Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Иконописная школа при Тобольской духовной семинарии, древлехранилище Тобольско-Тюменской епархии, церковное искусство, росписи и реставрация сохранившихся храмов Тюменской области

28 марта 2017 г.

Эфир передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 10 марта 2017 г.

Сегодня в эфире программы «Светлый час» мы будем говорить о жизни иконописной школы при Тобольской духовной семинарии, о церковном искусстве, о наследии, которое нам осталось от прошлых поколений, а именно, росписи сохранившихся храмов. Мы также будем говорить об их реставрации. В студии – ведущий протоиерей Григорий Мансуров и заведующий Тобольской иконописной школой священник Виталий Ведерников.

О. Григорий Мансуров: В 1996 году, когда я поступал в Тобольскую духовную семинарию, вместе с нами также поступали ребята и девушки в иконописную школу. Это был первый набор. Расскажите, пожалуйста, отец Виталий, о вашем учебном заведении. Сколько лет проходит обучение, каковы особенности учебного процесса, где могут себя реализовать выпускники? Каковы успехи двадцатилетнего существования школы?

О. Виталий Ведерников: Действительно, в 2016 году мы праздновали 20-летие Тобольской иконописной школы. За это время был выпущен ни один десяток специалистов-иконописцев, которые могут трудиться на приходах как в нашей епархии, так и в соседних. Получается так, что наши выпускники становятся не только иконописцами, но и полноценными служителями Церкви: работают на приходах, могут преподавать в воскресных школах, работать в области иконописания и реставрации. Наших выпускников с удовольствием принимают и в специализированные учреждения как реставраторов, потому что мы даем нашим студентам ту необходимую базу, которую должен иметь каждый специалиста в области сохранения церковного искусства. В дальнейшем они могут полноценно развивать ее в музеях, реставрационных мастерских. Они могут расписывать храмы, писать иконы, иконостасы, могут работать в крупных компаниях, фирмах и артелях, которые трудятся на поприще церковного искусства.

За 20 лет уже написано множество икон, сформированы иконостасы на приходах нашей епархии. Мы работаем как на Севере, так и на Юге. Нашими студентами и преподавателями изготовлены иконы для Софийско-Успенского собора – самого раннего каменного сооружения на территории Сибири. Также расписаны иконостасы для главных северных храмов – в Сургуте, Ханты-Мансийске, Мегионе, Салехарде, Пойковском.

Сейчас мы начали работы по спасению настенных росписей в Троицком мужском монастыре в Тюмени. В настоящее время росписи исследованы, задокументированы, есть фотофиксация. Специалисты первой категории, реставраторы по монументальному искусству трудятся над укреплением фресок и раскрытием их от поздних бытовых и полевых загрязнений. Сейчас мы имеем надежду, что через какое-то время мы увидим росписи, которые сохранились до наших дней.

О.Г.: Давайте поговорим об иконопочитании. Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка? Почему мы обращаемся к иконам, когда молимся?

О.В.: Как каждый человек, православные люди имеют необходимость в представлении Того, к Кому обращаются. Если мы говорим о Боге, то, конечно, исторически сложилось так, что человек-христианин представляет определенный образ. Собственно, это и есть перевод: икона – образ. Иконопочитание на нашу российскую землю пришло с византийских времен благодаря греческим иконописным направлениям, с уже сложившейся иконографией. Поэтому в России было проще принимать ту икону, которая нам была передана по наследству. Так случилось, что у нас сложился свой иконописный и иконографический язык. Сегодня его называют русским. В нашей иконописной школе мы преподаем то иконописание, которое сформировалось во времена средневековья. Во времена Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дионисия. Именно тогда иконографический, повествовательный, смысловой, символический язык набрал свою максимальную форму, приближенную к тому пониманию, которое соответствовало христианскому канону в целом. Мы видим несколько схематизированный, символический язык иконописи, для того чтобы молящийся предстоял перед первообразом, но не увлекался какими-то историческими или композиционными нюансами. Поэтому выработан тот язык, который не отвлекает, но располагает к молитве. Это язык символов и схем. Поэтому, если мы посмотрим на каноническую икону, то для кого-то она окажется проста. Кому-то она напоминает детский язык, потому что ребенок склонен изображать что-нибудь, что он видит, на плоскости, применяя обратную перспективу. Здесь мы можем увидеть сразу затылок, и разворот, и движение – и все в одной плоскости. Этого языка отчасти придерживается и иконописец, потому что он только приоткрывает дверь, но не говорит, что именно так должен выглядит духовный мир, символически изображенный на иконе.

