20 ноября 2020 г. Басня Ивана Андреевича Крылова «Муха и дорожные» впервые была опубликована в 1808 г. Аналогичный сюжет изложен в басне Федра «Муха и Ослица». У Эзопа есть басня «Комар и Вол». У Жана де Лафонтена есть басня «Рыдван и Муха». Особенность басни Ивана Андреевича – повествование о внутреннем укладе и манерах в дворянских семьях того времени в России. В басне повествуется, как повозка «с поклажей и с семьей дворян» от перегруженности остановилась, когда поднимались в гору. Чтобы облегчить повозку, все пассажиры вышли. Кучер кнутом погоняет лошадей, но «в гору по песку едва-едва тянули». Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, «учитель с барыней шушукают тишком; сам барин, позабыв, как он к порядку нужен, ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин». «Случись тут Мухе быть», и стала она летать вокруг повозки. То на одну лошадь сядет, то на другую, то на место кучера. Летала, жужжала, что даже устала. С большим трудом «лошадушки» втянули повозку на ровную дорогу, все пассажиры расселись, муха провожает путников и от усталости говорит: «А мне уж дайте отдохнуть: Меня насилу крылья носят». Почитаем басню.
МУХА И ДОРОЖНЫЕВ июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками, в гору, С поклажей и с семьей дворян, Четверкою рыдван Тащился. Кони измучились, и кучер как ни бился, Пришло хоть стать. Слезает с козел он И, лошадей мучитель, С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон: А легче нет. Ползут из колымаги вон Боярин, барыня, их девка, сын, учитель. Но, знать, рыдван был плотно нагружен, Что лошади, хотя его тронули, Но в гору по песку едва-едва тянули. Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь? Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь; Вокруг повозки суетится; То над носом юлит у коренной, То лоб укусит пристяжной, То вместо кучера на козлы вдруг садится, Или, оставя лошадей, И вдоль и поперек шныряет меж людей; Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет, И только плачется на то, Что ей ни в чем никто Никак помочь не хочет. Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком; Учитель с барыней шушукают тишком; Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен, Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин; И Муха всем жужжит, что только лишь она О всем заботится одна. Меж тем лошадушки, шаг за? шаг, понемногу Втащилися на ровную дорогу. «Ну», Муха говорит: «теперя слава Богу! Садитесь по местам, и добрый всем вам путь; А мне уж дайте отдохнуть: Меня насилу крылья носят». Куда людей на свете много есть, Которые везде хотят себя приплесть И любят хлопотать, где их совсем не просят. Эта назидательная басня показывает разное отношение участников путешествия к общему делу, что характеризует их на предмет добросовестности и стремления участвовать в решении возникших проблем. Лошади еле-еле тянут перегруженную повозку в гору. Кучер погоняет и направляет их, прилагая все усилия. А сам барин уклонился от решения проблемы – ушел со служанкой в бор на прогулку... Видать, самой барыни не было рядом. Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, вместо того чтобы помочь и подтолкнуть повозку. «Учитель с барыней шушукают». Никому нет дела в эту тяжелую минуту до тянущих повозку. Здесь появляется жужжащая муха, которая суетится, делает вид активно помогающей, хотя никто ее об этом не просил. А когда лошадушки втянули повозку в гору, муха без зазрения совести стала приписывать себе заслуги главнокомандующего. Хотя по сути она только досаждала тянущим повозку. Всякое общее дело обречено на неудачу, если руководитель уклоняется от прямых своих обязанностей и все пускает на само- тек. При этом наступает дезорганизация, и каждый устремляется «кто во что горазд», не решая общую проблему. Если внимательно посмотрим на жизнь людей, всегда заметно, что люди горделивые, честолюбивые, властолюбивые «везде хотят себя приплесть», особенно там, где они видят личную выгоду либо удовлетворение своему тщеславию. Христианская мораль предписывает каждому человеку ответственно относиться к своим обязанностям и добросовестно их исполнять. Человек, имея определенные способности и заслуги, не должен хвастливо и горделиво выставлять их напоказ. Благо- разумный человек не должен уклоняться от возможности сделать доброе дело. Благоразумный человек должен стремиться быть готовым к доброму деланию на благо ближнего и на благо общества. |