1 февраля 2013 г. 30 мая 2013 года в стенах Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ прошла встреча со слушателями, посвященная семидесятилетию победы наших войск в битве под Сталинградом. ПИСЬМО К БОГУ
Александр Зацепа. 1944 г. стихи, найденные в кармане убитого солдата.
Послушай, Бог… еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,
Что, как Ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
2 февраля 2013 года Россия будет отмечать 70 лет со дня славной победы наших войск над немецкими захватчиками в боях за Сталинград, длившихся долгих полгода. По приблизительным подсчётам потери с обеих сторон составили более двух миллионов человек. И эта победа стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны, после которого немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Проиграй мы ту битву, и финал войны мог бы быть совсем иным. Но, как говорят, история не терпит сослагательного наклонения. И победа в битве за Сталинград осталась за нами, а вместе с этой победой – и победа во всей войне в целом.
Интересный факт, что через пол года после этой победы советское руководство во главе с Главнокомандующим И.В Сталиным кардинально изменило свою политику в отношении к Русской Православной Церкви. Мы знаем из истории, что положение Церкви на территории Советского Союза после октябрьской революции было поистине чудовищным. В первые пять лет после большевистской революции было казнено 4,5 тысячи священнослужителей, не считая монахов и простых верующих мирян. Сто семь тысяч священников и монахов было уничтожено за один только тридцать седьмой год. За весь же период правления советской власти было истреблено более 300 тысяч священнослужителей, не считай монахов, число же репрессированных верующих мирян исчисляется миллионами. Были закрыты все духовные школы, разрушены тысячи монастырей и храмов. То есть советская власть вела целенаправленную политику по уничтожению христиан на территории Советского Союза и в странах соцлагеря.
С сентября же 1943 перед лицом нависшей угрозы наметилась «оттепель» во взаимоотношениях Церкви и государства. 8 сентября было восстановлено патриаршество РПЦ. Патриархом стал митрополит Сергий Страгородский, бывший Местоблюстителем патриаршего престола. Кстати, нужно заметить, что именно он, а не Сталин, 22 июня 1941 года, в первый день войны, обратился к русскому народу с посланием, в котором, частности, писал: «…не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу!» Митрополит Московский и Коломенский Сергий Москва 22 июня 1941 года
Всего же митрополит Сергий в годы войны обращался к Русской Церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа. Сталин же нашел в себе силы обратиться с воззванием к народу лишь спустя полмесяца после начала войны. И слова его обращения начинались на языке им же гонимой Церкви: «Братья и сёстры! К вам обращаюсь я …».
Из лагерей стали выпускать епископов и священников, отрывались духовные школы, храмы и монастыри, духовная жизнь в стране стала налаживаться. А вместе с укреплением духовной жизни в стране произошли и значительные положительные изменения на фронтах. Именно 1943 год, как было сказано выше, стал переломным в ходе ВОВ, и с этого года Красная Армия, оправившись от поражений, начала неуклонно наращивать военную мощь и брать стратегическою инициативу в свои руки, и «пядь за пядью» очищать родную землю от захватчиков.
События той войны ознаменовались многочисленными явлениями милости и помощи Божией нашему народу.
И прежде всего, хочется отметить, что контрнаступление наших войск под Москвой началось 6 декабря 1941 года. Это день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в честь которого освящён храм, находящийся на территории Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. И здесь нельзя не увидеть чудесной помощи великого русского полководца, поборника и защитника земли русской, святого князя нашему Отечеству. Сам Александр Невский в битве со шведами на реке Неве в далёком 13-м веке был удостоен небесной помощи от святых братьев страстотерпцев, сыновей равноапостольного князя Владимира, Бориса и Глеба. Рано утром, накануне битвы, дозорный русских войск видел плывущих в ладье святых братьев Бориса и Глеба и слышал, как Борис говорил брату: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему князю Александру». И вот теперь сам князь Александр выступает в качестве небесного покровителя русского воинства.
Так же не безынтересен тот факт, что разгром немецкого фашизма пришёлся на праздник Георгия Победоносца - 6 мая 1945 года. Именно в этот день Германия признала своё поражение в войне: гросс-адмирал Дениц, являвшийся главой Германского государства после самоубийства Гитлера, дал согласие на капитуляцию вермахта.
