Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

В дар Тюмени. Статья о Н.М. Чукмалдине, к 180-летию со дня рождения мецената

11 октября 2016 г.

«Высшая степень счастья есть благотворить, а вторая по сей степени – быть благодарным». Святитель Филарет Московский

В нынешнем году исполняется 180 лет со дня рождения известного благотворителя Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Его имя навсегда вошло в историю Тюменского края. Размах добрых дел нашего земляка впечатляет, но Чукмалдин при жизни не получил высокое звание «Почетный гражданин г. Тюмени». Не тщеславие побуждало этого человека жертвовать свои деньги. Все, что он делал, было исключительно по совести.

«Наивыгоднейший товар – доверие»

Николай Мартемьянович родился 4 декабря 1836 года в деревне Кулаково Тюменского уезда в крестьянской семье. Уже в шесть лет помогал отцу в работе по хозяйству. Старообрядец Артемий Скрыпа обучил Николая грамоте, и родители отправили сына на заработки в Тюмень. Благодаря природному уму и трудолюбию Чукмалдин пошел в гору: он был приказчиком, купцом, владельцем мануфактурной лавки, совладелец фирмы «Товарищество Чукмалдин и Глазунов».

Всю свою жизнь занимался коммерцией. Капитал складывался от продаж чая, мануфактуры (т. е. ткани). На Нижегородскую ярмарку вывозил коровью шерсть во всех ее сортах и видах, в Берлин поставлял войлок для немецкого потребительского рынка. В 1871 году предприниматель Чукмалдин нажил капитал – около 70 000 тысяч рублей. Заработал его честным путем, опровергая известное выражение: «не обманешь – не проживешь». Секрет своего успеха объяснял так: «Выигрывает и богатеет в торговле тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар – доверие, а доверие дается только безупречной честности и торговому бескорыстно. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто несправедливо, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в самом себе смерть. Жизненно и прочно одно добро». И этой философии Чукмалдин следовал всю жизнь.

Книги, живопись, музей

Николай Мартемьянович по коммерческим делам бывал во многих городах России и за рубежом, из поездок привозил раритеты и дарил их музею Александровского реального училища. Подлинный экземпляр «Апостола» (1564 г), «Библия» (1581 г) русского первопечатника Ивана Федорова. «Триадь постная», выпущенная в Кракове на русско-славянском языке в 1491 году, «Библия» (1519 г) Франциска Скорины – все эти сокровища появились в Тюмени исключительно благодаря его любви к книге. Но тюменская публика однако ж не могла лицезреть редкости, так как музей училища был учебным.

В 1896 году Н. М. Чукмалдин выкупил у И. Я. Словцова, директора реального училища, редкую коллекцию флоры и фауны за 10 тысяч рублей (по тем временам большие деньги) и передал в дар Тюмени с условием, чтобы городское общество представило здание для музея. «Отцы города», крепко поразмыслив, предложили предпринимателю самому начать стройку. Сколько на то уйдет время, а средств? Чукмалдин поступил разумно: подарил все свои бесценные коллекции редкостей Александровскому реальному училищу и порекомендовал открывать музей для публики в праздничные дни.

Из этой коллекции Иван Яковлевич Словцов особо выделял раритеты: «Щит сирийской работы, монеты римские, персидские, древние реликвии из гробниц, образцы материалов египетских построек; образцы золота и серебра с нескольких приисков России. Царские врата и часть иконостаса первой четверти 17 века. Два огромных ковша-братины, кованная серебряная чаша…». Музей реального училища открыли для достопочтенной публики, в него охотно шли тюменцы и гости города. Посетители восхищались: такие сокровища не в каждом крупном городе России увидишь! Многие экспонаты, увы, не сохранились до наших дней: они были утеряны в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Но все же часть Чукмалдинской коллекции можно увидеть в областном краеведческом музее им. И. Я. Словцова и в Интернет-центре Тюменского госуниверситета.

Собирать артефакты не просто: тут вопрос больших денег, знаний, усердия. Писать хорошие книги и увлекательные очерки – талант редкостный. Всем этим обладал наш земляк Чукмалдин. В своих трудах Николай Мартемьянович оставил бесценные для сегодняшнего дня картинки из жизни обитателей родного села, очень интересны его очерки «Мои воспоминания» о тюменских купцах, о его опытах в коммерции. Любовь к живописи у благотворителя выразилась в замечательном решении перевести из захолустного Туринска в Тюмень художника Ивана Калганова. В дальнейшем щедрый покровитель культуры всячески помогал талантливому сатирику-живописцу. Чукмалдин, умевший объективно оценивать заслуги коммерсантов перед городом, после кончины в 1893 году купца-мецената Филимона Степановича Колмогорова заказал его портрет художнику Изоеву. И этот портрет сохранился (находится в Тюменском музее изобразительных искусств).

