Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика
К началу

очу узнать все о храме святого великомученика Георгия в с. Фирсовском Тобольской губернии Ишимского уезда Фирсовской волости. Спасибо.
валентина с конево абатского р-на тюменской обл 2019-01-13 23:29:33

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Исторических данных о Фирсовском храме (Абатский р-н Тюменской обл.) немного. Построен в 1827 году; престол один, в честь вмч. Георгия Победоносца. К 1900г. к храму приписано пять деревень с населением более 2-х тысяч чел. В 1934 г. храм закрыт. В 1938г. здание отдано под школу, позже- под МТМ.


то сообщение для благодарности за Ваш ответ! Благодаря Вашей информации, я смогла найти батюшку, крестившего меня в 92 году в Першино! Это был отец Зосима. На 23 февраля я приезжала к родителям, которые живут в Тобольске, и мы с первого раза встретили его в Софийско-Успенском соборе. Так было суждено, что мои поиски закончились успешно. Отец Зосима вспомнил, как в те годы многие люди в Уватском районе пожелали креститься, как они посещали посёлки, как крестили нас в местном клубе. Благодарю Вас!
Снежана Тюмень 2018-03-02 17:34:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Божие вам благословение, Снежана!


дравствуйте! Меня зовут Ксения. Живу в Швеции. Ищу информацию о своем прадеде иерее Никите [Оборин Никита Васильевич г.р.1873, год смерти не известен]. В 1916-1923гг служил на кладбищенской Никольской церкви г.Ялуторовска [сейчас Успенско-Никольский храм]. Был арестован в 1931г. и сослан в концлагерь. Его брат иерей Иоанн расстрелян. Больше ничего не знаю. Любой информации буду рада. Может найдутся фотографии. Заранее благодарна!
Ksenija Skövde, Sweden 2018-02-03 03:36:38

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Ксения. Об Обориных известно немного: Никита Васильевич выпускник церковно- приходской школы. С 1893 г.- псаломщик. В 1913 г.- псаломщик с. Лыбаевского Ялуторовского уезда. Иван Васильевич Оборин в 1913 г. служил диаконом в с. Юргинском Ялуторовского уезда. Позже служил священником с. Копотилово Казанского района. Расстрелян в Ишиме 02.09.1937; реаб. 24.07.1989г. Вот все сведения, которыми мы располагаем.


оброго дня! Вопрос наверно не самый обычный, но меня сильно интересующий! Во Всем интернете не смогла найти информацию о юбилейных датах православия в 2018 году, причем больше всего интересует именно даты событий на Тобольском севере или связанные с сибирскими святыми. Буду очень благодарна, если Вы мне как-то сможете помочь в этом вопросе или подсказать, где можно поискать ещё.
Наталья Сургут 2018-01-26 13:06:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Церковные памятные даты размещены, например, в Православном церковном календаре на 2018 год. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017,- 240 с.


дравствуйте. На Вашем сайте обнаружил информацию о своём прадеде Пономарёве Илье Всеволодовиче. "В фонде окружной прокуратуры за 1930 год имеется выписка, где приведены списки кулаков, назначенных к выселению из с. Ереминского: Балаков Алексей Петрович – церковный староста, Пономарев Илья Всеволодович – поп". Очень прошу Вас подсказать мне, где можно найти более подробную информацию о моём предке. Знаю только дату и место расстрела. Заранее благодарю.
Олег Калининград 2018-01-06 18:28:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Из "Книги расстрелянных" в Тюменской обл. Гольтберга Р.С. также известно, что Пономарев Илья Всеволодович родился в 1890 г. в Талинском заводе Пермской губ. Был ссыльным. Работал в сельхозартели п. Пнинский Уватского р-на. Арест. 02.08.37. Осужд. 26.10.37. Расстрелян в Тобольске 31.10.37. Реабил. 11.05.57. Более подробной информации не имеем. Скорее всего она находится в архиве РУ ФСБ по Тюменской обл.