Капитуляцию принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина. Маршал, небесным покровителем которого был святой Великомученик Георгий Победоносец, покровитель христианского воинства.
Это только два свидетельства небесного заступничества за наше Отчество в той страшной войне. А таких сведений о чудесах и знамениях на дорогах войны, сохранилось огромное множество. Об этих чудесных явлениях милости Божией нашему многострадальному народу могут поведать либо сами очевидцы, ныне живущие, либо потомки отошедших в вечность ветеранов, в страшные годы войны ощутивших на себе всемогущую руку Божию, спешащую на помощь всякому, кто душу свою полагает за правду и «други своя».
Вот и события Сталинградской битвы сохранили для нас свидетельства о явлении чудесной небесной помощи в тех тяжёлых боях.
Прежде всего, необходимо отметить, что командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, Чуйков Василий Иванович, был глубоко верующим человеком. Он открыто посещал сохранившиеся храмы, которые встречались на его боевом пути. Он одним из первых затеплил свечку на молебне, отслуженном в храме в честь «Казанской» иконы Божией Матери в благодарность Богу за победу в Сталинградской битве. Командование 62-ой армией Василий Иванович Чуйков принял 12 сентября, в день памяти святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.
После кончины Чуйкова в его архиве, среди личных документов маршала – рядом с партийным билетом и военным билетом, была обнаружено его личная молитва, видимо, им же и составленная: «О, Могущий ночь в день превратить, а землю в – цветник! Мне всё трудное лёгким содей и помоги мне».
Комдив 13-ой гвардейской дивизии, так же принимавшей участие в боях за освобождение Сталинграда, Александр Ильич Родимцев тоже был человеком, имеющим самую искреннюю веру в Бога.
Сохранились воспоминания переводчика Родимцева (одно время Родимцев был ваенным атташе СССР в Албании): «С группой экскурсантов я был в одном из православных храмов столицы Албании Тираны. Власти запретили богослужения в церквях, но некоторые из них оставались открытыми, как музеи. Когда все вышли на улицу, мне захотелось вернуться, чтобы побыть одному в церкви. Я так и сделал. Оглянувшись, увидел в тёмном углу перед иконами коленопреклонённую фигуру. Когда человек поднялся и повернулся ко мне, я узнал Александра Ильича Родимцева. Он сказал мне: «Ты меня не видел». Я ему ответил: «Я и сейчас Вас не вижу».
Критический момент в Сталинградском сражении наступил 14 октября, когда оборона 62-ой армии была рассечена пополам. Ценой неимоверных усилий и в этот раз армия Чуйкова устояла и продолжала сдерживать атаки немцев. Нацистская газета писала в этот день о боях в Сталинграде: «Наше наступление, несмотря на численное превосходство, не ведёт к успеху». Иного результата и быть не могло, поскольку немцы предприняли наступление в день Покрова Богородицы – небесной заступницы России.
11 ноября 1942 года был напряжённейшим для наших войск. Немцы рассекли армию Василия Ивановича Чуйкова на три части и уже были готовы сбросить русские войска в Волгу, как в один из самых критических моментов битвы, в мрачном осеннем небе над дымящимися развалинами города многие солдаты и офицеры увидели небесное знамение: Божию Матерь в полный рост с Богомладенцем Христом на руках. Во время явления в душах русских воинов поселилась уверенность, что теперь будет всё хорошо, враг не пройдёт. Так оно и произошло.
В архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР был обнаружен документ, содержащий в себе информацию об этом чуде. Многие очевидцы тех событий были живы до недавнего времени и рассказывали своим родным и близким о чудесном видении.
Сохранились свидетельства, как Георгий Константинович Жуков облетал осенью 1942 года Сталинград на военном самолёте с иконой «Казанской» Божией Матери на борту. Об этом сам маршал рассказывал писателю Юрию Васильевичу Бондарёву.
Монахиня Нина, жившая до недавнего времени в Волгограде (Сталинграде) рассказывала, что когда она была ещё молодой девушкой к ним в дом вошли три человека. Как оказалось потом, это был Георгий Константинович Жуков с адъютантом и водителем. Войдя, гости сразу прошли к иконам, сняли верхнюю одежду и более получаса молились. Затем поблагодарили и уехали.
