Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ХРАМ МОЕЙ ДУШИ…

7 декабря 2021 г.

К 135-летию со дня основания храма свт. Николая в с. Перевалово.

Какая к храму долгая дорога,

Порой идём к нему всю свою жизнь.

И часто вспоминаем мы про Бога,

Когда закружат жизни виражи…

И это правда! У каждого своя дорога к храму. Анализируя свою жизнь, я понял, что Господь приводит каждого из нас к Себе разными путями и каждому посылает особые испытания.

За прожитые мною полвека, многое менялось в нашей жизни: менялась страна, в которой мы живем, менялся общественно-политический строй, менялось мировоззрение, менялась духовность людей. Как мы видим, вся история человечества — это история совершенствования человека и его стремления к познанию Истины. Верующие люди всегда знали и постоянно свидетельствуют о том, что все происходит по воле Бога, которая скрыта от нас. Не дано человеку знать о промысле Божьем, который основан на Его любви к людям. Святые отцы церкви говорили, что Бог все делает во благо человека и во его спасение, и без воли Божьей «ни один волос с головы вашей не упадет» (Лк. 12:18).

Поражение атеизма, как государственной идеологии, это ли не подтверждение присутствия Бога в жизни человека и Его незримый промысел?

И наше с. Перевалово тоже не обошли эти перемены. Можно сказать, что мы стали непосредственными их участниками. Нам довелось пройти этот путь и почувствовать благодатную божественную заботу о нас и о нашем спасении.

В начале 90-х я работал водителем в совхозе «Переваловский». Гараж, где располагались на стоянке автомашины и находились мастерские, стоял рядом с заброшенным храмом, мимо которого, я, молодой человек, проходил каждый день. Зрелище было удручающим: посреди поля из бурьяна возвышалось строение, мало напоминающее храм. Разве что кирпичная кладка с характерными переходами, формой окон, да куполообразная крыша подсказывали, что здесь когда-то стоял храм. В остальном - типичное утилитарное строение, используемое для нужд совхоза, в бесхозном состоянии и отсутствием всех коммуникаций. Территория вокруг храма, заросшая бурьяном, имела неширокую утоптанную тропинку, по которой редко ходили люди. Летом ходить по ней следовало аккуратно, чтобы не пожалиться крапивой.

Сам храм представлял собою убогое строение, слабо напоминающее место, когда –то посвященное Богу и предназначенное для богослужений. Это было скорее полуразрушенное здание, крыша которого находилась в плачевном состоянии, однако продолжала исполнять свои функции. Стены внутри и снаружи были с ободранной штукатуркой. Кирпичная кладка была видимой, но местами имела разрушения, при этом, оставалась достаточно прочной, обладая внушительным видом. По рассказам старожилов, богоборческая власть в свое время, пыталась основательно разрушить храм, но сил едва хватило на слом легких конструкций и повреждение отделки. Господь Бог не попустил превратить святыню в развалины. Вход в храм прикрывали деревянные, наспех сколоченные, двустворчатые ворота, а внутри располагался гараж для хранения и ремонта техники: тракторов и автомашин.

На месте, где размещался алтарь, лежали запасные части и инструмент, стоял смешанный запах ГСМ и продуктов горения. В то же время, внутренняя отделка местами напоминала о ранее существовавшей чистоте, о том, что помещение внутри было побеленным и несло благодатный, таинственный свет. Вероятно, поэтому и ощущения внутри разрушенного храма были иными, чем при нахождении в другом месте, особенно это чувствовалось, когда там приходилось находиться продолжительное время.

При всей той грязи и захламленности пространства, не покидало ощущение присутствия святости. Невольно, в подсознании, рисовались картины о том, что здесь, когда-то проводились таинства, был священник и прихожане, на стенах весели иконы, а в подсвечниках горели свечи.

Как получилось, что такое святое и светлое сооружение наполнилось грязью и смрадом? Что должно было произойти в сознании наших предков, чтобы отказаться от святого и окунуться в нечистоты? Почему, вместо священника, в алтаре стоял грязный трактор, и вместо ухоженности и чистоты горы грязи? Почему случилась такая разруха и чье это попущение?

Ответ на данный вопрос на тот момент казался мне естественным в силу молодого возраста, веры в светлое будущее (коммунизм) и атеистического воспитания, когда нас учили, что Бога нет, поэтому религия - «опиум для народа».

И, даже, в те времена, практически, в каждом доме имелись иконы, но имя Бога в обиходе обычно упоминалось всуе, когда необходимо было усилить впечатление от сказанного, предать словам особую силу. Так, достаточно частыми были выражения «Бога не боится», «побойся Бога», «Бог все видит» или «Бог наказал». Таким высказываниям люди предавали сакральный смысл - ничего не происходит без последствий и всегда следует помнить о высшей Божественной силе.

Конечно, молодежь такие выражения воспринимала с иронией, но люди старшего возраста присутствие Бога в своей жизни ощущали более реально, хотя и боялись говорить об этом.

Будучи молодым человеком, я испытывал потребность в чем-то правильном, духовном и чистом, но определиться, что это такое я не мог.

