Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

В дар Тюмени. Статья о Н.М. Чукмалдине, к 180-летию со дня рождения мецената

11 октября 2016 г.

«Высшая степень счастья есть благотворить, а вторая по сей степени – быть благодарным». Святитель Филарет Московский

В нынешнем году исполняется 180 лет со дня рождения известного благотворителя Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Его имя навсегда вошло в историю Тюменского края. Размах добрых дел нашего земляка впечатляет, но Чукмалдин при жизни не получил высокое звание «Почетный гражданин г. Тюмени». Не тщеславие побуждало этого человека жертвовать свои деньги. Все, что он делал, было исключительно по совести.

«Наивыгоднейший товар – доверие»

Николай Мартемьянович родился 4 декабря 1836 года в деревне Кулаково Тюменского уезда в крестьянской семье. Уже в шесть лет помогал отцу в работе по хозяйству. Старообрядец Артемий Скрыпа обучил Николая грамоте, и родители отправили сына на заработки в Тюмень. Благодаря природному уму и трудолюбию Чукмалдин пошел в гору: он был приказчиком, купцом, владельцем мануфактурной лавки, совладелец фирмы «Товарищество Чукмалдин и Глазунов».

Всю свою жизнь занимался коммерцией. Капитал складывался от продаж чая, мануфактуры (т. е. ткани). На Нижегородскую ярмарку вывозил коровью шерсть во всех ее сортах и видах, в Берлин поставлял войлок для немецкого потребительского рынка. В 1871 году предприниматель Чукмалдин нажил капитал – около 70 000 тысяч рублей. Заработал его честным путем, опровергая известное выражение: «не обманешь – не проживешь». Секрет своего успеха объяснял так: «Выигрывает и богатеет в торговле тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар – доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстно. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто несправедливо, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в самом себе смерть. Жизненно и прочно одно добро». И этой философии Чукмалдин следовал всю жизнь.

Книги, живопись, музей

Николай Мартемьянович по коммерческим делам бывал во многих городах России и за рубежом, из поездок привозил раритеты и дарил их музею Александровского реального училища. Подлинный экземпляр «Апостола» (1564 г), «Библия» (1581 г) русского первопечатника Ивана Федорова. «Триадь постная», выпущенная в Кракове на русско-славянском языке в 1491 году, «Библия» (1519 г) Франциска Скорины – все эти сокровища появились в Тюмени исключительно благодаря его любви к книге. Но тюменская публика однако ж не могла лицезреть редкости, так как музей училища был учебным.

В 1896 году Н. М. Чукмалдин выкупил у И. Я. Словцова, директора реального училища, редкую коллекцию флоры и фауны за 10 тысяч рублей (по тем временам большие деньги) и передал в дар Тюмени с условием, чтобы городское общество представило здание для музея. «Отцы города», крепко поразмыслив, предложили предпринимателю самому начать стройку. Сколько на то уйдет время, а средств? Чукмалдин поступил разумно: подарил все свои бесценные коллекции редкостей Александровскому реальному училищу и порекомендовал открывать музей для публики в праздничные дни.

Из этой коллекции Иван Яковлевич Словцов особо выделял раритеты: «Щит сирийской работы, монеты римские, персидские, древние реликвии из гробниц, образцы материалов египетских построек; образцы золота и серебра с нескольких приисков России. Царские врата и часть иконостаса первой четверти 17 века. Два огромных ковша-братины, кованная серебряная чаша…». Музей реального училища открыли для достопочтенной публики, в него охотно шли тюменцы и гости города. Посетители восхищались: такие сокровища не в каждом крупном городе России увидишь! Многие экспонаты, увы, не сохранились до наших дней: они были утеряны в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Но все же часть Чукмалдинской коллекции можно увидеть в областном краеведческом музее им. И. Я. Словцова и в Интернет-центре Тюменского госуниверситета.

Собирать артефакты не просто: тут вопрос больших денег, знаний, усердия. Писать хорошие книги и увлекательные очерки – талант редкостный. Всем этим обладал наш земляк Чукмалдин. В своих трудах Николай Мартемьянович оставил бесценные для сегодняшнего дня картинки из жизни обитателей родного села, очень интересны его очерки «Мои воспоминания» о тюменских купцах, о его опытах в коммерции. Любовь к живописи у благотворителя выразилась в замечательном решении перевести из захолустного Туринска в Тюмень художника Ивана Калганова. В дальнейшем щедрый покровитель культуры всячески помогал талантливому сатирику-живописцу. Чукмалдин, умевший объективно оценивать заслуги коммерсантов перед городом, после кончины в 1893 году купца-мецената Филимона Степановича Колмогорова заказал его портрет художнику Изоеву. И этот портрет сохранился (находится в Тюменском музее изобразительных искусств).

Клуб приказчиков (предтеча филармонии), открытый в Тюмени в 1879 году, был чуть ли не первым в Сибири. Его появлению тоже способствовал Николай Мартемьянович. Он возлагал большие надежды, что клуб будет способствовать «поднятию умственного развития местных приказчиков.

Чукмалдин не скупился на помощь нуждающимся в деньгах. Торопился всю жизнь делать людям добро…

Школа, парк, храм

В Кулаково, что вблизи Тюмени, в 1874 году Чукмалдин построил каменную двухэтажную школу и до конца своих дней ежегодно вносил деньги на ее содержание. При школе опять же на свои деньги разбил большой красивый парк. За каждое хорошо принявшееся деревце платил тому, кто за ним ухаживал. Из Москвы прислал гидравлический таран – мощное водоподъемное устройство, которое доставляло из ближайшего пруда воду для поливки.