О.Г.: Люди создают фильмы, в котором актеру нужно сыграть, допустим, роль Иисуса Христа. После просмотра такой картины у человека при мысли о Господе могут невольно возникать ассоциации с тем образом, который создал в фильме актер. Может нечто подобное быть и в живописи: зритель посмотрит на картину – и будет воспринимать Христа таким, каким Его изобразил художник.

У иконописца же есть канон, что Христос изображается с бородой, с длинными волосами – но этим и ограничивается портретное сходство иконы с Оригиналом. Кстати, именно поэтому священники традиционно не стригутся, желая следовать образу Господа. Правильно ли я понимаю, что православная иконопись как раз такова, что изображаются Господь, Богородица и святые таким образом, чтобы у человека не было какого-то реалистичного их восприятия – специально для того, чтобы образ святых был как бы личным образом молящегося, чтобы он сам его «додумывал».

О.В.: Здесь мы с вами задеваем, наверное, самую сложную тему. Как нам повествовать о тех святых, о Господе и Божией Матери, которые жили в определенном историческом промежутке. Что касается актера, играющего любую роль, кроме Христа, здесь все просто. Историки-искусствоведы, костюмеры наряжают актеров в ту одежду, которая, возможно, носилась в тот период. Что касается иконописи, то здесь есть один очень важный аспект. Наш Господь Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую. Есть описательные характеристики, которые дают нам понимание, как Он выглядел: цвет волос, цвет глас, форма бороды и т.д. Мы можем понять, как Он относился к тем, кто рядом с Ним жил и внимал Его речам. Характер, Его любовь мы можем представить, но сказать, что именно так и было, мы не можем. Поэтому основной язык святых отцов был расположен к тому, чтобы не обманывать молящегося, а только чуть-чуть направлять. Поэтому Христа мы изображаем символически. Борода короткая, одежда – хитон и гиматий. Но заложить характерные особенности в мимике, во взгляде, в характере мы не можем. Это будет ложь, которая точно не приемлема для христианского образа. Если художники – Нестеров, Васнецов – дерзали повествовать о Христе в категориях сюжетной линии, то делали они это все же не говоря о том, что именно так оно все и было. Это может быть творческий поиск образа, который не являлся иконой, а явился повествованием о жизни Христа на земле. Есть икона, а есть картина. Икона приоткрывает нам окно в мир духовный, картина повествует. Картина может быть предметом интерьера, а у иконы есть свой функционал, она помогает в молитве взойти через образ к первообразу.

О.Г.: Процитирую известного художника Павла Флоренского, который жил в начале ХХ века и пострадал за Христа. Он сравнивал икону с окном. Есть стена между миром земным, вещественным и миром духовным. Эта стена непреодолима, но если в стене есть окно, то мы можем смотреть за тем, что происходит и кто находится за окном. Выглянул, а за окном Богородица. И молимся мы не окну. Ты смотришь сквозь это окно.

О.В.: С нами останется воображение. И каждого это воображение будет увлекать индивидуально. Получатся, что здесь будет разобщенность касательно образа того, кому мы молимся. Поэтому и выработан иконографический язык, который нас объединяет перед конкретным изводом иконы.

О.Г.: Но мы же можем молиться и без иконы…

О.В.: Однозначно. Можем молиться и без иконы, и даже не в храме. Каждую секунду мы можем молиться в любом месте. И мы должны это делать.

О.Г.: В чем тогда ценность иконы?

О.В.: Икона нас располагает к обращению к миру духовному. Через икону мы можем просить помощи, икона может повествовать. Функции разные: молитвенная, научная, культурная, искусствоведческая. Икона, прежде всего, – это источник благодати от Бога, чего мы никогда не получим от картины. Фактически иконы в храме – это Христос посреди нас через образ.

О.Г.: Каждый человек, который пытался молиться, знает такую вещь, как рассеянность. Икона помогает человеку не рассеиваться.

О.В.: Иконописцы времен Андрея Рублева избегали живоподобия в иконописи, чтобы не отвлекать молящегося от молитвы и перед иконой. Поэтому язык схем и придуман для того, чтобы дать намек, что изображено святое. Не отвлекать нюансами, декоративностью, в том числе различными украшениями.

О.Г.: Что может произойти, если человек будет молиться перед живописными иконами? По этому пути пошла западная Церковь. Почему мы этого боимся?

