Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика
К началу

еще один вопрос хотела задать, батюшка. Приобрела Акафистник для чтения акафистов дома. А потом в Яндексе прослушала акафист Пресаятой Богородице. Такое красивое пение. Можно ли слушать акафист в интернете или все же лучше читать их самой?
Раиса Тюмень 2016-08-20 16:48:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Можно делать и то, и другое... Лучше, конечно, если трудимся сами.


кажите пожалуйста, когда можно начать чтение отходной и надо ли брать благословение? Наша бабушка очень давно болеет, ей 88 лет, 8 лет прикована к кровати, ослепла, но находится в полном умственном здравии, страдает безропотно. Несколько раз предлагали ей пригласить священника для исповеди, но она категорически отказывается, говорит что Бога никто и никогда не видел, вобщем не верит она. Вот так Господь продляет ее дни. Последнее время совсем ослабла и лихорадит, мучается. И мы, ухаживающие за ней, не выдерживаем этого креста, устали.
Елена. Л. Надым 2016-07-21 11:00:25

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Почему это Бога никто никогда не видел? Бабушка ошибается. Очень даже многие видели Бога явившегося во плоти 2 тыс. лет назад. С тех пор время разделилось на две части: до нашей эры и после. Многие праведники, стяжавшие чистоту сердечную, видели Бога. Бога также увидели десятки миллиардов людей, умерших телом, но бессмертных душой. Вам, ухаживающим, также необходимо являть Христа делами милосердия, терпения, любви. "Отходная" читается, когда чувствуется скорое приближение смерти.


лагословите Батюшка! Почему в Евангелии люди часто обращаются к Иисусу- Господь? Это было обращение такое или они его уже тогда признали как Господа? Например, когда Он исцелил в субботу у купели расслабленного, тот обратился к Иисусу- Господь, а когда его спросили: Кто исцелил тебя? Он ответил: не знаю.
Любовь Тюмень 2016-07-11 10:46:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Слово Господь означает Владыка рода, Господин (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд.П.П. Сойкина. СПб. Репринт.1992). Кроме того в Новом Завете имя Господь освящено постоянным употреблением как Христом так и апостолами как собственное имя Божие (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора).


дравствуйте, батюшка! Крестили меня еще в детстве. В церковь хожу редко. Только в этом году начала исповедоваться и причащаться. Хочу исправить свою жизнь, избавиться от греховных желаний. Подскажите, когда необходимо посещать еженедельные воскресные богослужения (в субботу вечером или в воскресенье утром)?
Елена Тобольск 2016-06-11 16:09:54

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Почему "или"? Посещать Воскресное богослужение необходимо в субботу вечером (всенощная) и в воскресенье утром (Божественная литургия).


дравствуйте, батюшка. Христос Воскрес! Очень прошу ответить на мой вопрос. В каких случаях не отпевают покойного? Вчера умер сват (отец зятя). Человек крещеный. Прошлой осенью у него был инсульт. После восстановления был не всегда адекватен. Начал выпивать. Но вскоре заболел, попал в больницу. Врачи поставили диагноз: цирроз печени, как следствие злоупотреблением алкоголем. Он пить бросил, и после нового года больше находился в больнице чем дома. Последнюю неделю был в реанимации. Вчера умер. Когда обратились в церковь по поводу отпевания, батюшка отказал. Сказал, что он умер от алкоголизма и таких не отпевают. Потом сказал,что может потом, без покойного будут отпевать. Обьясните пожалуйста, с каких пор есть такие новые правила,что если человек и выпивал, а умер от болезни в больнице, его не отпевают? Впервые сталкиваемся с такой проблемой и хочется знать. Заранее благодарна. Дай Вам Бог здоровья.
Елена Радужный 2016-06-02 16:13:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Елена. Воистину Воскресе Христос! Решение "отпевать или нет" принимает священник исходя из логики: поможет- ли отпевание усопшему, либо навредит? Для принятия решения священник задает вопросы о жизни умершего, его поведении, отношения к вере, к Церкви, к Богу, о причинах смерти. В вашем случае важным предлогом для отказа мог оказаться не только диагноз болезни, а, например, факт, что больной не проявлял желания встречаться со священником, исповедоваться и причащаться. Предложение батюшки отпеть усопшего позже, заочно, может имеет смысл в том, что родные и близкие умершего встанут на путь воцерковления, покаются в грехах, тем самым, как бы восполнят то, что не сделал усопший. Такая отсрочка отпевания не лишена смысла и пользы как для усопшего, так для его близких.


