Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика
К началу

здил в паломническую поездку и сломал там ногу. Как к этому относиться?
Николай Тюмень 2014-06-02 21:29:53

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Относитесь со смирением.


дравствуйте, батюшка! У меня был перелом позвоночника, но слава Богу хожу и делаю все сам, боль в спине есть но терпимая. Я заметил,что со мной происходят странные вещи. Например поздоровался по рукам с человеком, и может спина заболеть... читаю молитвы, пью агиасму- все затихает, но потом опять одолевает. Месяц назад был на похоронах жены моего дяди, на кладбище стоял немного в сторонке от народа, ко мне пошла тетя и за меня держась сказала что боится когда опускают гроб и в это время пока она со мной стояла я почувствовал что у меня вообще ничего не болит даже спина и даже сила появилась.В конце похорон мои родственники начали обходить вокруг могилы три раза, якобы прощаясь, я не знаю что меня тоже потянуло в этот круг, но я и пол круга не прошёл почувствовав очень сильную боль в спине и жжение в теле и сразу же вышел от туда. Дома читал молитвы, пил и умывался агиасмой, ходил в храм, исповедовался, причащался- немного стало легче. Сейчас мое состояние хуже чем, до похорон. Даже если что делаю, то с трудом и болью. Пожалуйста посоветуйте как мне быть? Спасибо Вам,что прочли мое письмо.
Евгений с,Казанское 2014-05-29 02:23:27

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Как быть? Благодарить Бога за исцеление, регулярно участвовать в таинствах исповеди и причащения, пособороваться, наблюдаться у медиков, терпеливо продолжать жизненный путь.


ристос Воскрес, Батюшка! Прошу подскажите какому святому молится о помощи в поиске пропавшей вещи. Куда в доме у подруги задевала кольцо? Оно мне очень дорого, не можем найти. Благодарю Вас!
Инна Тюмень 2014-04-21 19:09:42

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Христос Воскресе, Инна! В помощь, при поиске утерянной вещи, уместно призывать Святого Ангела Хранителя. Он быстро поможет, если на то будет воля Божия.


лагословите, Батюшка! Меня давно мучает один вопрос. Муж моей дочери часто уезжает в длительные командировки, она остается одна с грудным ребенком. Я стараюсь ей помогать по мере сил и возможностей. Идет Великий пост. Некоторые церковные службы бывают только в это время (чтение канона Андрея Критского, стояние прп. Марии Египетской). В Великий Четверг все православные христиане стремятся приобщиться Святых Таин, совершается служба с чтением двенадцати страстных Евангелий. Если я ухожу на службу в церковь, дочь остается одна, ей очень тяжело, особенно когда ребенок болеет. Как следует правильно поступать? Не ходить на службу и помогать дочери или оставить ее без помощи, и идти в Храм? Конечно, мне очень хочется присутствовать на Богослужении. Но во время службы не оставляют переживания о близких. Помогите, пожалуйста, советом. Спасибо.
Лариса Тюмень 2014-04-15 16:51:20

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Мужу дочери не следует уезжать от семьи на длительное время в командировки, а Вам, Лариса, не следует день и ночь проводить в их семье. Вы ведь не член этой семьи, и не нянька. Помогайте по мере острой необходимости и, действительно, по мере сил и возможностей, не в ущерб великопостным богослужениям.


дравствуйте, Батюшка! Скажите пожалуйста, как относиться христианину к кредитам? Если человек нуждается, например, в жилье, но сразу этой суммы у него нет, а банк может предоставить такую сумму, понятно что с переплатой. Но ведь если копить, то всю жизнь придется... Как быть? Спасибо!
Тобольск Тобольск 2014-04-12 23:22:27

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Грех- не рассчитаться по кредиту. Брать деньги в долг не трудно, гораздо труднее возвращать. Будьте благоразумны.


