Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Муха и дорожные

20 ноября 2020 г.

Басня Ивана Андреевича Крылова «Муха и дорожные» впервые была опубликована в 1808 г. Аналогичный сюжет изложен в басне Федра «Муха и Ослица». У Эзопа есть басня «Комар и Вол». У Жана де Лафонтена есть басня «Рыдван и Муха». Особенность басни Ивана Андреевича – повествование о внутреннем укладе и манерах в дворянских семьях того времени в России.

В басне повествуется, как повозка «с поклажей и с семьей дворян» от перегруженности остановилась, когда поднимались в гору. Чтобы облегчить повозку, все пассажиры вышли. Кучер кнутом погоняет лошадей, но «в гору по песку едва-едва тянули». Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, «учитель с барыней шушукают тишком; сам барин, позабыв, как он к порядку нужен, ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин».

«Случись тут Мухе быть», и стала она летать вокруг повозки. То на одну лошадь сядет, то на другую, то на место кучера. Летала, жужжала, что даже устала. С большим трудом «лошадушки» втянули повозку на ровную дорогу, все пассажиры расселись, муха провожает путников и от усталости говорит: «А мне уж дайте отдохнуть: Меня насилу крылья носят».

Почитаем басню.

МУХА И ДОРОЖНЫЕ

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
С поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.
Кони измучились, и кучер как ни бился,
Пришло хоть стать. Слезает с козел он
И, лошадей мучитель,
С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон:
А легче нет. Ползут из колымаги вон
Боярин, барыня, их девка, сын, учитель.
Но, знать, рыдван был плотно нагружен,
Что лошади, хотя его тронули,
Но в гору по песку едва-едва тянули.
Случись тут Мухе быть.
Как горю не помочь?
Вступилась: ну жужжать во всю
мушину мочь;
Вокруг повозки суетится;
То над носом юлит у коренной,
То лоб укусит пристяжной,
То вместо кучера на козлы вдруг садится,
Или, оставя лошадей,
И вдоль и поперек шныряет меж людей;
Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет,
И только плачется на то,
Что ей ни в чем никто
Никак помочь не хочет.
Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;
Учитель с барыней шушукают тишком;
Сам барин, позабыв,
как он к порядку нужен,
Ушел с служанкой в бор искать
грибов на ужин;
И Муха всем жужжит, что только лишь она
О всем заботится одна.
Меж тем лошадушки, шаг за? шаг, понемногу
Втащилися на ровную дорогу.
«Ну», Муха говорит: «теперя слава Богу!
Садитесь по местам,
и добрый всем вам путь;
А мне уж дайте отдохнуть:
Меня насилу крылья носят».
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.

Эта назидательная басня показывает разное отношение участников путешествия к общему делу, что характеризует их на предмет добросовестности и стремления участвовать в решении возникших проблем. Лошади еле-еле тянут перегруженную повозку в гору. Кучер погоняет и направляет их, прилагая все усилия. А сам барин уклонился от решения проблемы – ушел со служанкой в бор на прогулку... Видать, самой барыни не было рядом. Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, вместо того чтобы помочь и подтолкнуть повозку. «Учитель с барыней шушукают». Никому нет дела в эту тяжелую минуту до тянущих повозку. Здесь появляется жужжащая муха, которая суетится, делает вид активно помогающей, хотя никто ее об этом не просил. А когда лошадушки втянули повозку в гору, муха без зазрения совести стала приписывать себе заслуги главнокомандующего. Хотя по сути она только досаждала тянущим повозку.

Всякое общее дело обречено на неудачу, если руководитель уклоняется от прямых своих обязанностей и все пускает на само- тек. При этом наступает дезорганизация, и каждый устремляется «кто во что горазд», не решая общую проблему.

Если внимательно посмотрим на жизнь людей, всегда заметно, что люди горделивые, честолюбивые, властолюбивые «везде хотят себя приплесть», особенно там, где они видят личную выгоду либо удовлетворение своему тщеславию.

Христианская мораль предписывает каждому человеку ответственно относиться к своим обязанностям и добросовестно их исполнять. Человек, имея определенные способности и заслуги, не должен хвастливо и горделиво выставлять их напоказ. Благо- разумный человек не должен уклоняться от возможности сделать доброе дело. Благоразумный человек должен стремиться быть готовым к доброму деланию на благо ближнего и на благо общества.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



28 ноября 2024 г.
АУДИО. Служение тюремного духовенства Тюменской области

28 ноября 2024 г.
Митрополит Димитрий посетил художественно-производственное предприятие «Софрино»

27 ноября 2024 г.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Тюменской области организовали для осужденных духовно-нравственную беседу со священнослужителем

21 ноября 2024 г.
Престольный праздник отметили в храме Архангела Михаила г. Тюмени

21 ноября 2024 г.
Вечная память Ольге Олеговне Сметанюк

21 ноября 2024 г.
О проведении школьного тура Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную!»