О.В.: Не состоится молитва, обращение. Человек будет умиляться материальностью иконы, а не тем духом, который от первообраза через икону снисходит к нему. Обращение к иконе, к ее образу необходимо для покаяния, для помощи в духовных делах. А в данном случае это любование и умиление перед картиной художника, как он талантливо, тонко, красиво описал реальность. В иконописи же реальность неописуема, потому что мы не знаем, как выглядит духовный мир. Он за пределами нашего земного бытия. Поэтому используются символы и схемы. Этого достаточно для молитвы.

О.Г.: А откуда мы вообще знаем, как выглядел Господь наш Иисус Христос?

О.В.: Есть общие описательные характеристики свидетелей того времени, которые видели. Существует святыня, которая более подробно описывает тот облик, который был у Христа. Это плащаница Иисуса Христа. Мы знает такой образ, который называется Нерукотворный. История эта связана с царем по имени Авгарь, который страдал неизлечимой болезнью. Он попросил своего слугу нарисовать картину с Христа. Но написать картину не было возможности за счет большого столпотворения, поэтому он подал Христу плат, которым Тот, умывшись, отер Свое лицо, и там отпечатался образ. Потом на Руси этот образ стал назваться «Спас – мокрая борода».

О.Г.: К кому мы обращаемся, взирая на иконы: к природе Иисуса Христа или к личности Богочеловека?

О.В.: Думаю, что любой христиан, стоя перед иконой, понимает, что у Христа божественная и человеческая природа, одна изображаема, другая – нет. И каждый христианин чувствует, что то, что мы подразумеваем, а именно, божественную природу Христа, на нас нисходит. Это чувствуется по молитве, той благодати, проводником которой является икона. Есть такое понимание в народе, как намоленная икона. Кто-то стоял перед ней, молился и получил то, во что верил, о чем просил. Одно мы осязаем своим взором, другое чувствуем духом.

О.Г.: Как относится иконописная традиция к изображению Бога-Отца? Почему не должно Его изображать?

О.В.: Мы не видели Бога. Есть икона, которая называется «Отечество», где Бог-Отец изображается в виде старца, также Христос и Святой Дух – в виде голубя. Эта иконография не является канонической. В свое время даже запрещалась.

Когда я только начинал интересоваться иконописанием, я подошел к своему духовнику в городе Иркутске отцу Каллинику Подлосинскому и спросил, как относиться к этим иконам. Он мне сказал, что то, что нам осталось от отцов, и те иконы, перед которыми уже молились, мы, конечно, не должны игнорировать. Все это мы должны сохранить для будущих поколений. А ты таких ошибок уже больше не повторяй. Кроме этой есть еще неканонические иконы. Мы к ним относимся как к одной из страниц нашей церковной истории, в частности, церковного искусства. Но сами мы такие иконы уже не пишем.

О.Г.: Каким образом изображается Святой Дух?

О.В.: Есть конкретное явление Святого Духа в виде голубя во время Богоявления. Поэтому на иконе Крещения мы так и пишем Святого Духа в виде голубя. На других иконах это уже не приветствуется.

О.Г.: Есть известная икона Святой Троицы, которую написал Андрей Рублев. Расскажите, что за сюжет здесь изображается?

О.В.: Иконография этой иконы сложилась задолго до преподобного Андрея. Это была повествовательная икона. Она рассказывала о ветхозаветном событии, которое случилось с праотцом Авраамом и Саррой. У Мамврийского дуба, рядом с которым стояла их палатка, появились трое путников, которые являлись ангелами Господними. Согласно своему гостеприимству Авраам их принял, за что получил благословение. Это событие изображалось как явление трех путников. Оно так и называлось – «Гостеприимство Авраамово». Что касается времен Андрея Рублева, то получается, что он вывел этот образ из событийного ряда и обозначил главную божественную суть. Эта икона является проповедью Отца, Сына и Святого Духа, как понимание их Божественного единства.

Христос в центре стола принимает то, что благословляет Отец, сидящий по правую сторону от Него, и то, что благословляет Святой Дух, сидящий по левую сторону. До времени Андрея Рублева эта икона не так почиталась. Можно сказать, что это явление именно русского формата.

О.Г.: Справедлива ли аналогия иконы и фотографии?

О.В.: Эту аналогию приводят для того, чтобы объяснить функцию иконы в нашей жизни. Как мы любим ближнего, и как нам дорога о нем память, так же мы относимся и к иконе. Путешествующий берет с собой в путь икону. Икону брал с собой воин, идущий защищать своих ближних. Иконой благословляли отцы и матери своих детей во время Таинства Венчания и в любом важном деле в их жизни. Икона всегда являлась частью нашего быта, нашей культуры, нашей жизни. Эта аналогия с любимым человеком на фотографии, наверное, самая верная, чтобы показать, насколько икона дорога для христианина.

