Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

ДВА ГОЛУБЯ

5 марта 2024 г.

Басня Ивана Андреевича Крылова «Два Голубя» впервые вышла в свет 1809 году. Вымысел и рассказ басни заимствован у Лафонтена.

Известный русский писатель, Василий Иванович Жуковский, давал очень высокую оценку басням Крылова: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник». О баснях Крылова Жуковский писал: «Слог басен его вообще лёгок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушьем, которое так пленительно в Лафонтене. Он имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету: то возвышается в описании величественном, то трогает нас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом. Он искусен в живописи. Имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя. Каждое действующее в басни его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные. Читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».

ДВА ГОЛУБЯ

Два Голубя, как два родные брата жили,

Друг без друга они не ели и не пили;

Где видишь одного, другой уж, верно, там;

И радость и печаль - всё было пополам.

Не видели они, как время пролетало;

Бывало грустно им, а скучно не бывало.

Ну, кажется, куда б хотеть

Или от милой, иль от друга?

Нет, вздумал странствовать один из них — лететь

Увидеть, осмотреть

Диковинки земного круга,

Ложь с истиной сличить, поверить быль с молвой.

«Куда ты?» - говорит сквозь слез ему другой:

«Что́ пользы по свету таскаться?

Иль с другом хочешь ты расстаться?

Бессовестный! когда меня тебе не жаль,

Так вспомни хищных птиц, силки, грозы ужасны,

И всё, чем странствия опасны!

Хоть подожди весны лететь в такую даль:

Уж я тебя тогда удерживать не буду.

Теперь еще и корм и скуден так, и мал;

Да, чу! и ворон прокричал:

Ведь это, верно, к худу.

Останься дома, милый мой!

Ну, нам ведь весело с тобой!

Куда ж еще тебе лететь, не разумею;

А я так без тебя совсем осиротею.

Силки, да коршуны, да громы только мне

Казаться будут и во сне;

Всё стану над тобой бояться я несчастья:

Чуть тучка лишь над головой,

Я буду говорить: «Ах! где-то братец мой?

Здоров ли, сыт ли он, укрыт ли от ненастья!»

Растрогала речь эта Голубка;

Жаль братца, да лететь охота велика:

Она и рассуждать и чувствовать мешает.

«Не плачь, мой милый», - так он друга утешает:

«Я на три дня с тобой, не больше, разлучусь.

Всё наскоро в пути замечу на полете,

И осмотрев, что есть диковинней на свете,

Под крылышко к дружку назад я ворочусь.

Тогда-то будет нам о чем повесть словечко!

Я вспомню каждый час и каждое местечко;

Всё расскажу: дела ль, обычай ли какой,

Иль где какое видел диво.

Ты, слушая меня, представишь всё так живо,

Как будто б сам летал ты по свету со мной».

Тут — делать нечего — друзья поцеловались,

Простились и расстались.

Вот странник наш летит; вдруг встречу дождь и гром;

Под ним, как океан, синеет степь кругом.

Где деться? К счастью, дуб сухой в глаза попался;

Кой-как угнездился, прижался

К нему наш Голубок;

Но ни от ветру он укрыться тут не мог,

Ни от дождя спастись: весь вымок и продрог.

Утих помалу гром. Чуть солнце просияло,

Желанье позывать бедняжку дале стало.

Встряхнулся и летит, — летит и видит он:

В заглушьи под леском рассыпана пшеничка.

Спустился — в сети тут попалась наша птичка!

Беды со всех сторон!

Трепещется он, рвется, бьется;

По счастью, сеть стара: кой-как ее прорвал,

Лишь ножку вывихнул, да крылышко помял!

Но не до них: он прочь без памяти несется.

Вот, пуще той беды, беда над головой!

Отколь ни взялся ястреб злой;

Не взвидел света Голубь мой!

От ястреба из сил последних машет.

Ах, силы вкоротке! совсем истощены!

Уж когти хищные над ним распущены;

Уж холодом в него с широких крыльев пашет.

Тогда орел, с небес направя свой полет,

Ударил в ястреба всей силой —

И хищник хищнику достался на обед.

Меж тем наш Голубь милой,

Вниз камнем ринувшись, прижался под плетнем.

Но тем еще не кончилось на нем:

Одна беда всегда другую накликает.

Ребенок, черепком наметя в Голубка, —

Сей возраст жалости не знает, —

Швырнул и раскроил висок у бедняка.

Тогда-то странник наш, с разбитой головою,

С попорченным крылом, с повихнутой ногою,

Кляня охоту видеть свет,

Поплелся кое-как домой без новых бед.

Счастлив еще: его там дружба ожидает!

К отраде он своей,

Услуги, лекаря и помощь видит в ней;

С ней скоро все беды и горе забывает.