Как-то, размышляя с друзьями о судьбе церкви, мы говорили, что необходимо либо вернуть нашему храму прежнее состояние и восстановить его, либо сделать из него нормальный гараж с исправной крышей, дверями и отоплением. Нам тогда не верилось, что православие в нашей стране может возродиться.

Тем не менее, внутренне я склонялся к тому, что лучше восстановить храм. Этому было практическое обоснование, поскольку гаражей можно настроить сколько хочешь, а храм, навряд ли. К тому же, я считал, что храм — это красивое сооружение, имеющее какое-то таинственное назначение и не несущее негативного содержания. Однако, все же понимал, что восстановлением храма никто в тот момент заниматься не будет. Потому, что в те времена у страны были другие цели и задачи – намолотить больше зерна, вырастить больше овощей, надоить больше молока. Таким образом, наши предки решили сделать жизнь лучше, увеличив свое благосостояние за счет любых, имеющихся в их расположении средств, в том числе и использовании храмов не по назначению. Как здесь не вспомнить изречения Спасителя, что «никто не может служить двум господам; не можете служить Богу и мамоне». Насколько, верно, это изречение для нас, стало очевидно позже. А в то, атеистическое время, все усилия были брошены для служения мамоне, в том числе и наш, сельский храм.

Прошло не так много времени, и в обществе возникла потребность в восстановлении духовной жизни. И в с. Перевалово началось восстановление храма свт. Николая. Значительное участие в восстановлении духовной жизни приняли Ермакова Галина Дмитриевна, директор школы, где я учился и Ермаков Виктор Николаевич - директор Совхоза «Переваловский», где я работал. Усилиями прихожан, спонсоров, жертвователей и просто неравнодушных людей, храм свт. Николая был восстановлен. Ничего больше не напоминает нам о безбожных временах. В селе стоит красивый и величественный храм с колокольней и ухоженной прилегающей территорией.

Сейчас верующих охватывает духовный трепет из-за того, что в нашем селе есть место, где можно встретиться с Богом. Постоянно увеличивается число прихожан, богомольцы из соседних деревень считают его своим, есть даже прихожане и из Тюмени. Храм получился благолепным, величественны, светлым на радость всем верующим, независимо от их места жительства. Приезжающие в гости восхищенно говорят: «Какой у вас красивый храм!». 14 августа 2007 года наш храм посетил Управляющий Тобольско-Тюменской митрополией, в то время архиепископ Димитрий.

Воистину «неисповедимы пути Господни». 60 лет назад известный руководитель государства кричал с высокой трибуны: «Я вам через 20 лет последнего попа покажу». Однако, указанный «вождь», давно оказался в небытии, а в стране строятся и восстанавливаются православные храмы с поразительной быстротой.

Оглядываясь в прошлое, понимаешь, насколько все произошедшее объяснимо. Отказавшись от Бога, наши предки пытались построить счастливое общество равноправных людей. Они прожили тяжелую жизнь, у них была цель построить коммунизм, они были людьми честными и целеустремленными. При этом, они же и заложили в кодекс строителя коммунизма правила поведения, основанные на Божьих заповедях, хотели заменить Бога другими ценностями, но у них ничего не получилось – «Бог поругаем не бывает». И пройдя этот путь безбожия, мы все же возвратились к Богу, просим его простить и принять нас неразумных и блудных детей в Свой Отчий Дом.

Храм открывает человеку Небо. Он — место общения Бога с людьми, в нем совершаются все Таинства Церкви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника».

От всей души поздравляю прихожан храма свт. Николая с Юбилеем! Желаю благополучия и процветания родному храму!

Прихожанин храма Святителя Николая Чудотворца села Перевалово
Вячеслав Катанаев (декабрь 2021 г.)


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



22 августа 2025 г.
В Тобольских духовных школах огласили результаты вступительных испытаний

22 августа 2025 г.
Преображение Господне отметили в Тобольске

22 августа 2025 г.
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Семи отроков, иже во Ефесе

22 августа 2025 г.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

22 августа 2025 г.
Празднование дней памяти атамана Ермака Тимофеевича в с. Вагай Тюменской области

22 августа 2025 г.
Положение о Конкурсе детских рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

12 августа 2025 г.
День памяти вмч. и целителя Пантелеимона

8 августа 2025 г.
Обретение мощей прп. Серафима Саровского

5 августа 2025 г.
День памяти иконы Божией Матери «Знамение-Абалакская»

28 июля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил богослужение в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

12 июля 2025 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

30 июня 2025 г.
ПРОВЕДЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРКСЭ

30 июня 2025 г.
О проведении курсов повышения квалификации по предмету ОПК для учителей школ Тюменской области

26 июня 2025 г.
Презентация новых книг Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

24 июня 2025 г.
День памяти святителя Иоанна митрополита Тобольского и Собора святых Тобольской митрополии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Выпускной учащихся духовных школ Тобольской митрополии

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

20 июня 2025 г.
В Тобольске завершился фестиваль «Православие и СМИ»

20 июня 2025 г.
ПРОТОКОЛ итогового заседания жюри XXIII межрегионального фестиваля «ПРАВОСЛАВИЕ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ», 18-20 июня 2025 года, г. Тобольск

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


еркала

Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.
Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице... Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.