дравствуйте, батюшка! Я занимаюсь изучением истории своей семьи. Мои деды пришли в город Каракол во второй половине 19 века, по словам бабушки "с Тобола, по просьбе государя- императора на защиту границ с Китаем" (крестьян- переселенцев переводили в казаки). Пытаюсь найти ОТКУДА ИМЕННО? Единственным указанием на предыдущее место жительства стала Запись в свидетельстве о рождении в 1881 году дочери (получено по моему запросу) Анны "у крестьянина села Созоновское (возможно Сазоновское, Сазановское) Иванова Дементия Семеновича 1852г.р.". Известно, что до тех пор пока переселенцы не застроились и не вселились, они считались крестьянами места выхода. Крестили свою дочь Анну в Троицкой церкви г.Каракола Иссыккульской области в декабре 1881 г. В этой области тоже есть с. Сазановка. Сделала запрос в Талдыкурганский архив, где хранятся метрические книги всей области. Но моих Ивановых там никогда не было. Тогда я, помня о словах бабушки, стала искать в интернете сёла Сазановы в Тобольской и Томской губерниях и нашла два населенных пункта (данные 1893г): Сазоновский выселок Уватской волости Тобольской губернии (теперь Тюменская область) Тобольского уезда и село Созоново Бегишевской волости того же уезда, основанное в конце 17 века. Селом и волостным центром оно стало в конце 18 века. Значит, там должна быть и церковь. К сожалению в интернете есть сообщение только о церкви во имя великомученицы Екатерины, построенной в 1914 году. Чтобы в архив делать запрос на просмотр метрических книг, нужно знать название церкви. Может быть Вы сможете мне помочь в этом? И второй вопрос о выселке Сазоновском Уватской волости, в которой на 1893 год было три села: Алымское, Новое и Уватское. Ни об одном из них я ничего не нашла в интернете. Ведь в какое-то село ходили крестьяне выселок в церковь исповедоваться, крестить своих детей. Сохранились ли в церковных документах сведения о духовной жизни тех сел и выселок? Я понимаю, что это не малый труд просматривать старые документы, но может быть найдется у Вас кто-нибудь из молодежи, кому тоже интересна история духовной жизни старых сёл. Спасибо Вам за помощь. Остаюсь с надеждой, Часникова Светлана Сергеевна, 1934 г.р.. Мой отец Иванов Сергей Дементьевич 1900 г.р.. Мой e-mail: svetlanachas@mail.ru
Светлана Москва 2017-12-07 03:16:13

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Здравствуйте, Светлана. У нас есть краткие исторические сведения о селах Алымском, Новом, Уватском. Но скорее всего предмет ваших поисков- село Созоновское Тюменского уезда. Ныне это село Созоново Тюменского района. Село расположено на р. Тура (приток Тобола). Приход вмч. Екатерины был открыт в Созоновском в 1730 г. Последний деревянный храм был построен тут в 1872 г., а каменный- в 1915. Запрос сведений из метрических книг храма вмч. Екатерины делайте в "Государственный архив в г. Тобольске".


дравствуйте, Батюшка! В селе Елань с 1902 по 1915 годы служил священником мой прапрадедушка Николай Александрович Греченин. По окончании Тобольской семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Тобольской епархии — в селе Елань, в селе Бронниково и в Тобольске. После революции он был вынужден оставить служение и работал счетоводом в колхозе. Он был репрессирован и убит в 1937 году. Мой дедушка (его внук) реабилитровал его в 1956 году. Я знаю о Николае Александровиче крайне мало, по документам в интернете и по рассказам моего дедушки - он видел и общался с ним когда был маленьким. Дедушка говорил, что он был очень верующим человеком, несмотря на то, что в 20е-30е годы это было опасно. К сожалению, у меня очень скудная информация о его жизни и служении, я восполняю этот пробел и хочу больше знать о его жизни, мучинической смерти, деталях дела и приговоре. Многое уничтожено и вычеркнуто из памяти в годы террора из страха быть арестованным. Его дочь (моя прабабушка) Капитолина Николаевна тоже училась в Тобольске в Учительском институте, видела Николая II когда он выходил на балкон губернаторского дома, где он с семьей находился в ссылке. В дальнейшем прабабушка жила в Тюкалинске и в старости переехала в Омск. У Николая Александровича было еще трое сыновей и еще одна дочь, но о них я тоже знаю мало. Буду благодарен Вам за любую информацию о нем, это очень важно для меня и моих родных.
Дмитрий Санкт-Петербург 2017-11-07 01:18:03

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
28. 07. 2014 году мы уже давали краткую информацию о священнике Николае Греченине вашему родственнику Сергею Трубицину из Петрозаводска. Можете посмотреть его вопрос и наш ответ в архиве данной рубрики. Сергей также сообщал, что давно потерял с вами связь. Если желаете, можем выслать его Е-mail.


лагословите Батюшка, вопрос о Причастии. С какого времени стали причащаться из Чаши, и когда католики отошли от Чаши?
Любовь Тюмень 2017-07-09 20:06:23

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Из чаши причащаться стали, начиная с тайной вечери, когда Христос "взяв чашу, благодарив подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" (Мк.14, 23- 24). Католики отошли от чаши скорее всего в средние века, когда на западе свирепствовали эпидемии чумы. Боязнь заразиться (!) через причастие подстегнула их отказаться причащаться из общей чаши.


