Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Размышления на слова «и не введи нас во искушение», а также о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святаго»

21 февраля 2020 г.

Насчет возникших недавно предположений, что Иисус Христос говорил на арамейском, а ученики не совсем верно перевели Его слова на греческий – так это неправда. Дух Святой сообщил апостолам знание иных языков, в том числе и греческого, на котором были записаны все четыре Евангелия в I веке. Они сразу были записаны на греческом, не было промежуточного варианта на другом языке. Неужели же апостолы, проповедуя язычникам намного более сложные истины – о воплощении Бога и Его страданиях, – не смогли правильно подобрать слова для передачи смысла единственной молитвы, которую им оставил их Учитель?

Однако, действительно, в словах молитвы «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», звучит мысль, что во власти Господа допустить искушение или нет. Объяснить тут все сложностями перевода, во-первых, неправильно по сути, а во-вторых – слишком просто.

Откуда берется зло, если Бог благ и творит мир также без наличия в нем зла? Никакого антипода Богу, вечно ему сосуществующего, нет. Бог творит мир ангельский еще до сотворения человек, затем всю нашу вселенную и в конце – Адама, первого человека, и жену его – Еву. Однако от Бога из-за гордости и нежелания служить Ему отпадает часть ангелов во главе с первым из них – сатаной. Возможно, это происходит потому, что падшие ангелы начинают завидовать человеку, понимая глубинный замысел Творца о нем. Возможно, поэтому человек становится предметом ненависти и злобы этих отпадших, которые называются теперь бесами. Ева согрешает из-за искушения змея, в которого вошел диавол. Адам нарушает заповедь Бога из-за предложения жены. Впоследствии Каин убивает Авеля из-за зависти и обиды – жертву Каина Бог не принял (видимо, он приносил ее как «дань», а не как «дар»), а жертву Авеля – принял. Однако, конечно, человек сам согрешает, сам совершает какое-либо зло, не Бог его к этому подталкивает.

Напомню один логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?». Как бы мы ни ответили, получается, что Бог не всемогущий. Этот софизм используется в спорах атеистов с верующими людьми. Верующие отвечают, что подобные логические ловушки не имеют значения, как и, например, известный парадокс с Ахиллесом и черепахой: с математической точки зрения Ахиллес никогда не догонит черепаху, а с практической – это сделать очень легко. Так вот, Бог не только может создать такой камень, Он уже создал его – это свободная воля. Это ангелы и люди – именно их свободная воля и есть эти самые «камни», которые Бог, создав однажды, уже не может «поднять». Он не может их свободу принудить, заставить чего-то желать, а от чего-то иного – отвращаться, не может заставить любить, но и не провоцирует ненавидеть.

Однако падшие ангелы могли бы сказать: «Зачем же Ты «ввел нас во искушение»? Зачем создал этих людей? Нам было так хорошо в нашем мире, ведь мы были самыми главными…». Каин тоже мог бы сказать: «Для чего Ты не принял мою жертву? Может, брат Авель и лучше меня, но неужели Ты не мог снизойти к моему самолюбию? Вот поэтому я разозлился на брата и убил его». Ведь и Адам говорит (это уже не предположительно, а из Библии): «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И Ева: «Змей обольстил меня, и я ела» (Бытие гл. 3, стих 12-13). Всегда есть возможность обвинить в чем-либо не себя, а кого-то другого, а если и не другого, то обстоятельства. И, конечно, всегда остается возможность обвинить во всем кого-то самого главного.

«Зачем ты меня родила на этот свет?!» – может быть обращен вопрос к матери. Что ей ответить вопрошающему чаду? Да, она родила тебя, и этим перед тобой, наверное, «виновата». Однако ты забыл, что когда-то, когда ты был с ней рядом и не жил по своей воле и по своим страстям, ты был вполне счастлив! Но пришло время вырастать, ходить своими ногами, и ты не прошел этот путь безболезненно – разве мать в этом виновата?

Подобный вопрос Богу, в своем логическом конце заканчивающийся самоубийством, называется грехом хулы на Духа Святого. О нем Христос говорит, что именно этот грех не простится человеку ни в этой жизни, ни в будущей.

Да, конечно, Бог – Виновник всего. Ведь Он все создал. Он же пошел и на величайшее дело – создал существ, подобных Себе по своей свободе. В ответе ли Творец за них, ведь он их создал? В ответе ли Он за них, ведь они свободны и самостоятельны? Ответ будет и «да», и «нет».

Поэтому в словах молитвы Господней «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», нет никакого противоречия. Бог благ и желает нам всякого блага. Однако искушения приходят – приходят из окружающего нас мира: от обстоятельств, людей, от падших духов, от наших собственных размышлений – Бог не останавливает их, попускает им быть. И в этом смысле искушения происходят как бы по воле Божией.