дравствуйте! Батюшка, разъясните пожалуйста! Всегда спокойно перед Литургией подавала записочки о здравии и упокоении, подразумевая, что подаю на Проскомидию (специально пометку не ставила). А вчера женщина в свечной лавке сказала (она у нас новенькая), что без пометки "на проскомидию" они не в алтаре читаются, а просто бабушки их в храме прочитывают. Я конечно понимаю,что сотни записок в алтаре батюшка никак не успеет прочесть за Проскомидию, но я думала, что бабушки с этой целью их и читают, когда в алтаре батюшка совершает Проскомидию? Объясните, пожалуйста! Спаси Бог!
Елена Тюмень 2016-05-30 11:51:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Во время Литургии, или накануне (на вечернем богослужении), принимаются т.н. "простые" записки для поминовения "на проскомидии" и спец.записки для поминовения "на Обедне" и "на сугубой ектение" (о болящих, о путешествующих... ). За поминавшихся в "простых" записках из просфор на проскомидии вынимаются частички, которые в конце Литургии омываются Кровью Христовой. Имена прочитывает либо сам священник, либо другие лица по благословению священника. Это зависит от загрузки, количества записок и нисколько не умаляет качества поминовения.


дравствуйте батюшка, напишите пожалуйста, что значат слова: шуия части избавитися.
Мария Омск 2016-05-19 15:28:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Это означает: избавиться от участи вечного осуждения на Страшном суде Христовом.


дравствуйте, Батюшка. Христос Воскресе! Подскажите пожалуйста, у меня испортился нынешний артос, покрылся весь плесенью, что погоднее я вырезал, а негодное- как с ним поступить?
Евгений c.Казанское 2016-05-17 07:10:07

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Антидор, просфора, артос... принесенные из храма, безотлогательно подлежат дроблению на мелкие частицы и просушке естественным способом. В случае их порчи по нашей вине, необходимо принести покаяние. Если употребить данные дары невозможно, единственный выход- предать огню.


дравствуйте! Наконец то решился Вам написать. Мне уже 45 лет. Вроде бы в жизни все повидал: дом построил, дерево посадил, сына воспитал. Но нет душевного спокойствия. И вдруг по первому каналу я увидел репортаж про Абалакский мужской монастырь, мне показалось что это неслучайно. В случайности я не верю, за день до этого я задавал вопрос иконе Серафима Саровского: что мне делать? И буквально на следующий день увидел репортаж про монастырь и про то, что Вы организовали приусадебное хозяйство. Мне бы очень хотелось приехать к Вам и потрудиться на благо Господа нашего. Работы я не боюсь, много чего умею, ну а если не умею, то быстро обучаюсь. Жду Вашего ответа. С уважением
Константин Пермь 2016-05-14 04:52:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Потрудиться на благо Господа и помолиться- это приветствуется. Созвонитесь с экономом Абалакского монастыря и приезжайте. Тел. 8(3456)331-239.


РИСТОС ВОСКРЕСЕ! Благословите Батюшка! Вопрос про Благодатный огонь- Как относится Церковь к этому чуду? В интернете вот что написано- "Некоторые православные христиане считают, что благодатный огонь появляется сверхъестественным образом и обладает чудесными свойствами. Однако, по данным армянского теолога Давида Бекназаряна, ни сверхъестественное появление огня, ни его чудесные свойства не подтверждаются официальными источниками церквей, проводящих данную церемонию. Протодиакон Андрей Кураев со ссылкой на слова патриарха Иерусалимского Феофила III утверждает, что последний придерживается той же точки зрения на благодатный огонь." Хотелось бы знать правильный ответ- отношение нашей церкви к Благодатному огню?
Любовь Тюмень 2016-05-01 16:08:36

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Наша Церковь относится к благодатному огню, как к несомненному чуду. Сегодня, 2 мая, огонь прибыл из Иерусалима в Тюмень. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий доставил его из аэропорта Рощино в Знаменский кафедральный собор. Конечно, антиправославные силы не дремлют, компания по дискредитации чуда ведется атеистами, раскольниками, еретиками, всякими эпатажными личностями. Видимо огонь этот жжет их души. О защите данного чуда можно прочитать на сайте Православие.RU, например, статью Юрия Максимова, она так и называется: "В защиту благодатного огня". Либо, интервью: "Семь вопросов патриарху Феофилу о чуде и вере в него".


оброго дня, отец Владимир! Снова моя мама Лидия интересуется, когда разумно приступать к садово-огородному труду на даче после Пасхи? Можно ли это сделать на светлой седмице или лучше дачные работы отложить до 9 мая?
Марина Тюмень 2016-04-27 10:06:45

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Разумнее было- бы отложить садово- огородный труд в пользу богослужений Светлой седмицы.


