Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Райское Древо жизни в культуре скифов и сарматов

6 ноября 2018 г.

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения, о котором можно судить по их личным именам: Таргитай и его сыновья Липоксай, Арпоксай, Колаксай (Гора-царь, Вода-Царь, Солнце-царь) – легендарные основатели народа скифов, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот.

Скифы пришли с востока в Причерноморские степи в VII веке до Рождества Христова, вытеснив на запад народ киммерийцев. Здесь с ними познакомились греки, оставившие о скифах исторические сведения в своих книгах. Скифы были единственной силой от Черного моря и почти до Байкала (нынешний юг Центральной России и Украины, южная Сибирь, Казахстан, Монголия) вплоть до III века до Р.Х. К этому времени их этнос приходит в упадок. На смену скифам приходят сарматы (савроматы), перенявшие основные черты культуры скифов и существовавшие в качестве их преемников вплоть до III века по Р.Х.

Великое переселение народов, произведенное гуннами в IV веке, перемешало с другими народами и почти уничтожило сарматов. Они сохранились только в одном своем племени, выжившем, видимо, благодаря горам Кавказа – племени аланов, нынешних осетин. Те сарматы, которые жили в степях, – не уцелели.

О культуре этих народов, помимо описаний древних греков, мы также можем узнать, изучая то, что сохранили до нашего времени их погребальные курганы. Скифы и сарматы были язычниками, и, как и все язычники, они считали, что умерший человек нуждается на том свете во многом из того, что использовал в жизни земной. Поэтому вместе с покойным нередко хоронили его коней, рабов, оружие, украшения. Надо сказать, что и сами украшения – их формы, используемые образы – имели ритуальный характер.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном скифо-сарматском религиозном сюжете, который имеет прямое отношения к нашей христианской вере и объединяет вообще все религии мира. Известно, что почти все древние народы мира сохраняли предание о Всемирном потопе, но об этом мы поговорим подробнее в другой раз. А вот о том, что некоторые народы сохраняли предание о намного более раннем периоде человеческой истории – о Райском Древе жизни, – мы поговорим сегодня.

О сотворении Богом мира, о рае и о Древе жизни мы сейчас можем узнать из книги Бытия – первой книги Библии. Записана она была в XIII в. до Рождества Христова пророком Моисеем. Скифы, населявшие южнорусские степи и, конечно же, не знакомые с Библией, хранили в памяти своего народа предание о некоем Дереве, путь к которому ожидает человека на том свете, и которое находится во власти богини-матери.

Это предание очень важно. Оно свидетельствует о том, что все народы в глубокой древности были одним народом, их основные религиозные предания выходят из одного источника, а стойкость этих преданий в веках и важность, с которой к ним относились, говорит о божественном их происхождении.

Вот что говорит по данной теме кандидат искусствоведения Королькова Елена Федоровна, заведующая сектором отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа: «Мировое древо – универсальный символический образ в мифологической модели мира. Оно объединяет все сферы мирового порядка. Мировое древо представляет собой вертикаль, соединяющую разные зоны мироздания, включая верхний мир, средний мир и нижний мир. Оно может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол ассоциируется со средним миром, населенным земными существами, в том числе и людьми. У корней Мирового древа божество поражает своего противника, воплощающего зло. В славянской дохристианской мифологии Древо жизни выступает как вариант Мирового древа, а в книжной традиции – уже как библейское древо, посаженное Богом посреди Рая».

Очень важны здесь слова о том, что Божество поражает у корней этого Древа своего противника. Этот образ, появившийся еще до Рождества Христова, поразительным образом является пророческим, и может быть связан со словами Бога, обращенными к Адаму и Еве о том, что семя жены сотрет главу змия. И если ожидание Мессии стало центральным в иудейском народе благодаря заключению с ним Завета и постоянным напоминаниям со стороны пророков, то у других народов – это древнейшее прародительское предание в веках стало забываться и приобретать мифические формы.

Давайте также рассмотрим нашу христианскую традицию обращения к Кресту Господню фактически как к существу одушевленному: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми…». Нет, и древние христиане, и мы, конечно же, понимаем, что крест – это есть орудие, изготовленное из дерева. Но мы как бы отождествляем его с Тем, Кто на нем распят. Крест становится не только символом христианства, но и частью Самого Христа. Крест с распятым Господом – это есть новое Древо Жизни. Здесь Бог победил Своего врага. Но Древо это должно еще и питать. И вот Христос устанавливает таинство Причастия. Он говорит непонятные ученикам слова, что хлеб с полей и вино от виноградного дерева – это Его Тело и Кровь!