20 ноября 2024 г.
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с 78-летием со дня рождения

16 ноября 2024 г.
О проведении конференции учащихся 7-11 классов православных гимназий и ТДУ Тобольско-Тюменской епархии «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»

15 ноября 2024 г.
В Тюмени освятили мемориал героям РУБОП

14 ноября 2024 г.
В УФСИН России по Тюменской области подвели итоги конкурса православной живописи среди осуждённых

13 ноября 2024 г.
В Тюмени начались Карбышевские чтения

13 ноября 2024 г.
Новый выпуск Сибирской православной газеты

12 ноября 2024 г.
Вечная память Вячеславу Михайловичу Тагирову

11 ноября 2024 г.
Архиерейское богослужение в Знаменском соборе

10 ноября 2024 г.
В следственном изоляторе № 4 УФСИН России по Тюменской области проведены мероприятия в рамках Недели межрелигиозного диалога

8 ноября 2024 г.
В Тюмени прошли торжества по случаю празднования Дня Сибири

6 ноября 2024 г.
В Тюмени состоялось заседание рабочей группы по вопросам религиозных организаций при Комитете по делам национальностей Тюменской области

6 ноября 2024 г.
О проведении Дня открытых дверей в воскресной школе Свято-Троицкого монастыря

5 ноября 2024 г.
Об экспозициях, подготовленных Отделом религиозного образования и катехизации Тобольско-Тюменской епархии в рамках форума «Православная Русь к Дню народного единства»

5 ноября 2024 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери

5 ноября 2024 г.
Завершился XXVIII конкурс-фестиваль “Духовная песнь Православной Сибири”

3 ноября 2024 г.
В издательском совете Русской Православной Церкви вручили награды тюменским писателям

2 ноября 2024 г.
Димитриевская родительская суббота в Тобольске

2 ноября 2024 г.
Димитриевская родительская суббота в Тюмени

1 ноября 2024 г.
В Тобольске начался XXVIII фестиваль-конкурс хоровых коллективов «Духовная песнь Православной Сибири»

1 ноября 2024 г.
О работе секции «Духовно-нравственное воспитание в школе» на тему «Взаимодействие светской и церковной систем образования в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи: совместные мероприятия»

31 октября 2024 г.
Электронные базы данных о новомучениках и исповедниках Церкви Русской

31 октября 2024 г.
Экспозиция «ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В ПАМЯТЬ О ПОБЕДАХ РУССКОГО ОРУЖИЯ»

30 октября 2024 г.
Торжественный акт Тобольской Духовной семинарии

30 октября 2024 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

22 октября 2024 г.
Итоги V ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЛОФЕЕВСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА

28 октября 2024 г.
Воспитанники воскресной школы Свято-Никольского храма г.Тюмени посетили спектакль «Пеппи Длинный Чулок»

27 октября 2024 г.
Приходское собрание в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской микр. Войновка г. Тюмени

27 октября 2024 г.
В храме «Умиление» отметили день отца

26 октября 2024 г.
День отца отметили в Свято-Никольском храме г. Тюмени

25 октября 2024 г.
В Никольском храме г. Тюмени прошла Божественная Литургия с пояснениями

25 октября 2024 г.
В часовне «Умиление» встретились со школьниками

24 октября 2024 г.
В Тюмени прошел семинар: Казачество на страже Отечества

24 октября 2024 г.
ВИДЕО: Филофеевские чтения

23 октября 2024 г.
Церемония награждения лауреатов и победителей V Открытого Филофеевского литературного конкурса, XIX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

23 октября 2024 г.
О работе Пленарного заседания Всероссийской научно-практической конференции «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» XXIII Филофеевских образовательных чтений

23 октября 2024 г.
В рамках XXIII Филофеевских образовательных чтений прошла молодежная секция

21 октября 2024 г.
Актовый день в Тюменском духовном училище

21 октября 2024 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

21 октября 2024 г.
День памяти святителя Филофея (Лещинского) отметили в Тюмени

18 октября 2024 г.
В Тюменской областной Думе состоялся круглый стол

17 октября 2024 г.
АНОНС МАТЕРИАЛОВ КАРТОЧКИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ «МОЛИТВА ВОИНОВ И ХРАМЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

18 октября 2024 г.
22 октября в Тюмени состоится главный церковно-общественный форум года – Филофеевские чтения

15 октября 2024 г.
Информация о конкурсных мероприятиях Тобольско-Тюменской епархии на 2024-2025 учебный год

3 октября 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


еркала

Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.
Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице... Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.