«Походных церквей не было в войсках как до революции, – рассуждала монахиня Нина, – вот они и спросили у местных жителей, кто тут из верующих живёт, чтобы у них в доме помолиться можно было. А про нас в хуторе все знали, что мы верующие».
О таком случае поведала одна паломница в Толгском монастыре. Во время войны она была разведчицей. И вот, однажды, ей по заданию нужно было пройти минное поле, к которому её с отрядом прижали фашисты. Время шло, фашисты всё ближе и ближе, и мы понимали, что это конец. Вдруг откуда-то появился старичок в полушубке с автоматом – седой такой, с бородой. Рукой нам машет и кричит: «Эй, кто за мной – Господу помолимся!» А я уже прощалась с жизнью и, подумав о своём неверии, вдруг в отчаянии взмолилась: «Хоть бы призыв этого старика меня вразумил!» Но откуда он взялся? Ведь это же явно не наш брат-разведчик – мы-то все в грязи, ободранные, а он, старичок, такой чистенький, в полушубке новом. И вот он развернулся и молча пошёл через минное поле – я за ним! Вокруг пули свистят, а мы идём, невидимые, - так и прошли через всё минное поле. А когда добрались до своих – мой проводник вдруг исчез. С той поры не давал мне покоя вопрос: что же это за таинственный спаситель был? И вот уже после войны зашла я как-то в церковь и увидела икону святителя Николая Чудотворца. И обомлела: узнала того, кто меня через минное поле провёл. Вот так я и уверовала. Да и как могло быть иначе, если сам святитель к вере меня привёл!»
Сохранилось огромное множество свидетельств небесного заступничества за русское воинство в годы войны. Об этом написаны целые книги – свидетельства и рассказы очевидцев. И читая их, начинаешь осознавать истинность народной мудрости, что «войны начинают люди, но завершает их Бог». И Бог всегда на стороне тех, кто стоит за правду. Наши воины в дни Великой Отечественной Войны, несомненно, стояли за правду, полагали души свои за своих ближних, исполняя высшую евангельскую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Поэтому Бог был с русским воинством, а когда Бог с человеком, то никто не может противостоять ему (Рим. 8, 31).
Именно в трагические месяцы 1942 года солдаты, офицеры и многие генералы действующей армии, крещённые в младенчестве, обучавшиеся с детства Закону Божьему, посещавшие в отрочестве богослужения, вспомнили о Боге. Всмотревшись в холодную, мертвящую бездну атеизма, пропитавшись на фронтах кровью и грязью, среди всех ужасов войны они стали возвращаться к вере отцов. Отступления первых месяцев войны, оставление врагу огромных территорий, горечь больших потерь на фронте, гибель неповинных мирных людей, скорбь по погибшим родным и близким приводили к переосмыслению духовных причин войны с немцами. Так уж устроен русский человек: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Однако перед лицом опасности, он крепче держится за спасительный стяг святой веры, вспоминает, кажется, навсегда забытые молитвы и те слова бабушки о Боге, которые тогда, в детстве, кроме снисходительной улыбки ничего не вызывали.
(Более подробно о свидетельствах небесной помощи русскому воинству в дни ВОВ можно ознакомиться в книге Андрея Фарберова «Спаси и Сохрани. Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную Войну». – М.: «Ковчег», 2005).
Такое переосмысление жизненных ценностей перед лицом горя и явления чудесной помощи свыше тогда, когда уже казалось ничто и никто не сможет помочь, происходили и в далёкие сороковые года, происходят и сейчас.
Участники военных действий в Афганистане, Чечне и других горячих точках так же, как некогда ветераны Великой Отечественной Войны, рассказывают о многочисленных явлениях чудесной и неожиданной помощи в самые опасные, критические и безнадёжные моменты боевых действий.
В книге Виктора Николаева «Живый в помощи… Записки афганца» содержаться свидетельства Божьего заступничества за русское воинство в годы «Афганской» войны. Она повествует о русском офицере, который прошел через афганский ад, сберегаемый молитвой матери, жены и дочери.