Посмотрите сарматскую диадему на первой обложке журнала – олени приходят к дереву в поисках пищи, то есть в поисках Жизни – мы ведь забыли в наше сытое время, что значила пища для древнего человека. Посмотрите на христианское надгробие из римских катакомб – птицы прилетают ко Кресту Господню как к дереву и клюют на нем плоды. И мы понимаем, что это иносказание, что речь здесь о Причастии. И не птицы имеются в виду, а люди.

«Она (мудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3, 18). Вот что говорит святитель Илларий Пиктавийский (IV век), толкуя это место из книги Притчей Соломоновых: «Она (мудрость) – древо жизни… Это древо – живое, и не просто живое, но жизнью разумной – притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время». Фактически разумеется – что это Древо есть Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, ведь это Он называется Премудростью.

И вот еще одна параллель: языческое представление о Мировом древе подразумевает его присутствие в верхнем (духовном), среднем (земном) и нижнем (адском, смертном) мирах. Сравните эту мысль со словами святых мужей о Христе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе…».

Быть может, и сцены терзаний травоядных животных хищными, так часто употребляемые в так называемом «зверином стиле» скифов, имели целью изобразить страх человека перед неотвратимой смертью, изображаемой в образе беспощадного хищника?

Но если смерть неотвратима, то что тебе поможет? Что будет там? А там, как считали скифы, человека ждет дорога к Древу жизни. Почему дорога? Потому что нужен конь: скифы хоронили своих уважаемых людей с конями, и в сохранившихся изображениях человек едет на коне навстречу богине, сидящей на престоле и держащей Древо. Посмотрите на это удивительно сохранившееся большое войлочное полотно из Алтайского кургана. Оно пролежало в захоронении в мерзлоте около двух с половиной тысяч лет, но какие краски, какая удивительная техника исполнения!

А вот другое изделие: две симметричные ажурные поясные пластины – застежки пояса. Надо сказать, что в скифо-сарматской культуре украшения, замыкающиеся в окружность, – ожерелья, гривны, браслеты, пояса – выполняли религиозную охранительную функцию. Сам же материал изделий – золото – в сознании скифов ассоциировался с солнцем и царской властью. «Нет сомнения, что сцена носит сакральный характер и отражает главную тему всего изобразительного искусства древности – тему жизни и смерти. Дерево на изображении – аллюзия на «Древо жизни». Нарочито показанный в центре композиции висящий на дереве горит заставляет вспомнить сведения Геродота о том, что колчан (горит) играет существенную роль у кочевников в брачной символике [Геродот, I, 216]. По-видимому, сцена под деревом может быть увязана с мифологическим сюжетом, в котором смерть героя мистически сопряжена с его священным браком с богиней – «великой матерью». Обычно этот сюжет в литературе называют «Отдыхом под деревом», что принципиально неверно, поскольку речь, несомненно, идет о жизни и смерти», – пишет Е.Ф. Королькова.

Да, скифы и пришедшие им на смену сарматы – народы, населявшие юг России две с половиной тысячи лет назад, – были язычниками. Но несомненно также и то, что они были потомки Адама и Евы, Ноя и его сына Иафета, а поэтому они носили в народной памяти, культуре и религии изустные предания своих предков. В преданиях этих, пусть и в измененном виде, есть место и для Райского Древа жизни, и для Всемирного потопа, и бессмертия души. И это есть еще одно подтверждение истинности библейской картины мира.

Священник Григорий Мансуров, г. Тюмень, ноябрь 2018


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



22 марта 2019 г.
В честь праздника Торжества Православия

20 марта 2019 г.
Долг Церкви – помогать тем, кто стремится делать добро

20 марта 2019 г.
Объединенное заседание кафедр семинарии

20 марта 2019 г.
Торжество Православия в Софийско-Успенском соборе

20 марта 2019 г.
В Свято-Никольском храме Тюмени прошли мероприятия, посвященные Дню православной книги

20 марта 2019 г.
Митрополит Димитрий наградил священнослужителей епархии

20 марта 2019 г.
Приглашаем на концерт хора Валаамского монастыря!