дравствуйте, Батюшка! Благодарю вас за прошлые ответы! Скажите пожалуйста, как поступать, когда родной или очень близкий знакомый человек просит купить спиртного? Если причина его праздненства можно сказать практически отсутствует, но он хочет как бы "расслабиться" это так называют в миру. Просто бывает боишься сказать нет, ведь человек может обидеться, и с другой стороны это соучастие в грехе, как быть? Как правильно сказать нет? Это конечно не каждый день происходит Слава Богу, но все же бывает. Спасибо!
Сергей Тобольск 2014-04-09 19:56:49

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Благословение Вам Божие, Сергей. Чтобы не обидеть родного человека, нужно постараться отказать ему в максимально деликатной форме... В крайнем случае, можно согласиться в покупке спиртного: "хорошо, я выполню твою просьбу, только, пожалуйста, пусть это будет в последний раз, пообещай! Не хочу навредить твоей душе, оказывая "медвежьи услуги".


дравствуйте, Батюшка! Подскажите пожалуйста, вот у нас в квартире ужасная обстановка, постоянно болит голова, мы не можем спокойно спать, чешутся руки, ноги, что нам сделать? Позвать Священника, чтоб освятил?
Расса (крещеное Раиса) Нефтеюганск 2014-04-03 15:16:13

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Православные христиане не должны проживать в неосвященной квартире, ездить на неосвященном автомобиле... Позовите для освящения священника. Также, Раиса, постарайтесь всей семьей поучаствовать в таинствах исповеди и причащения.


дравствуйте, батюшка! Подскажите, в сухоядение можно ли употреблять в пищу консервированные овощи и фрукты, типа кукурузы, горошка, анансов, а так же маринованые и соленые овощи типа соленых или маринованых огурцов, помидоров? И можно ли в сухоядение кушать запеченые овощи и фрукты, т.к. сказано про вареные, а про печеные вроде ничего не сказано?
Евгения Тюмень 2014-04-01 22:39:20

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
В приходской практике сухоядением принято считать любую постную пищу, приготовленную без применения растительного масла.


дравствуйте батюшка. Благодарна вам за ответ. После предыдущего моего вопроса, у меня возник еще встречный вопрос. А если в результате допустим женского заболевания, необходима медицинская операция. И в ходе операционного вмешательства естественно необходима дефлорация (т.е. лишение девственности медицинским путем), а другого варианта оперирования не существует в таком положении. И как же быть христианке в такой ситуации? Ведь вроде целомудренно до брака себя хранит, а не зависящие от воли девушки обстоятельства, лишают этой целомудренности. А вдруг будущий муж христианин не поверит операции и для него это будет оскорблением? А если при этом девушка целомудренность хранит внутри души своей поступками, словами, а не внешне? Ведь есть такие, которые физически целомудренность хранят, а внутри искушаемые страстями блудными в мыслях, глазами.
София Тюмень 2014-03-27 23:17:04

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Да, София, можно сохранить девство, но не быть целомудренной, и, наоборот. Антихрист, например, согласно предания, будет рожден от порочной и блудной девы.


дравствуйте батюшка, пожалуйста, если можете, подскажите мне как быть. дело в том, что я живу в браке у нас есть ребенок 1год 5 мес. и я опять беременна, на УЗИ и по анализу крови выходит, что ребнок больной с какими-то хромосомыми отклонениями. Муж хочет чтобы я сделала аборт, я не хочу. Получится, что здорового ребенка мы любим а больной пусть умрет как собака? Мне так горько, я не знаю,что теперь будет, как отреагируют родственники, я боюсь что все станут меня склонять к убийству. Что теперь делать - уйти от мужа к родителям разводиться? Мне кажется, что лучше б я померла.
лариса тюмень 2014-03-27 11:19:20

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Как быть? Займите твердую позицию в защите ребенка от убийц. Постарайтесь убедить мужа не совершать непоправимой ошибки. Действуйте решительно за сохранение жизни беззащитного дитя, вплоть до развода.