Скажите пожалуйста, а сохранились ли при храмах архивы о крещении? Конкретно, интересует Прокуткинский храм Ишимского района. Если да, то как можно связаться с батюшкой этого храма? Или мне нужно обращаться в гор. архив? Спасибо за ответ.
Анна Кемерово 2017-06-03 18:09:24

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Метрические книги в храмах не сохранились. Обращаться нужно в "Государственный архив в г. Тобольске".


дравствуйте батюшка! Мой прадед- Елпатьевский Федор Петрович. Из разговоров знаю- был служителем в с.Омутинское Тобольской губернии. Хотелось бы узнать о нем как можно больше: где родился, кто жена, сколько детей, дату смерти, где похоронен? Имеются ли какие- то архивы? Знаю, что его отец- Елпатьевский Петр Александрович- тоже священослужитель. Род Елпатьевских как священослужителей видимо идет с 1530 г. Можно ли получить какую либо информацию и где? Заранее благодарю за любую информацию. Христос Воскресе!
Юлия омск 2017-04-18 12:59:14

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Воистину Воскресе Христос! Елпатьевский Федор Петрович, выпускник духовной семинарии. С 1892 г.- псаломщик; с 1893 г.- диакон; с 1894 г.- священник; с 1896 г. священник с. Омутинского Ялуторовского уезда. Вот все, что нам известно об отце Феодоре Елпатьевском. Более подробная информация может находиться в "Государственном архиве г. Тобольска".


дравствуйте, батюшка! Мой прадед, Михаил Иоаннович Альбов служил в церкви села Старая Шадрина до 1912 года. Хочу узнать о нём как можно больше. Можно ли узнать что либо о его родителях? Заранее благодарен Вам за любую информацию.
Вячеслав Альбов Северск, Томская область 2017-03-10 20:42:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Об Альбове Михаиле Иоанновиче известно немного: свящ. с. Шадринского, Ялут. у., из дух. сем., псал. с 1894 г., диак. 1904 г., свящ. 1905 г., наст. м. 1911 г. (Справочная книга Тобольской епархии 1913 г.).


дравствуйте! У меня вопрос связан с ветхим заветом. Бытие 4 глава 17 стих. Как Каин познал жену если у Адама и Евы до этого момента были только Каин и Авель? Каин убил Авеля и получается, что Каин остался один. Какую жену он познал, если кроме него детей больше не было?
сергей Тюмень 2017-02-05 14:40:07

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Почему вы решили, что детей у Адама и Евы больше не было? Бог повелел им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"(Быт.1, 28). "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей"(Быт.5, 5).


оброго дня! Мы изучаем вопрос возможности восстановления Тоболовского Покровского храма в Ишимском районе. Будьте добры, подскажите пожалуйста, где можно найти архивные документы по этому храму? Возможно в епархии имеются документы по проекту этого деревянного храма? С уважением
Людмила Васечко Ишим 2017-01-26 19:14:08

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Архивные документы по Тоболовскому храму могут находиться в "Государственном архиве в г. Тобольске".


дравие вам батюшка и всем священнослужителям, что молятся за нас грешных. Просьба: у нас в селе Куминовское (Слободо-Туринский район Свердловская область) стоит старая каменная святая церковь. Историю её ни кто толком не знает, наши деды бабушки тоже смутно все помнят, кто что говорит. Мои поиски в интернете и расспросы пожилых людей ни к чему не привели, знаю только одно, что в 1800 годы, когда наша земля относилась к Тобольской губернии, была воздвигнута Крестовоздвиженская церковь. Хотелось бы узнать её историю и людей, что жили здесь, их быт, так как наш нынешний быт утрачен, у большинства веры нет. Я пытался писать на сайты с просьбой о восстановлении церкви, но безрезультатно. Я понимаю, что это все непросто, требуются большие деньги и нам они не посильны, но надежда все же есть, что когда-то её восстановят, пусть не наше поколение, и вера снова вернется в людей. Прошу вас указать путь куда обратится с просьбой о восстановление церкви. С уважением к вам жители села Куминовское. Блогословите на терпение.
Валерий с.Куминовское Слободо-Туринский район село.Куминовское 2016-11-10 20:50:50

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Дополню: Куминовская церковь построена в 1810 году; до того в селе было два деревянных храма, на месте которых потом стояли часовни. В храме- три престола: 1. Крестовоздвиженский. 2. Свв. равноап. Константина и Елены. 3. Вмч. Пантелеимона. По поводу восстановления приходской жизни села и храма обращаться нужно к Управляющему епархией епископу Каменскому и Алапаевскому Мефодию по адресу: г. Каменск- Уральский, ул. Кирова 18, тел.8(3439) 36-42-22, 37-99-75.