Вот в чем суть: Бог не хочет, чтобы мы подпадали под искушения и согрешали, однако Бог хочет, чтобы мы эти искушения проходили, и проходили достойно! Отец или мать не могут всегда водить за ручку начинающего ходить ребенка, когда-то они его отпустят – чтобы он стал, в конце концов, как они, и ходил своими ногами. Для этого они его отпускают, а не потому, что не любят его или забыли о нем. Однако пока он учится ходить – ему придется спотыкаться и падать. И родители знают об этом, поэтому его «падения» хоть и не желательны для родителей, но происходят по их допущению, так как они решили дать ребенку свободу, для того чтобы он научился чему-то новому.

О том, почему Бог не уничтожит зло в мире, почему не накажет злых людей, почему не воспрепятствует им продолжать зло, – попробую написать в другой раз.

Священник Григорий Мансуров,

Тюмень, 9 декабря 2017 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



25 июня 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

24 июня 2025 г.
В Тобольске встретились с известным российским писателем, лауреатом Патриаршей премии

23 июня 2025 г.
Выставка-форум «Радость Слова» в Тобольске

23 июня 2025 г.
Встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии В. Н. Николаевым

22 июня 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛИСЬ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 410-ЛЕТИЮ СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ Г. ТЮМЕНИ

22 июня 2025 г.
Паломническая поездка в Уфу к Табынской иконе Божией Матери

19 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ прошла в Тобольской духовной семинарии

19 июня 2025 г.
В Тюмени прошел Круг Отдельского Казачьего общества Тюменской области

19 июня 2025 г.
В Тобольске открылся фестиваль «Православие и СМИ»

18 июня 2025 г.
Духовная столица Сибири собрала журналистов и представителей СМИ на фестиваль

16 июня 2025 г.
Благовествуем!

16 июня 2025 г.
Крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

13 июня 2025 г.
День памяти святителя Филофея в Тобольске

13 июня 2025 г.
Выпускной акт в Тюменском духовном училище

13 июня 2025 г.
Святительский день отметили в Тюмени

9 июня 2025 г.
День Святого Духа

9 июня 2025 г.
Итоговый междисциплинарный экзамен в Семинарии

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тобольске

8 июня 2025 г.
В Тюменской филармонии прошла литературно-музыкальная постановка «Хранитель Церкви Русской»

8 июня 2025 г.
День Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Архиерейское богослужение накануне празднования дня Святой Троицы в Тюмени

7 июня 2025 г.
Открытие выставки последнего духовника Императора Николая II

7 июня 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского

4 июня 2025 г.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ РОЛИК О ПРЕДМЕТЕ ОПК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

4 июня 2025 г.
Малые Кирилло-Мефодиевские чтения и секция «Плоды миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, для распространения и утверждения христианской веры на русской земле» в ЧОУ Православная гимназия Тюмени

3 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в регентской школе

2 июня 2025 г.
Пояс Пресвятой Богородицы

2 июня 2025 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела Ткаченко Русланом Анатольевичем

1 июня 2025 г.
Защита выпускных квалификационных работ в иконописной школе

2 июня 2025 г.
В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТУР ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» СЕЗОНА 2024-2025 УЧ.Г. СРЕДИ КОМАНД ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

31 мая 2025 г.
Ковчег с частью пояса Богородицы торжественно провели в Тюмени

31 мая 2025 г.
Наш выпускной

31 мая 2025 г.
Семинар в Казачьем храме г. Тюмень

30 мая 2025 г.
О проведении II (межрегионального) этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

30 мая 2025 г.
Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины»

28 мая 2025 г.
ТЮМЕНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЗЛОВ СТАЛ НОМИНАНТОМ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

26 мая 2025 г.
День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

25 мая 2025 г.
Память святителя Николая Чудотворца в Тобольске

25 мая 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ»

24 мая 2025 г.
В Тюмень прибыл ковчег с частью пояса Пресвятой Богородицы

22 мая 2025 г.
Престольный праздник Свято-Никольского храма г. Тюмени

22 мая 2025 г.
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22 мая 2025 г.
Делегаты от Тюменской области приняли участие в мероприятиях освящения Свято-Никольского Казачьего собора в г. Омск

22 мая 2025 г.
Кирилл и Мефодий

21 мая 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В РАМКАХ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

21 мая 2025 г.
Архиерейское богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

20 мая 2025 г.
АУДИО. 2025.05.20 События Тобольской митрополии

20 мая 2025 г.
АУДИО. Святой свет – Благодатный огонь – на Гробе Господнем в Иерусалиме на Пасху

19 мая 2025 г.
АУДИО. «Ламповые вечера» на радио «Вера» в Тюмени

16 мая 2025 г.
КИНОФИЛЬМ «ПОЗЫВНОЙ ЖУРАВЛИ»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


иалог


Искренний вопрос ученого к природе мог бы быть таким: "Природа, скажи мне, кто ты, чтобы я понял, кто я:". Искренний вопрос историка к истории мог бы быть таким: "История, скажи мне, кто ты, чтобы я понял, кто я:" Искренний вопрос священника к Богу мог бы быть таким: "Господи, скажи мне, кто Ты, чтобы я понял, кто я:" Безошибочный ответ на все три вопроса мог бы быть таким: "Человек, найди Меня в себе!".
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.