дравствуйте батюшка. Хотелось бы посоветоваться в очень деликатном и интимном вопросе. Мне скоро исполнится 29 лет, и я до сих пор в таком возрасте являюсь девственницей. Я всегда считала что интимность должна быть только с мужем и в браке. А для чего тогда нужен интим, если семью создавать не хотите. Так вот для меня проблематично ходить к врачам таким как гинеколог… Начинают неприятные вопросы задавать, мол в таком возрасте уже пора…а как вы рожать будете?..... а как же ваши гармоны?... А если человек всю жизнь девственником проживет, это наказание??? После сегоднешнего визита к врачу, я впала в уныние…. Недавно покрестилась, нравится посещать храм,часто бываю на службах, часто причащаюсь…. Батюшка, подскажите мне, я так запуталась, ОБИДНО ДО СЛЕЗ. Живу с родителями, гонят меня замуж, внуков просят. Батюшка, я же ведь не должна только лишь ради здоровья идти на такое….. Буду общаться с православной молодежью, может там меня поймут и найдется человек думающий о семье.
София Тюмень 2014-03-25 21:43:17

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Каждый христианин непременно должен стремиться к девственности до брака. Стесняться нужно не девственности, а ее отсутствия у незамужней. Брак- дело серьезное и торопиться заключать его с кем попало не нужно. Не унывайте, наберитесь терпения. Молитесь Богу о ниспослании Вам доброго мужа. Участвуйте в молодежных приходских и епархиальных мероприятиях. Помощи Вам Божией.


атюшка, благословите. Подскажите, пожалуйста, можно ли праздновать день рождения заранее. Т.е. переносить на день-два раньше. Или это из области суеверий?
Елена Тюмень 2014-03-16 02:09:53

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Что значит для православных "отпраздновать" день рождения? Это, в первую очередь, почтить святых, день памяти которых совпадает с днем рождения. Святые не безучастны к рождению дитяти. Как почтить их память? Например, быть в этот день в храме на богослужении, исповедаться, причаститься, заказать молебен, помолиться у иконы святого... Дома почитать акафист, канон, молитву и т.д. Дату посещения храма можно переносить во времени как вперед, так и назад.


лагословите, батюшка. В Тюмени есть обычай на следующий день после похорон ездить на кладбище "проведать покойного". В селе, откуда я родом (Новосибирская область) такого обычая нет, едут только на девятый день. Как правильно поступать?
зоя тюмень 2014-03-01 22:28:47

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
А это смотря как "проведать"... Одно дело "проведать покойного" усердной молитвой, другое- усердным питием водки, что недопустимо ни на 4-й, ни на 9-й день.


дравствуйте, Батюшка! Обращаюсь за советом. Мои родители люди невоцерковленные. Мама по "совету добрых подруг" решила пойти на прием к известному в городе человеку, который (как ей сказали) видит все и лечит по фотографии и т.п. На мои уговоры этого не делать, она не реагирует. Подскажите, как отговорить ее от такого поступка, какие слова сказать человеку, чтобы он понял насколько страшно обращаться за такой "помощью"?
Юлия Санкт-Петербург 2014-01-31 00:59:32

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Современный человек зачастую не имеет понятия Кто такой Бог, что такое грех, что такое возмездие за грех, что такое судьба (в христианском смысле), что такое Страшный Суд, смысл жизни, Царство Небесное, покаяние, искупление, ответственность, что такое душа, свобода, бессмертие. Объяснить такому человеку, почему нельзя совершать тот или иной поступок, бывает сложно, почти невозможно. Ведь самые важные жизненные истины можно объяснить только на религиозном языке. А если человек не знает этого языка, не понимает слов сказанных на нем? То, что т.н. "народное целительство" это сатанизм, история с плохим концом- такие аргументы не убедительны. Слова не доходят, человек тупо делает по своему. В ответ скажут: "Да что вы меня пугаете? Вон, соседка обратилась к целителю, тот лечит молитвой, по фотке, удобно, быстро, недорого... Муж ее- алкаш сразу пить перестал, жизнь пошла трезвая, счастливая... вот только не повезло: муж на днях помер, повесился".