О.Г.: Расскажите, а в Сибири были свои иконописные мастерские? В чем их особенность?

О.В.: С первыми святителями, которые прибыли в Сибирь, пришли и первые иконописцы, как часть того окружения, которое необходимо для реализации церковного делания. Прежде всего, это было строительство храмов и воцерковление местных жителей. Известно, что с Ермаком пришел старец-духовник, который, наверняка, имел иконы, походный иконостас. На знаменах казачьего войска было изображение образа Христа Нерукотворного и Богоявления. Формирование сибирского иконописания началось с прибытия сюда иконописцев с центральных земель – Сольвычегодска, Вологды, Новгорода и других городов. В XVII-XVIII веках пришли южнорусские традиции украинского направления. Сложно представить, что здесь сразу сформировалась какая-то школа. Каждый святитель старался привнести в Сибирь последние веяния моды. Так появились тенденции и западного характера. Единственная школа, которая сформировалась как отдельное российское явление, относится к старообрядцем – это Невьянская школа. С XVIII-XIX веков она сохранила общие тенденции и в технологии, и в каноническом самовыражении.

Мы также знаем Строгановскую иконописную артель, которая писала иконы в большом количестве. Иконы начали писать мануфактурным способом. Один мастер быстро делает досточку, другой ее грунтует, третий наносит рисунок. А потом и вовсе стали изготавливать оклады из фольги. Под эти оклады писали только лики и ручки. Таким образом, могли писать иконы в огромных количествах. Икон могли изготавливать до 2 млн. в год. Так иконописание стало не профессиональным, а ремесленническим делом. Это вызвало упадок иконописания. Таких иконописцев называли богомазами.

В Тобольске был цензорский центр, куда иконописцы привозили свои работы и получали или допуск к работе, или запрет на работу, потому что они не имели определенного навыка. Были специалисты, которые рассматривали икону на предмет благочестивого, профессионального исполнения. Когда епископ Варлаам, который занимался иконописью, прибыл из Санкт-Петербурга, то он привез учителей для семинарии. Так будущим священникам преподавалось мастерство иконописания. Он следил за тем, чтобы местные иконописцы выполняли иконы достойно.

О.Г.: Где сегодня могут люди познакомиться с иконописью более подробно? Не в храме, а, может быть, в каком-то музейном центре?

О.В.: При Тобольско-Тюменской епархии возрождено движение, которое сохраняет наши старинные иконы и древние реликвии. Это церковно-археологический кабинет или древлехранилище, которое располагается в ризнице Софийско-Успенского собора. По-современному он называется Музей церковного искусства Сибири. Там можно увидеть иконы XVII века, проследить тенденцию формирования иконописания. Экспозиция находится в шести помещениях, где представлен определенный период. Трагедия сибирской иконы в частых пожарах. Тобольск в XVII в. горел более 10 раз, конечно, вместе с храмами и иконами. От того периода сохранились единицы икон. И те иконы, которые сохранились, не из самого Тобольска, а из предместья. Поэтому представить, как формировалась и изменялась икона сегодня очень сложно. Икона сегодня сохранилась в музеях. Очень хорошая коллекция находится в Омске. Эта коллекция привезена специалистами из г. Березово. До того как там взорвали храм, специалисты вывезли оттуда иконы, подписные и датированные тобольскими мастерами. Существуют подписные иконы в нашем государственном музее и древлехранилище епархии. Известные династии Чеботных, Козловых, Иконниковых, на которые мы можем ссылаться в своих трудах.

Существуют святыни, которые сфотографировали до революции. Древлехранители, которые трудились на территории Софийского кремля, занимались документацией и фотофиксацией тех реликвий, которые хранились в ризнице собора. В том числе они фотографировали и святыни. Благодаря этому до нас дошли фотографии Абалакской иконы Божией Матери в окладе, тобольской Одигитрии в окладе, иконостас Ермака. Сегодня эти иконы утрачены. Мы тоже все документируем и фотографируем.

О.Г.: Как люди могут попасть в эти музеи на территории кремля?

О.В.: В духовной семинарии есть паломническая служба, где семинаристы принимают заявки и проводят экскурсии по всем нашим объектам. Это Музей Православия в Сибири в Архиерейском доме, Сибирский кремль, ризница собора и все наши храмы. Каждый желающий может обратиться в эту паломническую службу.