обрый вечер, батюшка! Обращаюсь к вам с вопросом истории наших тюменских храмов. Мы с воспитанницей воскресной школы пишем исследование по колоколам Тюмени, их истории, появлению, освящению, снятию и возвращению в храмы. Просмотрев огромное количество материала, общаясь с батюшками, у нас осталось много белых пятен. Часть о прошлом, часть о нынешних колоколах, их весе. Батюшки не всегда владеют информацией. Подскажите, где можно данную информацию посмотреть. С уважением, преподаватель воскресной школы при Свято-Троицком монастыре
Елена Тюмень 2016-10-30 21:36:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Огромное количество материала вами, Елена, просмотрено; батюшки опрошены. Остается только смиряться с "белыми пятнами". Можно, конечно, еще пообщаться с приходскими краеведами, теми, кто ведет летопись прихода. Можно, с благословения настоятелей, полистать Богослужебные журналы, там записываются важнейшие приходские события. Можно заглянуть в бухгалтерии храмов, попросить поднять документы на покупку колоколов, узнать даты, стоимость, вес.


лагословите, батюшка! Для составления родословной ищу сведения о прапрадеде Лахтине Тимофее Ивановиче. Известно, что жил в деревне Увельки Туринского уезда и служил при часовне. Интересует, в какой должности он мог служить и была ли часовня в Увельках. Если да, то во имя какого святого и когда построена. Заранее благодарна за любую информацию.
Дергачёва Яна г. Сысерть 2016-06-15 23:37:13

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
О Лахтине Т.И. никакой информации нами не обнаружено; также нет информации о часовне. Известно только, что деревня Увельки входила в 1913 году в состав Прихода церкви села Пушкаревского, построенной в 1879 году в память избавления Государя Императора Александра lll от покушения на его жизнь в Париже в 1867 году. В ней был один престол во имя благоверного князя Александра Невского. В Увельках также имелась министерская школа. Вот все, что нам известно.


дравствуйте, Батюшка! Прошу помочь мне, у нас на кладбище закрашены имена и даты на памятниках родных, вот хочется восстановить их. Читала, что в дореволюционные времена все акты рождения и смерти фиксировались в метрической церковной книге, имеется ли в нашем Храме Святой Троицы в Нижней Тавде такая? Дело в том что прабабушка моя, которая похоронена, где то именно в то время и проживала. Благодарю заранее, надеюсь что еще кому то пригодится информация! Всех благ!
Любовь с.Нижняя Тавда, Тюменской области 2016-05-14 01:21:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Метрические книги хранятся в Государственном архиве (в Тобольске, частично- в Тюмени). Сохранились эти книги не в полном объеме. При желании можно воспользоваться услугами архива и ознакомиться с нужной книгой.


дравствуйте. Помогите пожалуйста узнать об истории с.Колесниково и Комиссарово, Заводоуковского района, а также об исчезнувших деревнях которые были расположены рядом с ними. Спасибо.
Анастасия с. Колесниково Заводоуковский район 2016-05-02 22:02:48

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмени
Есть только следующие сведения: в с. Колесниковском имелась каменная Богоявленская церковь, построенная прихожанами в 1904 году. Приход в 1913 г. составлял 279 дворов. Мужчин в селе было 993, женщин- 1001. В селе также имелась церковно- приходская школа, учрежденная в 1895 г.


обрый день! Можете ли Вы сообщить что-нибудь о моем прадеде протоиерее Константине Михайловиче Словцове 1864 года рождения 1 марта. Он закончил Тобольскую духовную семинарию в 1889 году. Надеюсь, что у Вас есть о нем какая-нибудь информация и заранее Вам благодарен.
Николай Иванович Чаповский Kиев 2016-01-26 00:17:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
У нас есть о нем вот такая информация: свящ. с.Каштакскаго, Турин. у., из дух. сем., псал. с 1886 г., диак. 1895 г., свящ 1895 г., наст. м. 1909 г.


дравствуйте! Прошу Вашей помощи в поиске архивной информации о моих предках. Прадед дьякон Павел Рождественский и прапрадед иерей Алексей Рождественский, служили до революции и в начале века в Тобольске или Тобольской губернии. Буду благодарна за помощь.
Ольга Вьюгина Владимир 2016-01-16 02:08:33

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Рождественский Павел Алексеевич с 1911 года служил диаконом в с. Черновском Курганского уезда Тобольской губернии. Ранее закончил духовную семинарию. С 1905 г.- псаломщик, в 1909 г. рукоположен в диаконы.


Всего обращений: 24
[ 1 ] [ 2 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.