Он построил мастерскую, в которой дети учились столярному делу. Как прогрессивно мыслящий человек долго и упорно боролся против пьянства, организовывая чайные. Этот социальный порок трудно изживался, и Чукмалдин на протяжении 20 лет ежегодно перечислял немалые деньги крестьянским обществам деревень Кулаково и соседней с ней Гусельниково только за то, чтобы они никому не давали право на открытие питейных заведений. «Тобольские губернские ведомости» писали в 1895 году: «В деревне Кулаковой состоялось открытие народной чайной тюменского отдела общества трезвости, учрежденной на средства известного благотворителя Н. Чукмалдина. Он жертвует по собственной инициативе на содержание чайной по 5 рублей в месяц и ящик байхового чая в 111 фунт».

Венец добрых дел Н. М. Чукмалдина – каменный Свято-Никольский храм, построенный в 1901 году. Однако, увидеть свое детище благотворителю было не суждено. За несколько дней до открытия и освящения храма Чукмалдин скончался. В Берлине он лечился от тяжелой болезни, завещал похоронить себя в деревне Кулаково, там, где родился и провел свои детские годы. Около ста кулаковцев прибыло на железнодорожный вокзал Тюмени, куда доставили гроб с останками. Гроб несли на руках через весь город, люди прощались с благотворителем навсегда…Прах Чукмалдина захоронили в склепе Свято-Никольского храма, построенного под зданием церкви.

Через 30 лет возмужало новое поколение, с иными представлениями о культуре и морали. Впрочем, какая мораль? Секретарь сельсовета, воинствующая атеистка – рьяная строительница «нового мира», затеяла перезахоронение Чукмалдина. К ужасу своему селяне увидели, как она пинками сталкивала останки Николая Мартемьяновича в вырытую яму на кладбище. Люди возмущались содеянным, но говорили об этом робко, тихо.

Храм разграбили. Превратили его в кузницу, машинный двор. Хранили в нем запчасти к тракторам, смазочные материалы. Но каждому за дела воздается. Дочь секретаря сельсовета вскоре после кощунственного перезахоронения утонула, тело с трудом отыскали, похоронили без гроба. Безутешно было горе матери…

Довелось услышать мне страшную историю о зверствах орудовавшей в 30-е годах прошлого века банды Пыжьянова. Верующих расчленяли и бросали в колодец. А золотой крест от Свято-Никольского храма закопали на пустыре. Может, это легенда. Кстати, еще сам Чукмалдин удивлялся, как много в Кулаково ходит преданий, поверий, легенд. В годы воинствующего атеизма святыня была в ужасном состоянии. Но добро всегда побеждает! В 1998 году местные власти передали старинную церковь верующим. Прошли годы упорного труда, сбора средств от селян и вспоможений от нынешних благотворителей, жители села Кулаково вернули святыню к жизни. Теперь каждый может посетить великолепный храм, по утверждению кулаковцев он имеет великую силу, не случайно в честь Николая Чудотворца назван.

А тюменцы в память о великом благотворителе разбили уютный сквер, в котором установили памятник Н. М. Чукмалдину.

Имя Николая Чукмалдина стало брендом, образцом для нынешних предпринимателей, стремящихся оставить свой след в истории Тюмени и нашего края. Деяния нашего земляка – всем нам в назидание…

Свято-Никольский храм в селе Кулакова

Мемориальная доска

Вход в храм открыт для всех

Елена Дубовская (фото автора)


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии

25 февраля 2025 г.
День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

22 февраля 2025 г.
Ученики воскресной школы храма в честь иконы «Утоли моя печали» г. Тюмени побывали в Тобольске

21 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма Казанской иконы Божией Матери села Исетское

20 февраля 2025 г.
Отчет о проведении Дня православной молодежи в Ялуторовском благочинии

20 февраля 2025 г.
День православной молодежи в Тюменском благочинии

20 февраля 2025 г.
День молодежи прошел в Тобольском благочинии

19 февраля 2025 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

18 февраля 2025 г.
Воскресение - очень насыщенный церковными делами и событиями день

18 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Тюмени

17 февраля 2025 г.
О проведении в Тобольско-Тюменской епархии епархиального конкурса педагогического мастерства «Учитель. Именем твоим…» для педагогов епархиальных учебных заведений

16 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий и епископ Тихон посетили памятное место

16 февраля 2025 г.
Посещение Ишимской епархии

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Свято-Георгиевский храм г. Заводоуковск

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил школу-интернат для обучающихся с ОВЗ

15 февраля 2025 г.
Сретение Господне в Ялуторовске

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в собрании общественной организации «Держава»

14 февраля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

13 февраля 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ 80-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

13 февраля 2025 г.
В Семинарии состоялась VII-я студенческая научно-богословская конференция по истории Русской Православной Церкви XX века







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


споведь

Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием.
Исповедь - требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя тем карликом-горбуном, каким он предстает наедине с Богом.
Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы.
Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но, чтобы показать опасную трещину на своей праведности.
Человек, идущий в лечебницу, оставляет гордыню за ее порогом; человек, приходящий на исповедь, оставляет гордыню за порогом церкви. Счастье для него, если, возвращаясь обратно, он забудет о ней. Дай Боже, чтобы, выходя, он вместо костыля гордыни оперся бы на костыль смирения.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.