О.Г.: Есть сайт Тобольской митрополии, где есть раздел «Паломничество», там вы найдете все необходимые телефоны. Владыка Димитрий особенно любит приглашать детей и молодежь на выходные дни. Если приезжает детская группа, то могут расселить и покормить бесплатно.

О.В.: Добавлю, что в иконописной школе, которая располагается недалеко от кремля, есть выставка, посвященная технике настенной росписи, иконописания, реставрации, работает косторезная мастерская, мастерские по металлу, тканям. Можно увидеть реальный процесс появления иконы в мир.

О.Г.: Какова история реставрации Софийско-Успенского собора Тобольского кремля?

О.В.: Во время последних масштабных строительных работ под толстым слоем многолетних штукатурок были обнаружены первоначальные росписи в нижней части храма. Сейчас мы знаем, что это особая клеевая техника – темпера по известковой мазке. Темпера – это когда на основании какого-либо связующего – масла, яичного желтка, клея – растираются краски природного происхождения, пигменты, то есть охры, глины, какие-то цветоносные камни.

О.Г.: Я знаю, что вы ездили на Байкал в поисках этих камешков…

О.В.: Когда школа только начинала функционировать, мы сами заготавливали эти самые пигменты. Ездили и на Алтай, и на Байкал, работали в шахтах и на поверхности, добывали эти камни, из которых можно приготовить краски. Сейчас существуют определенные фирмы, которые эти краски привозят со всей России и из-за рубежа. Так на основе натуральных камней, охры, глины и расписывали стены в Софийско-Успенском соборе.

Возвращаясь к некоторым сохранившимся и нами восстановленным образам, хочется отметить, что там наличествует так называемая «парсунная живопись». Это уже и не иконописание в нашем понимании, но и не совсем живопись. Там парадные изображения киевских и московских патриархов и святителей. Это целый чин конца XVII – начала XVIII вв., время наших святителей Иоанна Тобольского, Филофея (Лещинского). Собор благоукрашался согласно современным тенденциям. Из Оружейной палаты Московского Кремля в Тобольск специально привезли портрет патриарха Иоакима, который был написан лучшим мастером Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Возможно, этот портрет должен был служить образцом последних художественных течений из столицы. Потом на основании этих образов расписывались храмы. К сожалению, сохранилось немного. К концу XVIII века собор выгорел. В процессе реставрации мы видели, как пламя шло по стене, потому что натуральные краски при большой температуре превращаются в красные, то есть обугливаются. Мы видели такие места на стенах. В начале XVIII века уже были сделаны первые прописи в технике масла.

То, что мы сейчас видим, это поправки начала XVIII века, но с сохранением той иконографии, тех сюжетов и той композиции, которые была изначально. Эти фрагменты были восстановлены. Сегодня любой человек может на них посмотреть.

О.Г.: Храм же в целом расписан в стиле XVI-XVII веков?

О.В.: Да, в стиле XVI века, согласно архитектурным нюансам Софийско-Успенского собора. Сам собор крестово-купольный, как раз этих времен. Сохранилось еще одно место, которое, к сожалению, нет возможности показывать паломникам. Оно находится в алтаре. Там роспись конца XVIII века над престолом, в арке алтарной абсиды. Там в центре Иисус Христос, справа и слева изображение апостолов и евангелистов.

О.Г.: Какова специфика реставрации росписей в Свято-Троицком мужском монастыре г. Тюмени. На какой стадии сейчас находится реставрация?

О.В.: Буквально только что оттуда (февраль 2017 г. – прим. ред.). Принимал работу. Дело в том, что Троицкий собор, в отличие от других храмов, фактически сохранил полный концепт росписей. Мы видим очень большие площади сохранившихся изображений. Это вторая половила XIX века. Есть предание, что там работал тобольский мастер Елеазар Пленин в числе прочих артельщиков. У нас есть подписные иконы его руки.

О.Г.: Росписи были сделаны не при святителе Филофее, когда был построен сам храм?

О.В.: Это были более поздние росписи XIX века. Сделали контрольные участки, сняли штукатурный слой и более ранних росписей мы не обнаружили. Хотя в описаниях они были. Видимо, перед тем как нанести новые, ранние были удалены.

О.Г.: Бывает так, что сохраняются. Стены обстукивают, и можно восстановить прежние росписи.

