Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Воскресное утро

31 мая 2016 г.

Утренняя служба в деревенской церкви начинается в половине восьмого утра. Чтобы успевать вовремя, приходится вставать рано. Правда, в летние дни и нет особенного желания спать часов до десяти. Яркое солнце, восходящее из-за горизонта, проникает в окна, теплые лучи пробиваются через шторы в спальню, пробуждают ото сна.

Выходишь за ворота. На небе – ни облачка. Солнце еще не поднялось из-за крыши дома, до середины дороги протянулась длинная тень, отбрасываемая стенами и крышей. Бывает, особенно в августовские дни, немного прохладно, по телу пробегают мурашки. Воздух настолько свежий, чистый, что вдыхаешь его глубоко и все не можешь насладиться. На тех уголках земли, куда солнце уже проникло, блестят капли росы. Какое множество красок переливается кругом в эти утренние минуты! Не хватает слов, чтобы описать их все, невозможно передать все то, что чувствуешь. Сердце стучит, радуется. Радость – вот самое верное слово, самое точное, самое выразительное. И если все это – земля, а не небо, то как, наверное, над облаками, в Раю? Невозможно представить себя более счастливым, чем сейчас, да большего и не нужно.

Выходишь на вымощенную щебнем дорогу, медленными шагами, неспешно, идешь в церковь. Храм близко – вон, за рябинами виднеются купола. А до службы еще минут двадцать. Пока идешь – читаешь про себя четыре молитвы: «За живых», «За усопших», «Символ Веры», «Отче наш».

«Отче наш» иногда перечитываешь по нескольку раз, до того близки сердцу эти слова. А почему бы и нет, если в них сосредоточено все самое дорогое, что есть у человека? В этой молитве каждое слово – не что иное, как любовь и благодать.

Тишина вокруг. Не слышно гула машин – трасса далеко. Идешь и слушаешь, как ветер качает ветви деревьев, как переливаются голоса птиц. За церковью – маленькая речка. Ее можно перешагнуть двумя шагами, а если оступиться, упасть с моста – вода не дойдет и до колен. Вода не бурлит, не пенится, не ухает по впадинам речного дна… ее еле слышно. Но журчание настолько мелодично, что сливается со всеми звуками: с пением птиц и шумом ветра. Оно не заглушает их, наоборот, делает более яркими, более контрастными.

Те островки земли, куда подобралась вода густо поросли ветлами. Солнце пробивается сквозь сплетения их ветвей, и с мостика видны тонкие-тонкие лучики.

Подходишь к храму. Трижды крестишься, поднимаешься по ступенькам на крыльцо. На розовато-красную плитку тоже выпала роса, оставив свой след и на перилах. Солнце играет в нем всеми цветами радуги. На крыльце пока еще тень. Стоишь, смотришь в дымчатую даль. Впереди – школа для сельских ребят, справа, на самом горизонте – лес, окрашенный в синевато-серые тона. Между домами виднеется дорога, присматриваешься – не едет ли батюшка. Проходит минут пять-семь, и вдалеке мелькнет автомобиль. Пропадет на какое-то время, а потом выскочит из-за поворота, свернет на проселочную дорогу.

Спускаешься с крыльца.

– Благословите, батюшка!

Берешь из машины воду для литургии, которую священник привозит из города: в деревне вода плохая, после нее на ведрах остается известковый налет, да и на вкус она неприятная. Так в любом колодце или роднике в округе.

Матушка тем временем открывает двери храма. Входишь в притвор, оттуда подойдешь к аналою в центральной части, поцелуешь икону праздника, украшенную цветами, следом – в алтарь, ставишь воду за северными вратами. Делаешь три коленных поклона и снова просишь благословения у священника – на службу в алтаре.

Храм как будто еще спит – окна небольшие свет сквозь них проникает тонкими лучиками, все в полумраке. Пока нет прихожан, или пришли один-два человека, ходишь тихо, говоришь почти шепотом. Каждый шаг, каждый звук голоса отдается гулким эхом, а в церкви – благодатная тишина, хочется ее послушать, насладиться ею. У пономаря в алтаре – свои секреты, о которых не все прихожане догадываются.

