Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Конь и всадник

3 декабря 2020 г.

С первых страниц Священного Писания Бог дает людям заповедь воздержания. У каждого человека должна быть благоразумная мера во всем. Вместе с тем Господь предписывает людям познавать мир и обустраивать, возделывать его, прилагая труд, прилагая свою любовь к тому, чем человек занят.

При этом одним из важных свойств человеческой природы является дарованная Богом свобода. Человек свободен поступать так, как определяет его разум, опирающийся на чувства, привязанности, привычки, – все это напрямую связано с понятиями добра и зла, которые регламентируются нравственным законом – законом Божьим. Прародителям дана была заповедь, она явилась критерием разумного самоограничения – не вкушать запретного плода. Воля Божья благая была нарушена, и свобода без всякого регламента и разумных ограничений стала произволом без границ в области нравственного поведения.

Нравственная безрассудность может привести к преобладанию склонности ко греху и ко злу. Творить произвол, творить грех противоествественно и чуждо божественной природе человека. В таком состоянии человек попадает под рабскую зависимость от привнесенного извне вируса греха и зла. Кажущаяся свобода в действительности приводит к погибели, к произволу, к господству зла в мире. Это относится как к отдельному человеку, так и к обществу.

О пагубности свободы без границ и произволе рассказал в своей басне «Конь и всадник» Иван Андреевич Крылов. Давайте вчитаемся в эти строчки.

КОНЬ И ВСАДНИК

Какой-то Всадник так Коня себе нашколил,

Что делал из него всё, что́ изволил;

Не шевеля почти и поводов,

Конь слушался его лишь слов.

«Таких коней и взнуздывать напрасно, –

Хозяин некогда сказал. –

Ну, право, вздумал я прекрасно!»

И, в поле выехав, узду с Коня он снял.

Почувствуя свободу,

Сначала Конь прибавил только ходу

Слегка

И, вскинув голову, потряхивая гривой,

Он выступкой пошел игривой,

Как будто теша Седока.

Но, сметя, как над ним управа не крепка,

Взял скоро волю Конь ретивой:

Вскипела кровь его и разгорелся взор;

Не слушая слов всадниковых боле,

Он мчит его во весь опор

Черезо всё широко поле.

Напрасно на него несчастный Всадник мой

Дрожащею рукой

Узду накинуть покушался:

Конь боле лишь серчал и рвался

И сбросил, наконец, с себя его долой;

А сам, как бурный вихрь, пустился,

Не взвидя света, ни дорог,

Поколь, в овраг со всех махнувши ног,

До смерти не убился.

Тут в горести Седок:

«Мой бедный Конь!» сказал: «я стал виною

Твоей беды!

Когда бы не́ снял я с тебя узды,

Управил бы наверно я тобою:

И ты бы ни меня не сшиб,

Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!»

Как ни приманчива свобода,

Но для народа

Не меньше гибельна она,

Когда разумная ей мера не дана.

Цель жизни как отдельного человека, так и общества есть сохранение благоразумной свободы. Главной чертой такой свободы должно быть стремление человека к добру, к правде и истине. Но зная пораженность грехом человеческой природы, надо иметь в виду, что люди, воспринявшие дьявольский дух противления Богу, будут лукаво и лицемерно искажать правду и истину в жизни или просто лживо прикрываться таковыми в словах, в обещаниях, в лозунгах.

В ХХ веке все смуты в обществе совершались именно под прикрытием многообещающих лозунгов. Из Священного Писания мы знаем: не по словам судите о людях, а по делам. Сегодня мы с горечью признаем, что революции и войны, унесшие жизни миллионов людей, разрушившие многовековые устои, стали великим злом для народов.

Если общество теряет нравственные ориентиры, то оно легко подвергается обману и прельщению. Потеря нравственных ориентиров, утрата критериев свободы гибельны как для отдельного человека, так и для семьи, гибельны для народа. Критерий свободы, как мы уже говорили, – это нравственный закон, закон Божий, и, отвергнув эту истину, встав на путь произвола, человек, семья и общество обрекают себя на гибель. Св. Ириней Лионский пишет: «Человек, отступивший от Бога, дошел до такого неистовства, что почитал своего единокровного за врага и предался человекоубийству и жадности». Если человек и общество разрушают нравственные границы свободы, то они обрекают себя на погибель:

Как ни приманчива свобода,

Но для народа

Не меньше гибельна она,

Когда разумная ей мера не дана.

+Митрополит Димитрий
июнь, 2016 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии

25 февраля 2025 г.
День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

22 февраля 2025 г.
Ученики воскресной школы храма в честь иконы «Утоли моя печали» г. Тюмени побывали в Тобольске

21 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма Казанской иконы Божией Матери села Исетское

20 февраля 2025 г.
Отчет о проведении Дня православной молодежи в Ялуторовском благочинии

20 февраля 2025 г.
День православной молодежи в Тюменском благочинии

20 февраля 2025 г.
День молодежи прошел в Тобольском благочинии

19 февраля 2025 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

18 февраля 2025 г.
Воскресение - очень насыщенный церковными делами и событиями день

18 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Тюмени

17 февраля 2025 г.
О проведении в Тобольско-Тюменской епархии епархиального конкурса педагогического мастерства «Учитель. Именем твоим…» для педагогов епархиальных учебных заведений

16 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий и епископ Тихон посетили памятное место

16 февраля 2025 г.
Посещение Ишимской епархии

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Свято-Георгиевский храм г. Заводоуковск

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил школу-интернат для обучающихся с ОВЗ

15 февраля 2025 г.
Сретение Господне в Ялуторовске

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в собрании общественной организации «Держава»

14 февраля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

13 февраля 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ 80-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

13 февраля 2025 г.
В Семинарии состоялась VII-я студенческая научно-богословская конференция по истории Русской Православной Церкви XX века







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


азные блага

Если, веруя в Бога, ты думаешь, что чувственные и природные блага - единственные блага, которые Господь ниспосылает человеку, ты неверно думаешь о Боге.
Любые чувственные и природные удовольствия завершаются горечью. А Бог не охотник, сладкой приманкой увлекающий зверя в капкан.
Чувственные и природные блага - дары из второй руки Божией. Божии дары из первой руки - дары духовные.
Чувственные и природные блага Бог дает людям с единственным намерением - напомнить ими о высшем, сладчайшем и вечном благе; они предображение будущих благ. Безумен тот, кто этого не понимает, и несчастен тот, кто этого не усвоит.
Чувственные и природные блага, так же как и вся необъятная вселенная, лишь зов Царя на пир. Счастлив тот, кто, не утешившись одним только зовом, поспешит отозваться Самому Царю. Благо тому, кто приглашение не примет за пир.
Несчастен и вдвойне несчастен тот, кто удовлетворится приглашением и в суете и тщеславном безумии забудет о Царе.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.