Есть замечательный документальный фильм «Не имеющий права молчать», в котором участник трёх чеченских войн Маньшин Антон Леонидович, подполковник запаса, делится воспоминаниями о тех страшных, трагических событиях и о чудесной помощи и милости Божией нашему воинству. Это человек, на судьбу которого выпало много испытаний – три чеченские войны, их ужас и жестокость. И самое страшное для Антона – потеря бойцов, которые находились под его командованием. Съемочной группе посчастливилось много времени общаться с Антоном Маньшиным, присутствовать на встречах в Севастополе, воинских частях. Поразила его доброта, отзывчивость к людям и любовь к Богу. Этот человек не сломился, не стал жестоким после того, что ему пришлось пережить, и именно потому, что увиденное и пережитое сопровождалось молитвой и верой, смиренным сознанием того, что все эти испытания посланы Богом. (http://www.youtube.com/watch?v=rCJonZ7k7xM)
В этом фильме Антон Леонидович рассказывает о том, как наши солдаты воевали с молитвой на устах, как они искренне беседовали с Богом, как идя на смерть, они просили друг у друга прощение, за то, что не поделились последним сухарем или последней сигаретой. Антон Леонидович называл этих солдат «ангелами в камуфляже», и действительно эти «ангелы» до последней минуты своей жизни не отрекались от Бога, не обвиняли Его, а каялись и молились, и по их молитвам совершались чудеса, которые не поддаются никакому логическому объяснению (http://www.vpds.ru/novosti/218).
О том, как пуля, направленная чеченским снайпером в сердце нашего воина, застревает в медном восьмиконечном кресте, который тот носил всегда в нагрудном кармане кителя. Хотя тонкая медь креста не могла быть препятствием для пули, выпущенной из винтовки СВД, убойная сила которой такова, что она навылет пробивает стальной рельс.
О том, как ото лба солдата, отскочили три пули, выпущенные чеченским боевиком из автомата «Калашникова», и рикошетом ушли в стену. Перед боем солдат перевязал свою голову ленточкой, на которой были напечатаны молитвы «Живый в помощи Вышняго…» и «Да воскреснет Бог…». И вот от этой ленточки и отскочили смертоносные пули.
Как однажды они нашли трёх русских бойцов, распятых чеченскими боевиками на крестообразных деревянных столбах линий электропередач. Два солдата были мертвы, третий – ещё жив. Когда его попытались снять с креста, он пришёл в себя и тихо прошептал: «Оставьте меня здесь. Мне здесь хорошо». В тот день бойцы полковника Маньшина стали свидетелями таинства мученичества за Христа. Когда мученик испытывает непостижимую для плотского ума сладчайшую муку, принимая смерть за Господа.
Ещё множество поразительных свидетельств о помощи небес русскому солдату, стоящему за правду, приводит Антон Леонидович в фильме. Одно можно сказать, без слёз этот фильм смотреть не получается.
И вот в дни воспоминания победы под Сталинградом нам, потомкам тех славных предков, положивших жизни свои, чтобы мы могли жить под мирным небом, необходимо осмыслить своё отношение к жизни, к жизненным ценностям. И сейчас Россия переживает не самые благоприятные времена. На почве тотального разврата, алкоголизации населения, наркомании, многомиллионных абортов, оккультизма, сектантства, разрушения семей, утере веры, корней, традиций, культуры происходит неуклонное вымирание русского народа. Против него ведётся война, но война лукавая, скрытая информационная. И потери от этой войны не сопоставимы с потерями ни в какой другой войне. Ежегодно в этой лукавой войне страна теряет более миллиона наших соотечественников.
Перед лицом нависшей угрозы наши предки сумели найти в себе силы вернуться к вере отцов и этой верой победить врага, сумеем ли мы перед лицом не меньшей опасности отвергнуть навязанный нам ложный жизненный идеал земного преуспеяния, эгоизма и личного благополучия, достигаемого любой ценой, ведущий к разрушению как личности, так и народа в целом, и, как и наши предки, вернуться в лоно Церкви Христовой, к вере наших отцов, к вере в Отца!
Иерей Николай Сушков,
штатный клирик храма Всех Святых г. Тюмени.
|