Клуб приказчиков (предтеча филармонии), открытый в Тюмени в 1879 году, был чуть ли не первым в Сибири. Его появлению тоже способствовал Николай Мартемьянович. Он возлагал большие надежды, что клуб будет способствовать «поднятию умственного развития местных приказчиков.

Чукмалдин не скупился на помощь нуждающимся в деньгах. Торопился всю жизнь делать людям добро…

Школа, парк, храм

В Кулаково, что вблизи Тюмени, в 1874 году Чукмалдин построил каменную двухэтажную школу и до конца своих дней ежегодно вносил деньги на ее содержание. При школе опять же на свои деньги разбил большой красивый парк. За каждое хорошо принявшееся деревце платил тому, кто за ним ухаживал. Из Москвы прислал гидравлический таран – мощное водоподъемное устройство, которое доставляло из ближайшего пруда воду для поливки.

Он построил мастерскую, в которой дети учились столярному делу. Как прогрессивно мыслящий человек долго и упорно боролся против пьянства, организовывая чайные. Этот социальный порок трудно изживался, и Чукмалдин на протяжении 20 лет ежегодно перечислял немалые деньги крестьянским обществам деревень Кулаково и соседней с ней Гусельниково только за то, чтобы они никому не давали право на открытие питейных заведений. «Тобольские губернские ведомости» писали в 1895 году: «В деревне Кулаковой состоялось открытие народной чайной тюменского отдела общества трезвости, учрежденной на средства известного благотворителя Н. Чукмалдина. Он жертвует по собственной инициативе на содержание чайной по 5 рублей в месяц и ящик байхового чая в 111 фунт».

Венец добрых дел Н. М. Чукмалдина – каменный Свято-Никольский храм, построенный в 1901 году. Однако, увидеть свое детище благотворителю было не суждено. За несколько дней до открытия и освящения храма Чукмалдин скончался. В Берлине он лечился от тяжелой болезни, завещал похоронить себя в деревне Кулаково, там, где родился и провел свои детские годы. Около ста кулаковцев прибыло на железнодорожный вокзал Тюмени, куда доставили гроб с останками. Гроб несли на руках через весь город, люди прощались с благотворителем навсегда…Прах Чукмалдина захоронили в склепе Свято-Никольского храма, построенного под зданием церкви.

Через 30 лет возмужало новое поколение, с иными представлениями о культуре и морали. Впрочем, какая мораль? Секретарь сельсовета, воинствующая атеистка – рьяная строительница «нового мира», затеяла перезахоронение Чукмалдина. К ужасу своему селяне увидели, как она пинками сталкивала останки Николая Мартемьяновича в вырытую яму на кладбище. Люди возмущались содеянным, но говорили об этом робко, тихо.

Храм разграбили. Превратили его в кузницу, машинный двор. Хранили в нем запчасти к тракторам, смазочные материалы. Но каждому за дела воздается. Дочь секретаря сельсовета вскоре после кощунственного перезахоронения утонула, тело с трудом отыскали, похоронили без гроба. Безутешно было горе матери…

Довелось услышать мне страшную историю о зверствах орудовавшей в 30-е годах прошлого века банды Пыжьянова. Верующих расчленяли и бросали в колодец. А золотой крест от Свято-Никольского храма закопали на пустыре. Может, это легенда. Кстати, еще сам Чукмалдин удивлялся, как много в Кулаково ходит преданий, поверий, легенд. В годы воинствующего атеизма святыня была в ужасном состоянии. Но добро всегда побеждает! В 1998 году местные власти передали старинную церковь верующим. Прошли годы упорного труда, сбора средств от селян и вспоможений от нынешних благотворителей, жители села Кулаково вернули святыню к жизни. Теперь каждый может посетить великолепный храм, по утверждению кулаковцев он имеет великую силу, не случайно в честь Николая Чудотворца назван.

А тюменцы в память о великом благотворителе разбили уютный сквер, в котором установили памятник Н. М. Чукмалдину.