лагословите, отец Владимир! Вопрос у меня такой, немножко философский, немножко риторический. Скажите, почему так бывает, что люди ведут примерно одинаковый образ жизни (это я сейчас себя с другими сравниваю), все грешат - кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но... Почему-то те, кто вообще не задумывается о Боге, о душе, о вере, и даже отрицают все это успешнее, что-ли, чем те, кто постоянно в себе "копается", старается жить по-совести, и, во-всяком случае, пытается следовать заповедям Божьим. Успешность, в моем понимании, - у них есть семья, хорошая работа, они здоровы, много путешествуют. Я ни в коем случае не завидую, наоборот, я рада за таких людей. Но все чаще стала задумываться - почему так? У Бога не прошу всех этих благ, только благодарю за то, что у мня есть. И тем не менее, на меня накатывает какое-то уныние (да, я знаю, что это смертный грех), почему ко мне эти блага не приходят? Чем я хуже других? Просто неудачницей себя какой-то чувствую. Раньше я старалась часто исповедоваться, причащаться, как минимум по-воскресеньям ходить в церковь, но поняла, что моя жизнь абсолютно никак не изменилась. Когда я перестала совсем ходить в церковь - все осталось по-прежнему... Я понимаю, что нельзя так ставить вопрос, но почему все как-то неравномерно, что-ли, распределяется и, на первый взгляд, несправедливо? Спасибо за ответ.
Ольга Сургут 2014-01-14 01:01:22

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Ольга, истинного успеха мы достигнем, когда в Бога начнем богатеть. Т.е. заботиться о приобретении вечных нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для плотских наслаждений, а на добрые дела. Земное счастье скоротечно и, зачастую, не зависит от изобилия имения. У одного успешного, по мирским меркам, человека случился богатый урожай в поле (см. Лк.12, 15-21). Казалось- бы: "покойся, ешь, пей, веселись!" Ан нет. Он и не подозревал, что наступил последний день его жизни, и ему не придется насладиться собранным сокровищем. Не загружайтесь, Ольга, поиском справедливости в земной жизни. Мерой всему в конечном счете будет Царство Небесное, жизнь вечная.


атюшка, спасибо за ответ! (храм в сквере "Комсомольский")Теперь всё понятно. Только ничего я не смогла изменить - коллега моя продолжает собирать подписи. А я плачу дома потихоньку, унываю и пытаюсь молиться. Помилуй меня,Господи! Низкий Вам поклон!
Елена Тюмень 2013-12-26 10:13:51

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
А изменить что- либо, Елена, в Вашей коллеге практически невозможно. Первый мой ответ, он как раз на эту тему. Конечно можно поговорить (без раздражения, это наша слабость), если будет слушать: "Подумайте о себе, детях, внуках... К сожалению наши грехи расхлебываем не только мы, но и ни в чем неповинные... Как расхлебываем? А, например, не удивляйтесь внезапному диагнозу: онкология; не удивляйтесь неожиданной смерти сына, насилия над внучкой... Ведь как аукнется, так откликнется. Представьте ситуацию, допустим нас кто-то спас, вытащил из огня, сам пострадал. Мы будем ему всю жизнь благодарны, ноги целовать будем. А если услышим, что нашему спасителю собираются памятник воздвигнуть в сквере, бросимся помогать, собирать средства, составлять списки. У нас схожая ситуация, но со Христом Спасителем. Он взял на себя грехи каждого из нас, кровь пролил в т.ч. за Вас- коллега. Продолжает Вас любить, ждет покаяния. Но вместо благодарности Христос вновь и вновь видит хулу, насмешки и сбор подписей новоявленных Иуд. Вот уж где, действительно, непопадание в цель." Причем слова эти дойдут только тогда, когда и вправду что то скорбное случится. А это опять же - милость Божия. "Кого люблю, того наказую." Лучше здесь пострадать за свои поступки, чем в вечности.