20 марта 2019 г.
Великопостные богослужения на приходах Исетского района

20 марта 2019 г.
Масленичные чаепития

20 марта 2019 г.
«Сибирский паломник» приглашает в паломнические поездки в апреле

20 марта 2019 г.
Собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии

19 марта 2019 г.
В Тобольске началось епархиальное собрание

17 марта 2019 г.
Мартовский выпуск Сибирской Православной газеты

17 марта 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Свидетельства нехристианских историков о Иисусе Христе и о христианах – разговор на «Радио Вера Тюмень»

16 марта 2019 г.
Прощеное воскресение и начало Великого поста в Тобольской духовной семинарии

14 марта 2019 г.
Приглашаем на фестиваль «Крымская весна»!

14 марта 2019 г.
Цитаты православных святых на улицах Тюмени

14 марта 2019 г.
В Битюках в честь Масленицы прошел шахматно-шашечный турнир

13 марта 2019 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение покаянного канона Андрея Критского в Софийско-Успенском соборе

13 марта 2019 г.
Освящение аварийно-опасного участка дороги

12 марта 2019 г.
В казачий храм г. Тюмени прибыла икона святителя Спиридона Тримифунтского

12 марта 2019 г.
В Тобольских духовных школах подготовились к Великому посту

12 марта 2019 г.
Конференция «Моя православная книга» в воскресной школе храма Рождества Христова г. Нижневартовска

12 марта 2019 г.
Юбилей Зубаревской Масленицы

12 марта 2019 г.
В Тюмени отпразднуют День православной книги

12 марта 2019 г.
Ушел из жизни внук расстрелянного в Тюмени в 1937 году священника Григория Красноцветова протоиерей Павел Красноцветов

9 марта 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Как можно справиться с алкоголе и наркозависимостью, и что делать родственникам?

9 марта 2019 г.
В Тюмени выступит хор Валаамского монастыря

9 марта 2019 г.
Вечер памяти П.Г. Чеснокова

9 марта 2019 г.
В Тобольске пройдет ежегодное епархиальное собрание духовенства и мирян

9 марта 2019 г.
Презентация монографии «Память их в род и род» научного сотрудника Тобольской духовной семинарии Г.В. Коротаевой

9 марта 2019 г.
Вечная память! Ушел из жизни Котюк Петр Степанович

9 марта 2019 г.
В Тобольск на «Императорском маршруте»

9 марта 2019 г.
Приглашаем всех на широкую, задорную зубаревскую Масленицу!

6 марта 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Царская семья – разговор на «Радио Вера Тюмень»

4 марта 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: Деяния святых Апостолов, часть 3.

4 марта 2019 г.
Митрополит Димитрий и студенты семинарии побывали с миссионерской поездкой на нефтехимическом предприятии «СИБУР Тобольск»

4 марта 2019 г.
Духовенство, преподаватели и учащиеся Тобольских духовных школ поздравили митрополита Димитрия с днем тезоименитства

2 марта 2019 г.
В Тюмени состоялась презентация книги «Память их в род и род»

1 марта 2019 г.
«Герои нашего времени» всегда рядом

27 февраля 2019 г.
В тюменском храме Трех Святителей отметили престольный праздник

27 февраля 2019 г.
Подведены итоги регионального тура Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры

25 февраля 2019 г.
В Тюмени пройдет презентация книги о репрессированных священниках

25 февраля 2019 г.
АУДИО и ВИДЕО: 10 лет с Патриархом

25 февраля 2019 г.
В Ялуторовском благочинии отпраздновали День православной молодежи

22 февраля 2019 г.
Февральский выпуск Сибирской Православной газеты

22 февраля 2019 г.
На празднование Сретения Господня митрополит Димитрий посетил Ялуторовск

20 февраля 2019 г.
В Тюмени состоялся отчетный круг ЮТОКО с участием казачьих духовников

20 февраля 2019 г.
Возрождение традиции: Сретенский бал в Тобольской православной гимназии

20 февраля 2019 г.
В домовом храме Духовно-просветительского центра Тобольской митрополии в Тюмени прошел престольный праздник







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


ебо


Все дела твои, не во имя Неба и без благословения Неба, принесут горький плод, ибо не прольет оно на них свой благодатный дождь и животворящий свет. К чему бы ни приступал ты, прислушивайся к Небу. Всякий узор своей жизни плети из небесных нитей.                                               
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.