Перед началом литургии включаешь электрическую плитку, кладешь уголь, ждешь, пока разогреется. Когда плитка накалится докрасна, берешь уголь щипцами, переворачиваешь, кладешь в кадило. На него – ладан. Фимиам бывает самый разный и по форме, и по запаху. Бывают в виде комочков, в виде камешков, в виде песка… Ароматы: «Роза», «Ель», «Гиацинт», «Можжевельник»… Открываешь коробочку с любым, кладешь на уголь. По алтарю расходится ароматный дым.

На престоле семисвечник – семь лампад разных цветов. Никому, кроме священника, даже пономарю, нельзя прикасаться к престолу. Зажжешь свечу, подашь батюшке, а он уже ей затеплит лампады.

В храм стекаются люди. Матушка зажигает свечи, лампады перед иконами. Вот озаряются светом преподобный Серафим, преподобный Сергий, икона Успения…

В середине храма, в цветах на аналое лежит икона праздника, сбоку от нее – пустой аналой, перед которым священник совершает таинство исповеди.

Около церкви устроена колокольня – планка на двух столбах, на ней – четыре колокола, разных по величине и высоте звука. Звонаря в деревне нет, батюшка научил звонить и теперь перед началом каждой службы спешишь к колокольне. Отвяжешь веревку, которая тянется от самого язычка колокола, протянешь ее раза два, послушаешь звучание, а потом уже звонишь попеременно двумя, так, чтобы второй колокол сливался с четвертым, первый с третьим. Звуки сливаются в одно целое, составляя одну неразделимую мелодию, которую слышно в каждом дворе, что рядом, что на окраине деревни.

Возвращаешься в храм, встаешь возле жертвенника, где священник скоро начнет таинство проскомидии.

– Начнем потихоньку, – говорит батюшка, – Благословен Бог наш…

– Аминь, – отвечают с клироса.

Около получаса перед литургией читаются часы. Читаются особенно. В середине службы, бывает, приходит прихожанин в храм и слушает, как с клироса разливаются голоса певчих: низкие мужские и высокие женские. Часы – наоборот, читаются одним гласом, не «с выражением», а однотонно. Для каждого часа свой глас. Прочитаешь шестой час, уступаешь место матушке, она читает следующий, высоким голосом.

Алтарь к этому времени уже преобразился, сияет в огнях свеч и лампад. Все больше солнечных лучей проникает в окна, преображается все вокруг, оживает, готовится к предстоящему таинству. Часы заканчиваются…

Пономарь включает трехъярусное паникадило, храм заливается светом. Священник служит литургию, а голоса певчих перестают быть монотонными, появляется множество звучаний и тонов. Особенно ярко ощущается это, когда читаются заповеди блаженства, где каждый гласный звук – множество разных нот, как будто множество ручьев, сливающихся с гор в одну бурную реку.

Приходит время готовить теплоту – «запивку» для причастников. Включаешь электрический чайник, ждешь, пока забурлит вода, а из носика пойдет струя пара, берешь маленький железный чайничек, наливаешь на дно кагору и заливаешь кипятком. Бывает, кагор в алтаре заканчивается, тогда подойдешь к церковной лавке и попросишь банку с вареньем. Достанешь ложкой сладкие ягоды смородины или клубники, размешаешь в кипятке, накроешь крышкой. У чайника свое место – на столике в притворе, рядом с шестью чашечками и алюминиевым подносом с просфорами.

Священник выходит из алтаря, держа в руках Евангелие и алтарный престольный крест.

– Исповедники, подходите ближе…

Начинается таинство исповеди. После молитв, произнесенных батюшкой, один за другим подходят к аналою люди, священник накрывает их головы епитрахилью. Смолкают многозвучные голоса на клиросе, и чей-то один тонкий голос в одном тоне начинает произносить слова молитв.