обрый день, Благословите! Батюшка я поссорилась с сестрой из-за сплетен, сейчас я не общаюсь с ней, при этом я к ней не испытываю ни злобы ни ненависти, она мне не безразлична, я люблю её. Я думаю так: при общении опять будут пересуды, сплетни, уж лучше не общаться, а её это злит. Подскажите права ли я в своем поведении. Благодарю за совет.
Валентина Тюмень 2013-12-24 15:04:04

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Думаю, Валентина, Вы не правы, полностью прекратив общение с сестрой. Если Вы ее любите- не допускайте действий, которые злят ее. Встречайтесь, но не часто. Длительность общения при встрече также сократите. Помощи Вам Божией!


атюшка, спасибо за ответ (вопрос о строительстве храма в сквере от 23.12.2013.). Значит, сидеть, помалкивать, "Господь сам всё управит". На равнодушие к ближнему похоже. Разве не бывает так, что от чьего-то слова люди делают шажок от пропасти в правую сторону. Не нужно ли использовать хоть малейший шанс к исправлению ситуации? Наверное, у меня полная каша в голове. Всё мирскими мерками меряю. Простите, батюшка. Где же ещё спросить-то. В храме батюшки загружены, о духовном наставнике даже мечтать не приходится, на исповедь каждый раз к разным батюшкам. Вот и тыкаемся как слепые котята. Хорошо хоть телеканал "Союз" да православные сайты есть. Простите.
Елена Тюмень 2013-12-24 09:39:35

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Значит, Елена, вести себя надо так, как подобает православному христианину. Сидеть и помалкивать- не те времена (чай, не 1937-й). Всему свое время, "время разрушать, и время строить... время разбрасывать камни, и время собирать камни... время молчать, и время говорить..."(Еккл.3, 3-7). Вы ведь, Елена, знаете как себя вести, сами отвечаете на свой вопрос: не допускать равнодушия к ближним, использовать малейший шанс к исправлению ситуации, чтобы люди от слова делали шажок от пропасти... Вот и продолжайте действовать в этом направлении. Божие Вам на то благословение.


дравствуйте, батюшка! Сижу на работе. В данный момент на душе мира и в помине нет, сердце болит, сомнения. А случилось вот что: моя коллега (начальница) ходила по отделам собирала подписи против строительства храма в сквере "Комсомольский". Я по природе человек достаточно вспыльчивый и поэтому решила не встревать во избежание конфликта. Когда она в очередной раз сообщила об итогах своего "предприятия" (хотя ко мне с этим не подошла, видимо, предвидела мою позицию) я спокойно (сама себе удивилась, хотя до этого меня трясло) сказала ей, чтоб она образумилась, чтоб не брала греха на себя - "ведь у Вас дети и внуки - о них подумайте", что храм никому не помешает, а только украсит сквер. Перепалки особой не было, нас было двое в отделе, она человек разумный и не скандальный, ушла на обед. Сейчас вот сидим, не враждуем, но молчим. На душе плохо. Не сказать я ей не смогла по поводу сбора подписей - у неё очень много знакомых и энергии - список против строительства будет не маленький. Многие просто по легкомыслию подпишут. Вобщем, соблазнятся многие - жалко людей. Скажите, правильно ли я поступила? Смолчать - перед Богом стыдно своей трусости.
Елена Тюмень 2013-12-23 16:54:49

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
"Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его."(Откр.22, 11- 12).


атюшка, спасибо за ответ, еще скажите пожалуйста, можно ли православному христианину сдавать кровь для других людей, быть донором?
Галина Тюмень 2013-12-03 02:33:19

Отвечает иерей Владимир Язов Свято- Троицкий храм с. Нижняя Тавда
Да, конечно, можно. На нашем приходе староста- почетный донор.


Всего обращений: 103
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2018 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.