Имя Николая Чукмалдина стало брендом, образцом для нынешних предпринимателей, стремящихся оставить свой след в истории Тюмени и нашего края. Деяния нашего земляка – всем нам в назидание…

Свято-Никольский храм в селе Кулакова

Мемориальная доска

Вход в храм открыт для всех

Елена Дубовская (фото автора)


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



20 ноября 2025 г.
В Тобольске совершен молебен по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла

19 ноября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

17 ноября 2025 г.
Воскресное богослужение. Неделя 23-я по Пятидесятнице

14 ноября 2025 г.
АУДИО. Братство православных следопытов: христианская романтика как стиль жизни и организационно-воспитательная форма работы с детьми и подростками

14 ноября 2025 г.
Руководители Братства православных следопытов провели семинар в Тюмени

13 ноября 2025 г.
В Тюмени прошли Карбышевские чтения

12 ноября 2025 г.
Приглашение к участию в епархиальном конкурсе литературных эссе «Лики святости»

11 ноября 2025 г.
Неделя 22-я по Пятидесятнице

10 ноября 2025 г.
Престольный праздник в одиноко стоящем Храме

8 ноября 2025 г.
В Тюмени отметили День Сибири

8 ноября 2025 г.
АУДИО. Разбираем послание ап. Павла к Колоссянам 1-2 главы

5 ноября 2025 г.
АУДИО. Читаем журнал «Православный просветитель»

4 ноября 2025 г.
35 лет на Тобольской кафедре

5 ноября 2025 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в Тобольске

3 ноября 2025 г.
АУДИО. Православные следопыты Тюмени и Сургута.

3 ноября 2025 г.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

3 ноября 2025 г.
В Тобольске начался XXIX фестиваль-конкурс хоровых коллективов “Духовная песнь Православной Сибири”

2 ноября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ» НА ТЕМУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

31 октября 2025 г.
Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии

30 октября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

29 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

28 октября 2025 г.
Митрополит Димитрий встретился с учащимися 1 курса регентской и иконописной школ

27 октября 2025 г.
30-летний юбилей Тобольской православной гимназии

27 октября 2025 г.
Память святых отцов VII Вселенского Собора

27 октября 2025 г.
В Тюмени прошел семинар “Казак без веры – не казак”

27 октября 2025 г.
Студенты семинарии посетили мультимедийный парк «Россия - Моя история»

27 октября 2025 г.
«Пятое время года» Корнильцева-Быстринского Е. В. на Филофеевских образовательных чтениях

24 октября 2025 г.
2025.10.24 События Тобольской митрополии

24 октября 2025 г.
Пресс-конференция лауреатов и победителей в номинациях II межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2025»

24 октября 2025 г.
О проведении XXIV образовательных чтений Тобольской митрополии и Всероссийской научно-практической конференции на тему: «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

22 октября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) ТТЕ НА ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ

22 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

22 октября 2025 г.
Священник посетил Тюменский кардиоцентр

21 октября 2025 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»

21 октября 2025 г.
В Тюмени молитвенно почтили память святителя Филофея (Лещинского)

20 октября 2025 г.
В подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» завершился XI Международный фестиваль «Вера и слово»

19 октября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ VI СЕЗОНА ФИЛОФЕЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ, ОПРЕДЕЛИЛИ ЛАУРЕАТОВ И ДИПЛОМАНТОВ

19 октября 2025 г.
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ ФИЛОФЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОЙДЕТ В ТЮМЕНИ

19 октября 2025 г.
Пресс-конференция с победителями и экспертами Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

16 октября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК

15 октября 2025 г.
Покров Пресвятой Богородицы в Тобольске

13 октября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

12 октября 2025 г.
День памяти святителя Иоанна Шанхайского и священномученика Михаила Красноцветова

9 октября 2025 г.
Сборник работ лауреатов и призеров конкурса «За нравственный подвиг учителя»2025 г.

2 октября 2025 г.
АУДИО. Вечер воспоминаний о протоиерее Максиме Иванове

29 сентября 2025 г.
Чин Воздвижения Креста

29 сентября 2025 г.
В день Рождества Богородицы

29 сентября 2025 г.
«Лики святости»: искусство, где встречаются фото и вера

29 сентября 2025 г.
XXIV Филофеевские образовательные чтения «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

26 сентября 2025 г.
Хор воскресной школы на даче







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


споведь

Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы.
Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием.
Исповедь - требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя тем карликом-горбуном, каким он предстает наедине с Богом.
Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы.
Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но, чтобы показать опасную трещину на своей праведности.
Человек, идущий в лечебницу, оставляет гордыню за ее порогом; человек, приходящий на исповедь, оставляет гордыню за порогом церкви. Счастье для него, если, возвращаясь обратно, он забудет о ней. Дай Боже, чтобы, выходя, он вместо костыля гордыни оперся бы на костыль смирения.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.