Исповедь – необычное таинство, непохожее на все другие. Человек-исповедник будто переходит из одного мира в другой: из мира греха, грязи, пошлости в мир чистоты, светлости, душевной радости. Этот второй мир, несомненно, лучше первого, но не просто перейти в него. Сложно, во-первых, от осознания низости своего поступка, от терзаний совести. Тяжело признаться в грехе священнику, тем более, если это грех не простой, такой, что, если он раскроется, все люди покажут на человека пальцем и скажут: «Грешник»!

Тот, кому хватает мужества признать свою вину и открыть тайну греха перед священником, после исповеди ощущает непонятное чувство. Его уже не мучает беспокойство о том, узнает кто-нибудь о совершенном поступке или нет, его перестает мучить совесть, исчезает страх. Грешник отрывается от земли, он поднимается в небо, все земное перестает его волновать, он с высоты смотрит на людские поступки, и они для него обретают иной смысл.

Тот, кого до исповеди мучила совесть, и кто не рассказал о своем грехе священнику, после исповеди будет ощущать еще большие терзания и мучения. Он скрыл грех, он не перешел в новый мир, хотя мостик уже был проложен.

– Все? – спросит священник.

Человек замнется. Он стоит на хрупком мосту, а этот мост раскачивает ветром. Хочется перейти на другой берег, до него осталась половина пути, а думаешь: «Вдруг я упаду?». Дорога назад кажется надежнее. «Идти, или вернуться?» – тот, у кого воля сильная, выберет первое, шагнет вперед, а тот, у кого воли нет – повернет назад.

– Все, – ответит он.

Батюшка снимет епитрахиль, грешник приложится к Евангелию и кресту, а потом отойдет. Отойдет, мучимый совестью. Слезы будут подступать к его глазам, руки будут дрожать. Он не поднялся в небо, он остался на грешной земле.

Исповедники сделают перед алтарем три коленных поклона. Священник выйдет из царских врат, держа в руках чашу с Телом и Кровью Христа.

– Те, – скажет он, – кто готовился к таинству Причастия, кого священник допустил на исповеди, выслушайте слова молитвы и мысленно повторяйте за мной…

«Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос…» – пономарь помнит всю молитву наизусть. Столько разных чувств в этой молитве Иоанна Златоуста, как она радует слух!

Встаешь по левую руку священника, помогая причащать прихожан, которые после приобщения к таинству идут в притвор запивать Причастие теплотой.

Священник прочтет проповедь, напомнит, когда следующая служба, и прихожане расходятся по домам. Певчие убирают служебники и тоже, прощаясь с батюшкой, уходят. А у тебя еще не вся работа закончена. Войдешь в алтарь, подвинешь ближе к себе аналой, раскроешь служебник. Начнешь читать благодарственные молитвы. Потом приберешься, почистишь кадило.

Опять в храме тихо. Опять голос преследуется звонким эхом, а шаги, как удары по тугому барабану, отдаются гулким звуком. Только солнце уже вовсю светит в окна, и даже когда все свечи погасли, все равно в храме светло.

Выйдешь с батюшкой из церкви, спустишься с крыльца, а матушка запрет двери. Постоишь еще немного, махнешь священнику рукой в ответ на двойной гудок, проводишь машину взглядом, а когда она окончательно скроется из виду за поворотом, спустишься с крыльца, трижды перекрестишься и направишься к дому.

Становится жарче, летний полдень дает о себе знать. Идешь через речку, останавливаешься на мосту, чтобы посмотреть на бегущую воду.

– Вот так, думаешь про себя, пробежит вся жизнь. Много ли будет еще таких ясных дней?