О вы, которые объехать свет вокруг

Желанием горите!

Вы эту басеньку прочтите,

И в дальний путь такой пускайтеся не вдруг.

Что́ б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая, иль где живет ваш друг.

В народе говорят: «Веру, родителей и Родину не выбирают». Это данность человеку по времени и месту рождения. Человек должен сохранять преданность и верность тому, что определенно ему судьбой. Понимание и осознание этого зиждется на особом Божьем даре человека - любви. Любовь — это свойство человека воспринимать окружающий мир и отождествлять себя с ним. Она есть духовная сила единения. Единение в родстве, единение в дружбе, единение в добрых делах на общую пользу. Первопричина этого чувства в человеке – Божественная любовь. Господь Бог по любви создал мир и спасает мир, ибо сам Он есть Любовь. Пример жертвенной любви явил Христос Спаситель и провозгласил христианскую любовь основным законом созидания человеческого благополучия. Человек и христианин должен жить в этом мире сообразовывая свои желания и хотения с окружающими его ближними. Он не должен допускать неприязни и ненависти по отношению к ближним, не должен жить эгоистично, самолюбиво, по своему хотению, не учитывая интересов близких, всего общества и своего Отечества.

Отечество или государство – это единение народов, исторически живущих вместе и для внутреннего порядка имеющие общие законы. Народ — это множество семей, объединенных одной верой, общей культурой, общим языком, общим происхождением. Любовь к Отечеству, любовь к своим предкам, любовь к своим родителям — это нравственный долг христианина. Отечество – это страна, где жили наши отцы, где человек родился и возрастал, где живут родные и близкие люди, это духовная и культурная среда, под благодатным влиянием которой человек формировался как личность. Все это родное и дорогое сердцу каждого разумного человека. Любовь к Отечеству есть отражение любви к семье, к родным, к друзьям, к городу или деревне, к родной природе, к тем местам, где покоится прах твоих предков, где в свое время найдет и место своего упокоения и сам человек. На любви к Отечеству, к своему народу зиждется любовь и уважение к другим народам и странам всего мира. При этом не должно быть легкомысленного восторга перед своеобразием других стран и народов. Очаровываясь чужеземным не позволительно допускать презрения к своему Отечеству и уничижительному поиску недостатков.

Басня Ивана Андреевича «Два Голубя» ярко показала, как «Диковинки земного круга» соблазнили одного из друзей покинуть родной край. «Два Голубя, как два родные брата, жили». Одному из них, не считаясь с мольбами и уговорами другого, захотелось странствовать в чужие края. «Бессовестный! когда меня тебе не жаль», - в отчаянии восклицает друг, которого покидают. Любопытство к чужестранному взяло вверх, и дружеская любовь трансформировалась в эгоизм, который, конечно же, заглушает голос совести. Любопытный друг покидает родные места и начинает странствовать, где подстерегают его чужеземные опасности. Голод стал мучить голубка. «В заглушьи под леском рассыпана пшеничка. Спустился — в сети тут попалась наша птичка! Беды со всех сторон!». Многие из наших перекати-поле соотечественников попадают в законодательные силки в чужих странах. Да и ястребы злые и хищные око держат востро с тем, чтобы поживиться на простодушных и любопытных чужестранцах.

Напоследок нашего беглеца, путешественника-голубка, мальчик ранит черепком. «Сей возраст жалости не знает», - точно отмечает в басне Иван Андреевич о безрассудной жестокости в подростковом возрасте. Подростковая жестокость является ярким свидетельством несформированного у подростка сострадания и сочувствия к ближним, которые зиждутся на христианской любви.

Так печально закончилось странствование самоуверенного, эгоистичного и любопытного друга. Израненный, в чужой стране, он возвращается в родные места чуть живой.

Иван Андреевич Крылов выводит простую мораль: как бы ни манили нас заморские прелести, не следует терять рассудок.

Что́ б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая, иль где живет ваш друг.

Эта очень назидательная басня в преддверии периода отпусков и летних каникул.

+ Митрополит Димитрий
май, 2017 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 ноября 2024 г.
АУДИО. Служение тюремного духовенства Тюменской области

28 ноября 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил художественно-производственное предприятие «Софрино»

27 ноября 2024 г.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Тюменской области организовали для осужденных духовно-нравственную беседу со священнослужителем

21 ноября 2024 г.
Престольный праздник отметили в храме Архангела Михаила г. Тюмени

21 ноября 2024 г.
Вечная память Ольге Олеговне Сметанюк

21 ноября 2024 г.
О проведении школьного тура Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную!»

