16 ноября 2016 г. Уважаемые организаторы и участники семинара! Братья и сестры! Вынесенная на обсуждение тема: «Суицид: вызов современности и эффективные технологии профилактики и практического преодоления» - очень важна. Это вопрос жизни и смерти человека. Чтобы рассматривать данную тему важно понять природу человека. Священное Писание указывает на две составных части природы человека. Тело, которое является прахом земным (Быт. 2:7) – это материальное составляющее. И духовная составляющая, душа, которая является дыханием Божиим (Быт. 2:7). Эти две природы существуют вместе и каждая по своим законам: по законам материального мира живёт тело и по духовно-нравственным законам живёт душа. Законоположник всех их один, Бог и Творец мира видимого, материального, и невидимого, духовного. Нарушение и пренебрежение всякого закона приводит к разрушению и страданию человека.
Для познания законов Божьих душа человека имеет разум. Человек призван познавать Творца, мир материальный и духовный, знать, что природа добра заключается в Боге. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). А природа зла заключена в духе противления Богу, в дьявольском духе, в гордыне и греховном эгоизме. Где эгоизм, там нет любви Божественной. Для жизни доброй душа человека обладает силой воли, которая должна предопределять человека к исполнению воли Божьей через исполнение Его закона. Важным свойством души человека является особое нравственное чувство, благодаря которому человек слышит голос Божий, голос совести, помогающий познать нравственный закон и пути правды и истины. Все эти три свойства души: разум, воля и нравственное чувство - дарованные человеку Богом, определяют качество земной жизни человека.
Очевидно, что тело и душа находятся в тесной взаимосвязи. Человек призван для духовно-нравственного возрастания в условиях земной жизни. Каждый человек являет собой личность и есть связующее звено двух миров: мира духовного (невидимого) и мира материального (видимого). Знания и соблюдение законов двух миров является залогом гармоничного существования человека на земле, поскольку в этом есть исполнение воли Божьей. Но если в человеке начинает проявляться дух противления Богу, дух противления правде и истине, что в Церкви именуется дьявольский дух или гордыня, то тогда свойства души разрушаются. Разум стремится познавать грех и искажает правду. Воля ослабевает и человек легко встаёт на путь неправды, на путь греха. И нравственное чувство угасает. Голос совести умолкает. Любовь трансформируется в эгоизм, и человек оправдывает всякое беззаконие. Потеряв связь с Богом, утратив любовь к Богу и ближним, по своему греховному эгоизму человек разрушает в себе духовный мир.
Именно в состоянии одержимости дьявольским духом душа приходит в расстройство и человек, духовно ослеплённый, посягает на жизнь другого человека и на свою личную жизнь. Самовольный уход из жизни — это высшая степень противления Богу. Жизнь – это Божий дар. И удалившись от Бога, греховный человек, по злой своей воле прерывает жизнь через грубое нарушение законов материального и духовного мира, законов Божьих.
Сегодня пришло время, чтоб мы задумались, как вернуть нашему народу наряду со знаниями мира физического, знания мира духовного. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетний опыт передачи этих знаний, которые способствовали формированию здорового общества, жизнеспособного общества, могущего противостоять многим внешним и внутренним угрозам.
Желаю успехов участникам семинара в обсуждении столь важной темы, касающейся качества жизни и достоинства в вопросах смерти человека.
С благословением,
+ ДИМИТРИЙ
МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ,
ГЛАВА ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ,
РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
15 ноября 2016 г.
|