Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



6 июля 2019 г.
Июльский выпуск Сибирской Православной газеты

3 июля 2019 г.
Богословский лагерь

30 июня 2019 г.
Торжественный акт в Тобольских Духовных школах

30 июня 2019 г.
Записки паломника

30 июня 2019 г.
В областном центре «Семья» состоялся круглый стол на тему «Помощь женщинам в ситуации репродуктивного выбора. Опыт Тюменской области»

30 июня 2019 г.
В Отделе религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии состоялся семинар на тему «Перспективы преподавания модуля “Основы православной культуры”

27 июня 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: О русских художниках и христианском фундаменте их творчества, о художниках Тюмени, о сибирских иконах

26 июня 2019 г.
Душеполезные встречи

26 июня 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: О встрече с Богом

26 июня 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Митрополит Димитрий на «Радио Вера Тюмень»

26 июня 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Разговор об «Общем деле» на «Радио Вера Тюмень»

26 июня 2019 г.
Богословские курсы при Духовно-просветительском центре Тобольской митрополии.

25 июня 2019 г.
Благодарственные письма Тобольским духовным школам

25 июня 2019 г.
20-21 июня 2019 года состоялся традиционный крестный ход с чудотворной Абалакской иконой Божией Матери

23 июня 2019 г.
Актовый день в Тюменском духовном училище

22 июня 2019 г.
Паломнический отдел Тобольской митрополии приглашает в поездки в июле и августе 2019 года

22 июня 2019 г.
23 июня — Собор Сибирских святых, день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского

22 июня 2019 г.
Приобщение детей к миру музыки

22 июня 2019 г.
Престольный праздник в селе Луговом

21 июня 2019 г.
Паломничество по святым местам алапаевских мучеников

21 июня 2019 г.
«Белый цветок» - праздник добра и любви

20 июня 2019 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери проходит в Тобольске

18 июня 2019 г.
День Святой Троицы в Тюмени

18 июня 2019 г.
Вручение епархиальной награды

18 июня 2019 г.
Программа крестного хода с Абалакской иконой Божией Матери и дня памяти святителя Иоанна Тобольского

17 июня 2019 г.
Память святителя Филофея отметили в Тюмени

17 июня 2019 г.
X Межрегиональная конференция по социальному служению прошла в Челябинске

15 июня 2019 г.
В рамках празднования Дня России в с. Новотроицкое Нижнетавдинского района состоялся первый культурно-православный слет «Светоч»

12 июня 2019 г.
Июньский выпуск Сибирской Православной газеты

11 июня 2019 г.
Фестиваль «Я выбираю жизнь»

11 июня 2019 г.
Трезвость – наше «Общее дело»

11 июня 2019 г.
Христианское служение людям – это состояние сердца человека

11 июня 2019 г.
К православным святыням Зауралья

10 июня 2019 г.
Собрание родителей учащихся Воскресной школы

10 июня 2019 г.
Живет на Мысу Воскресная школа

9 июня 2019 г.
Мое путешествие в Тобольск

7 июня 2019 г.
День защиты детей в Воскресной школе Свято-Никольского храма г. Тюмени

4 июня 2019 г.
Подведены итоги епархиального фотоконкурса «Святое и вечное» 2019 года

31 мая 2019 г.
Игра, которая развивает

31 мая 2019 г.
XIX фестиваль «Православие и СМИ» в Тобольске завершил свою работу

31 мая 2019 г.
В Тобольском благочинии прошли мероприятия, посвященные Дню памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия

31 мая 2019 г.
Дни славянской письменности и культуры в Ялуторовском благочинии

30 мая 2019 г.
В Духовно-просветительском центре Тобольской митрополии в Тюмени прошла игра «Что? Где? Когда?» среди команд воскресных школ Тобольско-Тюменской епархии

30 мая 2019 г.
В Тобольске состоялся 14-й фестиваль звонарского искусства

30 мая 2019 г.
2 июня приглашаем на праздник в честь Дня защиты детей!

29 мая 2019 г.
Протокол итогового заседания жюри XIX межрегионального фестиваля «Православие и средства массовой информации», 27-29 мая 2019 года, г. Тобольск

28 мая 2019 г.
24 мая в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Тюмени состоялась 42-я международная конференция «Православные истоки русской словесности и культуры»

28 мая 2019 г.
В Москве начались курсы повышения квалификации для руководителей и сотрудников информационных отделов епархий Русской Православной Церкви

28 мая 2019 г.
Владыка Димитрий благословил первых участников организации «Орлята»

28 мая 2019 г.
Июньский 2019 года выпуск журнала Православный просветитель







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


енависть к праведнику

Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит.
Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет.
Человек боится того, кто знает его грехи. За страхом приходит ненависть.
Когда человек понимает, что грех его кому-то известен, его душу наполняет страх, страх быстро перерастает в ненависть. А ненависть ослепляет.
То же происходит в душе человека, который знает свой грех перед Богом и знает, что Богу известен его грех. И тогда человека охватывает страх перед Богом, страх перетекает в ненависть, от которой душа человека слепнет.
Ослепленный ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным ему, - к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.