дравствуйте, батюшка! Я приняла крещение в 30 лет, но осознанно стала ходить в Храм пол-года назад. Посещаю Знаменский кафедральный собор г.Тюмени. У меня очень много возникает вопросов, и хотелось бы иметь духовного наставника, к которому я могла бы обращаться. К кому мне обратиться? Заранее спасибо!
Ирина Тюмень 2016-04-22 12:33:40

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Обратиться можно к одному из батюшек Знаменского собора, который, по вашему мнению, устроил- бы вас в качестве духовного наставника. Останется только уповать на согласие данного батюшки на ваше предложение. Вообще, любой священнослужитель может ответить на ваши вопросы при наличии свободного времени. Более того, в храмах для этого отведено специальное время- пастырский час.


дравствуйте! Сегодня были на причастии в Свято-Знаменском мужском монастыре и хотели причастить ребёнка! Но его отказались причащать, так как он попил чай утром, нам 6 лет! И насколько я знаю, детям до семи лет разрешается причащаться не натощак!
Татьяна Тобольск 2016-04-17 14:45:36

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви 03.02.2015 принят документ "Об участии верных в Евхаристии". В нем, в частности, говорится: "... с трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от пищи перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак". Батюшка, отказавший в причащении, руководствовался этим документом.


дравствуйте батюшка! Скажите пожалуйста, можно ли читать псалтирь в пост дома и по каким дням?
Евгений с.Казанское 2016-04-17 09:58:38

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Псалтирь практически всегда можно читать... Исключение: не читаем с Великого Четверга до Недели Фоминой.


оброго дня, батюшка Владимир! В Тюмень из Тобольска привезли икону Святой Матроны, поклониться которой можно будет до 1 мая. Кажется, в том году ее уже привозили в наш город. Не могли бы Вы рассказать немного, почему привозят именно эту икону для поклонения, может быть это чудотворный образ св. Матроны? Чем эта икона примечательна? Благодарю Вас за ответ!
Марина Тюмень 2016-04-18 12:02:04

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Икона примечательна наличием частички мощей св. блж. Матроны Московской.


дравствуйте, батюшка! Подскажите пожалуйста, масло после соборования можно употреблять в пищу?
Евгений с.Казанское 2016-04-15 11:41:10

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Соборное масло допустимо добавлять в пищу при обострении болезни.


дравствуйте, батюшка! Подскажите мне пожалуйста. Я хочу собороваться, исповедоваться нужно до соборования или после?
Евгений с.Казанское 2016-04-01 17:41:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Нужно регулярно исповедоваться (~ раз в месяц)- тогда исповедь будет и до соборования, и- после.


дравствуйте Батюшка! Скажите пожалуйста, что значат слова "вечная память" это память на земле вечно, а зачем тогда усопшим память на земле если они уже с Богом? не все ли уже равно что помнят или нет на земле, не могу понять почему такое значение желать вечной памяти, это же невозможно помнить всегда, в любом случае забудут через век, как может быть вечная память? И еще вопрос на небесах мы будем помнить своих родственников и друзей, останется у нас та любовь к ним которая была на земле при жизни?
Мария Омск 2016-03-30 20:57:05

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
"Вечная память"- это добрая память о человеке, которая сохраняется в потомстве и истории. Поминая добрым словом усопшего, мы желаем ему упокоения, милости Божией, спасения. Естественно, что наши пожелания приносят усопшему великое утешение. Усопшие телом, но бодрствующие душой, конечно-же, помнят родственников, друзей и продолжают любить.


лагословите, батюшка! Муж практически не ходит на воскресные Литургии. Год назад умерла его мама и мы с ним регулярно молимся за неё и усопших родных на воскресной панихиде (в Знаменском соборе Тюмени она проходит после Литургии). Я прихожу в храм к началу Литургии, а муж - примерно ко времени причастия и остается на панихиду. Когда я со всеми прихожанами иду целовать крест в конце службы он остается в стороне по причине того, что не был на службе. Я не знаю как правильно ему посоветовать - может он целовать крест или нет, если не присутствовал на Литургии? Подскажите, пожалуйста! Надеюсь, что со временем он будет все- таки ходить в храм на Литургии, но упорствовать на этом сейчас, думаю, с моей стороны было бы неразумно.
Елена sweta.filatova@yandex.ru 2016-03-27 22:34:46

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Разумнее было- бы не упускать возможность приложиться к святыне.


дравствуйте! Подскажите пожалуйста, очень прошу. Моей дочери 30лет, ей сделана порча, в какую церковь обратиться чтобы провели отчитку? НЕхочу идти к местным "врачевателям". Я сама в 2009 году уверовала в Господа, все это время я молюсь за нее, мне подсказали, что нужна отчитка. Очень прошу помогите!
Татьяна Алексеевна Тюмень 2016-03-24 15:42:59

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Причиной духовного повреждения может оказаться упорное нежелание вести духовную жизнь. А именно- нежелание регулярно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, посещать богослужения, соблюдать пост, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин. Начинайте вместе с дочкой соблюдать все вышеперечисленное- проблемы исчезнут "яко исчезает дым".


Всего обращений: 146
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.