13 января 2017 г. Свое название село Батурино Курганской области получило по фамилии первого поселенца – крестьянина из Вологодской губернии Варфоломея Евстафьевича Батурина. В селе с начала XIX века была построена кирпичная церковь Спасо-Преображения, которая родилась сначала в деревянном облике веком ранее, а позже к ней был пристроен придел Божией Матери Казанской. В церкви священниками и диаконами служили выходцы из рода Капустиных. Выдающийся деятель православия архимандрит Антонин родился в селе Батурино в семье потомственного священника и при рождении был назван Андреем.
Стараниями местных священнослужителей и на средства прихожан деревянную прародительницу заменил величавый уральским барокко кирпичный двухпрестольный храм с Казанским приделом в нижнем теплом этаже и Преображенским – в холодном верхнем. Но храм разделил судьбу всех православных церквей в смутное время борьбы с религией. В начале тридцатых годов прошлого века его помещения использовали как клуб, банк, дизельную станцию, а в военное время колокольня стала парашютной вышкой. Более полувека храм страдал от осквернения, но во время перестройки был возвращен в истерзанном виде, как воин после сражения. Четыре года залечивал раны и ожил, когда в приделе Божией Матери вдохнул, как свежий воздух, слова молитв церковных служб и открыл свое сердце для святых таинств – крещения, миропомазания, покаяния, брака, Евхаристии.
Издалека от просторной деревенской трассы была видна высокая пятиярусная колокольня. храм стоял крепко, но его кирпичную наготу прикрывала темная строительная сетка, спадавшая со второго этажа. Первый этаж оцепили сколоченные доски лесов так, что не сразу можно было увидеть небольшую синюю дверь в арочной нише, над которой напоминала о празднике икона Преображения Господня – вход в нижний храм.
Высокая колокольня, как и стены храма, была одета в измученный временем кирпич, как после военной катастрофы, и ожидала достойной отделки. Для приведения храма в должный вид былого величия, снесенного ураганом времени, требовались средства и рабочие руки. Не отказывались служители храма ни от того, ни от другого.
Удлиненные окна вбирали в свою темноту солнечный свет. Устаревшая штукатурка внешних стен первого этажа мутно обнажила кирпичное тело стен.
Закончилась литургия в честь праздника Преображения Господня. Немного народа собралось на Крестный ход – три десятка прихожан и паломников от «Сибирского паломника» г. Тюмени и из соседних областей. Приезжих можно было определить по сумкам через плечо, а местных – по иконам в руках. В основном пришли женщины среднего и пожилого возраста, несколько мужчин и детей. Батюшка передал мужчинам увесистый крест с распятием и два древка-хоругви с иконами Троицы и Владимирской Божией Матери, а женщинам – чтимые образа Умиления, Далмата Исетского и другие. Взлетел в небо колокольный звон и началось шествие. Обойдя с молитвами церковь вокруг, люди поочередно проходили через живую двойную арку под иконами, чтобы подняться в верхний храм для чтения акафиста.
…С боковой стороны храма за невысоким зеленым забором виднелись ровные ряды молодых деревьев: «Сей яблоневый «Сад от потомков» заложен журналистами Курганской областной газеты «Новый мир» в 2013-2014 годах к 200-летию архимандрита Антонина Капустина на его родине в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».
Перед восточным фасадом храма стоит Поклонный крест, рядом с ним надпись: «Сей крест установлен в память священнического рода Антонина (Капустина) и всех православных благочестивых христиан погребенных здесь».
Не все Капустины тут покоятся из большого рода семи поколений. Но из родословной всех священников этого рода я выделила прямую линию тех, чьим потомком стал будущий архимандрит:
Василий Трофимович (1732–?) заложил церковь, в которой служил 28 лет. Его предки были выходцами из Великого Устюга.
Леонтий Васильевич (1761–1827) служил 24 года, пристроил придел Богоматери Казанской.
Иоанн Леонтьевич (1793–?) служил диаконом, был произведен в священника Спасо-Преображенской церкви.
Андрей Иоаннович (1817–1894) закончил Далматовское училище, Пермскую семинарию, Екатеринославскую семинарию, Киевскую духовную академию. Служил 10 лет в Афинах, 5 лет в Константинополе, в 1865 году переведен в Иерусалим, где навсегда остался в истории под именем Архимандрита Антонина.
Архимандрит Антонин Капустин помогал российским паломникам, способствовал приобретению православных святынь в собственность Российской империи, скупал земли на Святой земле, создавал «Русскую Палестину», где его стараниями строились с храмы, подворья, школы и приюты. Отец Антонин занимался археологией и астрономией, нумизматикой, изданием сочинений, стихосложением и живописью. Он участвовал в раскопках, в результате которых была обнаружена часть стены древнего Иерусалима с порогом Судных врат. На этом месте было построено Александровское подворье с церковью благоверного князя Александра Невского. Были обнаружены базилики времен императора Константина. Великий русский подвижник приобрел участок с Мамврийским дубом, который изображен на иконах Троицы; вершину Елеонской горы и место Вознесения Спасителя; участок земли, где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой; участок в Яффе, имения под Вифлеемом, в Тивериаде, на Иордане, в Силоаме, в Назарете, в Кане Галилейской...
Его тридцатилетний праведный труд для Православия на Святой Земле был оценен орденами Святого Владимира второй степени и Святой Анны первой степени.
Приобретенные земли стали сокровищами Российской империи общей площадью в полсотни гектаров и стоимостью до миллиона рублей золотом. К сожалению, не все они остались во владении России из-за хрущевской «апельсиновой сделки», когда ряд земель был продан Израилю за апельсины.
Архимандрита Антонина похоронили в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе. Перед смертью он завещал: «Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине... оставляю в собственность Синода, если же таковой перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей».
Родина Архимандрита Антонина (Капустина) – село Батурино в 2017-м году будет праздновать двухсотлетие великого деятеля русского Православия. Несмотря на все организационные и материальные трудности, настоятель храма Преображения Господня отец Сергий с Божией помощью и на пожертвования неравнодушных людей планирует к этой дате установить бюст архимандрита Антонина и восстановить храм.
Ирина Жгурова г. Тюмень, 19 августа 2016 г.
|