенно в тех случаях, когда значимы не личные способности и таланты человека, а его умение быть угодливым, удобным, своим. Потеря правдивой самооценки и оценки других ярко показана в басне «Кукушка и петух». КУКУШКА И ПЕТУХ «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» – «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» – «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». – «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова... Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни – что твой соловей!» – «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Все ваша музыка плоха!..» За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Давно написана эта басня. Можно полагать, что её изучают и в школе, и в институтах культуры и искусства, но, видимо, не воспринимается суть сказанного. Если мы сегодня посмотрим правдиво и объективно, то бросается в глаза, что с экранов не сходят «кукушки» и «петухи», наперебой хвалящие друг друга. Смотришь, уже подрастают и их «кукушата» и «петушата», и, как в басне говорится, правде к людям не пробиться. Ну, прямо-таки ярмарка лицемерия и лести. А чистые народные соловьиные голоса лишь изредка пробиваются на экран. Все это проявляется в любой сфере общества: в науке, в искусстве, в производстве. Там, где нарушен принцип справедливости, правды и истины, там люди утратили подлинный дар любви к Богу и людям, там лукавый привносит греховность, приводящую к разорению Божьего мира в самом человеке и в обществе. Легкомысленный и близорукий человек видит только земной путь и не всматривается в перспективу вечности, которая уготована душе человека Богом. Тело человека земное и бренное, а душа есть дыхание Божие, так говорит Священное Писание. Имея Божественную природу, наша душа и все её проявления: разум, воля и нравственные чувства – должны помогать человеку устремляться по жизни к Богу. Бог есть правда и истина, а посему пути Господни – пути правды и истины. А лукавый насаждает дух противления Богу, разрушающий наши божественные свойства души, насаждает хитрость, лесть и обман, подменяя греховным эгоизмом дар Божественной любви. +Митрополит Димитрий декабрь, 2015 г. |