О.В.: Сейчас такие работы производятся в Покровском соборе в Тобольске. Там под слоем поздних записей раскрываются фрагменты ранних росписей, возможно, XVIII века. Там еще предстоит провести исследовательские работы, поэтому сегодня об этом не можем говорить в полноте. В Троицком монастыре реставрируют то, что может увидеть каждый посещающий храм. Несколько регистров: с одной стороны это повествование о Моисее, с другой – сюжеты из жизни Христа. В алтаре роспись посвящена праздникам Христовым, ангельским и архангельским чинам. Как раз на прошлой неделе на горнем месте обнаружили еще один сюжет – Новозаветной Троицы, или «Отечество». Изображение Господа Саваофа, Христа и Святого Духа в виде голубя. Это изображение было закрашено еще до революции, видимо потому, что не соответствовало канону. Кто-то взял и всю композицию закрасил серой краской. Сегодня были сделаны контрольные участки, и стало понятно, что роспись находится в хорошем состоянии. Так мы приобретем то, что еще никто не видел.

О.Г.: Восстановление росписей – дело сложное и долгое. Я слышал, что планируется законсервировать то, что есть, а не восстанавливать росписи сейчас. Так ли это?

О.В.: Прежде чем заниматься реконструкцией всего храма, сначала нужно правильно закрепить то, что сохранилось. Штукатурный слой уже долгое время слоится. Фрагменты просто отрываются и падают со стен. Сегодня наша задача – сохранить все то, что находится в плохом состоянии: законсервировать, укрепить и удалить все загрязнения (копоть и бытовые загрязнения, более поздние замазки, которые налагались на авторскую живопись). То есть реставраторы сейчас занимаются главным. Как дальше пойдет работа – увидим. Сегодня наша задача максимум – это сохранить то, что имеем. Сам храм был закрыт, потому что люди стали обращать внимание, что фрагменты исторических росписей начали падать на пол. Поэтому было принято решение, прежде всего, провести восстановительные, укрепляющие работы.

О.Г.: Отец Виталий, вы один из немногих священнослужителей, кто был в Спасском храме г. Тюмени. Оказывается, в храме тоже сохранены росписи. Нерукотворный образ – это первая икона, которую Господь оставил после Себя. Именно с этого образа написаны и все остальные иконы Господа. Мы ожидаем, что в скором будущем храм будет передан епархии. Пока там находятся фонды музея. Что там наблюдается в отношении росписей?

О.В.: Я общался со специалистами из музея, которые там долгое время трудились. Благодаря их самоотверженности все, что там есть, – сохранилось. Они мне показали те фрагменты храма, где эти росписи сохранились. В 80-х годах в храме работали реставраторы из Москвы. Они раскрыли, реконструировали и укрепили отдельные фрагменты стен. Раскрытым росписям была нанесена профилактическая заклейка, чтобы в дальнейшем не повредить росписи, и забелена. То есть эти фрагменты человек, попавший в храм, не увидит. Но есть сведения о том, что в куполе храма, за потолком есть нетронутые росписи в достаточно хорошем состоянии. После того, как раскроют потолки, которые появились в советское время, мы увидим часть комплексного решения, которое дошло до наших дней в нетронутом виде. Но туда я не дошел. Говорят, что это будет одно из важных приобретений касательно церковного искусства г. Тюмени.

О.Г.: Чем известны другие храмы? Что вас привлекает как специалиста?

О.В.: Есть такое явление в церковном искусстве касательно Сибири, которое называется сибирское барокко. Искусствоведы, историки понимают, что Сибирь привнесла свое индивидуальное в архитектуру церкви. Поэтому сохранены не только росписи, но и, допустим, лепнина: в храме Захарии и Елисаветы в Тобольске, в Крестовоздвиженском храме Тобольска. Троицкий собор – это целый архитектурный комплекс, который мы больше нигде не увидим. Там иконы как бы не являются зрительной частью стены, но создается впечатление, что это картины, повешенные в рамах на стенах. У каждой композиции есть нарисованная рама, создающая эффект багета, выполненного в орнаментальном стиле. Внутри этой рамы развивается сюжет. Это достаточно необычное решение. Можно сделать даже литературный или художественный экскурс, выпустить альбом, где будет рассказано об исторических изменениях в Сибири на примере храмовых росписей.

О.Г.: Спасибо, отец Виталий. Еще раз мы приглашаем всех посетить духовную столицу Сибири. 2017 год – год столетия двух русских революций. В Тобольске долгое время находилась царская семья перед отправкой в Екатеринбург. В этом городе есть что посмотреть!


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.