20 ноября 2024 г.
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с 78-летием со дня рождения

16 ноября 2024 г.
О проведении конференции учащихся 7-11 классов православных гимназий и ТДУ Тобольско-Тюменской епархии «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»

15 ноября 2024 г.
В Тюмени освятили мемориал героям РУБОП

14 ноября 2024 г.
В УФСИН России по Тюменской области подвели итоги конкурса православной живописи среди осуждённых

13 ноября 2024 г.
В Тюмени начались Карбышевские чтения

13 ноября 2024 г.
Новый выпуск Сибирской православной газеты

12 ноября 2024 г.
Вечная память Вячеславу Михайловичу Тагирову

11 ноября 2024 г.
Архиерейское богослужение в Знаменском соборе

10 ноября 2024 г.
В следственном изоляторе № 4 УФСИН России по Тюменской области проведены мероприятия в рамках Недели межрелигиозного диалога

8 ноября 2024 г.
В Тюмени прошли торжества по случаю празднования Дня Сибири

6 ноября 2024 г.
В Тюмени состоялось заседание рабочей группы по вопросам религиозных организаций при Комитете по делам национальностей Тюменской области

6 ноября 2024 г.
О проведении Дня открытых дверей в воскресной школе Свято-Троицкого монастыря

5 ноября 2024 г.
Об экспозициях, подготовленных Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии в рамках форума «Православная Русь к Дню народного единства»

5 ноября 2024 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери

5 ноября 2024 г.
Завершился XXVIII конкурс-фестиваль “Духовная песнь Православной Сибири”

3 ноября 2024 г.
В издательском совете Русской Православной Церкви вручили награды тюменским писателям

2 ноября 2024 г.
Димитриевская родительская суббота в Тобольске

2 ноября 2024 г.
Димитриевская родительская суббота в Тюмени

1 ноября 2024 г.
В Тобольске начался XXVIII фестиваль-конкурс хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

1 ноября 2024 г.
О работе секции «Духовно-нравственное воспитание в школе» на тему «Взаимодействие светской и церковной систем образования в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи: совместные мероприятия»

31 октября 2024 г.
Электронные базы данных о новомучениках и исповедниках Церкви Русской

31 октября 2024 г.
Экспозиция «ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В ПАМЯТЬ О ПОБЕДАХ РУССКОГО ОРУЖИЯ»

30 октября 2024 г.
Торжественный акт Тобольской Духовной семинарии

30 октября 2024 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

22 октября 2024 г.
Итоги V ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЛОФЕЕВСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА

28 октября 2024 г.
Воспитанники воскресной школы Свято-Никольского храма г.Тюмени посетили спектакль «Пеппи Длинный Чулок»

27 октября 2024 г.
Приходское собрание в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской микр. Войновка г. Тюмени

27 октября 2024 г.
В храме «Умиление» отметили день отца

26 октября 2024 г.
День отца отметили в Свято-Никольском храме г. Тюмени

25 октября 2024 г.
В Никольском храме г. Тюмени прошла Божественная Литургия с пояснениями

25 октября 2024 г.
В часовне «Умиление» встретились со школьниками

24 октября 2024 г.
В Тюмени прошел семинар: Казачество на страже Отечества

24 октября 2024 г.
ВИДЕО: Филофеевские чтения

23 октября 2024 г.
Церемония награждения лауреатов и победителей V Открытого Филофеевского литературного конкурса, XIX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

23 октября 2024 г.
О работе Пленарного заседания Всероссийской научно-практической конференции «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» XXIII Филофеевских образовательных чтений

23 октября 2024 г.
В рамках XXIII Филофеевских образовательных чтений прошла молодежная секция

21 октября 2024 г.
Актовый день в Тюменском духовном училище

21 октября 2024 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

21 октября 2024 г.
День памяти святителя Филофея (Лещинского) отметили в Тюмени

18 октября 2024 г.
В Тюменской областной Думе состоялся круглый стол

17 октября 2024 г.
АНОНС МАТЕРИАЛОВ КАРТОЧКИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ «МОЛИТВА ВОИНОВ И ХРАМЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

18 октября 2024 г.
22 октября в Тюмени состоится главный церковно-общественный форум года – Филофеевские чтения

15 октября 2024 г.
Информация о конкурсных мероприятиях Тобольско-Тюменской епархии на 2024-2025 учебный год

3 октября 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ила

Недостаточно только силы воли, только силы ума или только силы чувств. Недостаточно даже всего этого вкупе, если нет высокой цели. Какая польза бегуну от быстроты ног и силы легких, если все в испуге разбегаются от него?
Все природные стихии, погруженные в ночной мрак, наполняют душу путника страхом, когда же восходит солнце, страх исчезает.
Град сильнее дождя, но у него нет на земле друга.
                                                                                                                                                                                                                       


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.