Фотоконкурс Святое и вечное 2015 г. Номинация Православное богослужение - небо на земле. Автор фото Денисова Елизавета

Алексей Морозов, г.Кузнецк Пензенской области


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 апреля 2024 г.
Подведены итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

25 апреля 2024 г.
О проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для учащихся воскресных школ Тобольско-Тюменской епархии

23 апреля 2024 г.
Родительское собрание в школе

20 апреля 2024 г.
Похвала Пресвятой Богородицы

18 апреля 2024 г.
АУДИО. Беседа на радио Вера, послание 1 к Коринфянам, глава 6

18 апреля 2024 г.
Четверток Великого канона («Мариино стояние»)

18 апреля 2024 г.
VI-я студенческая научно-богословская конференция «Богословие и история Церкви» в Тобольской духовной семинарии

18 апреля 2024 г.
День открытых дверей в Тюменском духовном училище

18 апреля 2024 г.
Молебен в деревне Симонова

17 апреля 2024 г.
Пост для души и тела или постная скатерть самобранка

17 апреля 2024 г.
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

17 апреля 2024 г.
АУДИО. Иерей Владимир Петров на радио «Вера» читает стихи

16 апреля 2024 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАК ВЕРА РУСЬ ХРАНИТ»

15 апреля 2024 г.
Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско- Тюменской епархии создан сборник «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

15 апреля 2024 г.
Пасхальные подарки воинам СВО

15 апреля 2024 г.
Неделя 4 - я Великого поста в Тобольске

15 апреля 2024 г.
Ректор семинарии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и преподаватели Семинарии провели лекции для участников Курсов повышения квалификации преподавателей предмета «Основ Православной культуры»

15 апреля 2024 г.
Письма воинам СВО к празднику Пасхи

12 апреля 2024 г.
Экскурсия по Казачьему храму прп. Серафима Саровского г. Тюмени для воспитанников патриотического клуба «Казачья застава»

12 апреля 2024 г.
Викарий Святейшего Патриарха посетил храмы Тобольской митрополии

11 апреля 2024 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

10 апреля 2024 г.
Праздник православной книги на приходе

9 апреля 2024 г.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СОБОРЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г. ТЮМЕНИ

9 апреля 2024 г.
О ЕПАРХИАЛЬНОМ КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА»

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Благовещение Пресвятой Богородицы

9 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Человек и вера

8 апреля 2024 г.
Крестопоклонная неделя, праздник Благовещения в Тобольске

6 апреля 2024 г.
Архиерейское богослужение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

3 апреля 2024 г.
ВИДЕО: Тюменцы плетут сети при Благовещенском соборе

2 апреля 2024 г.
Образовательные чтения школ Ялуторовского района - 2024

02 апреля 2024 г.
Волонтёры из Упоровской СОШ побывали в храме

1 апреля 2024 г.
АУДИО. Накануне дня торжества Православия

28 марта 2024 г.
О проведении I этапа экскурсионно-просветительского проекта «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири»

28 марта 2024 г.
ВИДЕО: Первый в Тюмени «Электронный звонарь» установлен в Знаменском соборе

28 марта 2024 г.
Духовенство Тобольской митрополии приняло участие в Литургии Преждеосвященных Даров

27 марта 2024 г.
СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 марта 2024 г.
Информация для родителей о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25 марта 2024 г.
В Тобольске отслужили первую Пассию

25 марта 2024 г.
Неделя Торжества Православия

25 марта 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

24 марта 2024 г.
Программа Епархиального собрания духовенства и мирян Тобольской митрополии

24 марта 2024 г.
АУДИО. Меценаты Тюмени, Сретение, Встреча с Господом

23 марта 2024 г.
Общее Причастие семинарии

22 марта 2024 г.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при УМВД

21 марта 2024 г.
Литургия Преждеосвященных Даров

23 марта 2024 г.
Обращение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия по случаю теракта в г.Москве 22 марта 2024 года

21 марта 2024 г.
Канон преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком мужском монастыре

20 марта 2024 г.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Знаменском кафедральном соборе

19 марта 2024 г.
Вторник первой седмицы Великого поста в Тобольске

19 марта 2024 г.
Канон прп. Андрея Критского в Тобольске







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


лабость

Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.                                                                                                                                                                                                                        


Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.