23 мая 2017 г. «Тобольск – колыбель просвещения в Сибири» Сегодняшнее заседание совета Ректоров Вузов Тюменской области проходит в стенах Тобольской Духовной семинарии в древнем стольном граде Тобольске, которому в этом году исполняется четыреста тридцать лет. Его по праву следует назвать колыбелью просвещения Сибирского края. Прологом этого стали два важных события. В 1701 г. царь Петр I издал указ об открытии в г. Тобольске первого учебного заведения в Сибири, а в 1702 г. на Тобольскую и Сибирскую кафедру был назначен митрополит Филофей (Лещинcкий), который в 1703 г. открыл в г. Тобольске при архиерейском доме на Софийском дворе первую в Сибири славяно-русскую школу. На базе этой школы в 1743 г. при митрополите Антонии (Нарожницком) была создана старейшая в Сибирском крае Тобольская Духовная семинария.
Нужно отметить, что уже в первый учебный год в славяно-русской школе заботами и трудами святителя Филофея обучалось 60 человек, затем количество достигло 90 учащихся, что по тем временам было немало. В этой школе обучались не только русские дети, но и дети коренных народов Севера: хантов, манси, ненцев. Этим самым решалась важная государственная задача по интеграции этих народов в Российской империи, которую поставил Петр I. Он своим Указом на открытии школы предписал: «...приказному человеку Тобольского Софийского двора из дворян Андрею Городецкому на Софийском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковниковых детей, робяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочиим на славянском языке книгам; и катихизис православной веры могли бы совершенно знать, и удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского». Эту задачу Тобольская школа выполняла на протяжении более двух столетий.
Во второй половине XVIII в. при сибирских монастырях и уездных духовных правлениях в гг. Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, Самарове, Екатеринбурге, Верхотурье, Ирбите, Далматове, Челябинске, Томске, Барнауле, Красноярске, Енисейске были открыты латинские и славяно-русские школы. В начале XIX в. духовные училища появились при Кондинском и Тюменском Троицких монастырях.
На рубеже XVIII-XIX вв. духовное образование было одним из самых основательных и носило комплексный характер. С 1818 г. учебный курс в Тобольской Духовной семинарии был распределена три ступени следующим образом: в первые два года изучались словесность, риторика, всеобщая история; затем два года - философские науки с присоединением к ним математики и физики; в последние два года - богословские науки и церковная история. Из древних изучались древнегреческий, древнееврейский, а из новых - немецкий, французский языки. С 1826 г. было введено изучение татарского языка. Преподавание ряда предметов велось на латинском языке. С 1840 г. в Семинарии увеличивается количество практических предметов. Были введены предметы: естественная история, основы медицины, педагогика и сельское хозяйство. Преподавание стало осуществляться на русском языке.
Тобольская и открытая позже в 1780 г. Иркутская Духовные семинарии занимали видное место в образовательном пространстве Сибири. При них были собраны богатые библиотеки, в которых помимо книг на русском и иностранных языках хранились уникальные древние рукописи. Распространение литературы религиозного содержания, создание семинарских и приходских библиотек, минералогического кабинета, развитие летописания – все это внесло большой вклад в общий процесс культурного преобразования Сибирского края.
Таким образом, Тобольская Духовная семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров большинства открываемых светских новых вузов, училищ и школ от Перми до Барнаула.
Следует вспомнить имена выпускников Тобольской Духовной семинарии, ставших широко известными далеко за пределами Тобольской губернии и снискавших всеобщее признание в области науки, культуры, литературы и искусства. К ним относятся: краевед, первый историк Сибири, создатель фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» Петр Андреевич Словцов, двести пятьдесят лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году; его ученик Николай Алексеевич Абрамов, историк, этнограф Сибири и Средней Азии; протоиерей Александр Сулоцкий, историк Православия в Сибири; Алексей Степанович Павлов, юрист, историк права, профессор, член-корреспондент Императорской академии наук в г. Санкт-Петербурге; Михаил Степанович Знаменский, археолог, этнограф, краевед, литератор, художник; Иван Фёдорович Лисицин, исследователь флоры и фауны окрестностей г. Тобольска; Михаил Александрович Машанов, филолог-арабист, профессор Казанской Духовной академии; священник Иосиф Гиганов, ученый-тюрколог, автор одного из первых словарей татарского языка; Алексей Семенович Агафонов, востоковед, исследователь Китая. Выпускник Тобольской Духовной семинарии Иван Фёдорович Дерябин стал эффективным и успешным государственным деятелем, основателем Ижевского оружейного завода в 1807 г. Тобольская семинария подготовила многих будущих архипастырей Церкви, среди них следует отметить причисленного к лику святых митрополита Макария (Невского), известного русского миссионера, «апостола Алтая».
Наряду с этим, роль сибирского духовенства, семинарий, монастырей, приходских храмов в системе народного просвещения и образования весьма значительна. В Тобольской епархии получил широкое распространение опыт переложения религиозных текстов с русского на татарский язык и языки народов Севера. В течение XIX в. было осуществлено издание ряда книг и учебников на национальных языках, при Тобольской Духовной семинарии существовал класс татарского языка. Церковное образование во многом способствовало распространению грамотности и культуры, христианских нравственных начал среди населения, положило начало распространению научных знаний среди коренных народов Севера.
Сегодня Тобольская Духовная семинария крупнейший духовно-образовательный центр за Уралом. Помимо пастырского отделения имеются регентская школа, готовящая руководителей церковных хоров, и иконописная школа, готовящая иконописцев и реставраторов. В древнюю духовную столицу Сибири для получения богословского образования приезжают молодые люди из многих епархий Русской Православной Церкви. Жизнь Семинарии в новейший период ее истории была непростой, было много трудностей, но они со временем преодолевались и Духовная школа вновь стала жить полнокровной жизнью высшего духовного учебного заведения, развивая свою учебную, методическую и научную базу и способствуя духовно-нравственному оздоровлению молодежи. За годы после возрождения семинарии в 1989 году через эту школу прошло более 1600 юношей и девушек, которые стали священнослужителями, иконописцами, реставраторами, руководителями церковных хоров и преподавателями воскресных школ. Сегодня они трудятся во всех уголках России, Ближнего и Дальнего Зарубежья.
МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ
ГЛАВА ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ
РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
22.05. 2017 г.
|