30 декабря 2020 г. Басни И.А. Крылова привлекают наше внимание к нравственной стороне жизни человека и общества. Будучи смиренным и благородным человеком, Иван Андреевич избегал всякого осуждения окружающих, но через иносказание стремился вразумлять и нравственно назидать. Для усиления воображения читателей он придавал Божьему творению – природе, животным – форму человеческого мышления и Божий дар слова. В баснях окружающий мир земной и человек – это одно творение Божие. Его басни можно считать притчами для пробуждения нравственного сознания в людях. В Священном Писании мы находим, что и ветхозаветные пророки, и сам Господь Христос-Спаситель говорили притчами, иносказательно. Такая форма подвигала к размышлению и к познанию глубины нравственного характера в поступках человека. Важная нравственная обязанность человека – своим полезным трудом благоукрашать эту землю, служить людям. В этом и выражается послушание и служение Богу. Каждый человек должен в этом мире обрести свое место для доброго служения, для полезного труда. Умеренность, воздержание, терпение, безропотность и благодарность Богу за всё делают человека подлинно счастливым в этой жизни и в жизни вечной. Об этом выразительно рассказывается в басне И.А. Крылова «Колос».
КОЛОС
На ниве, зыблемый погодой, Колосок,
Увидя за стеклом в теплице
И в неге, и в добре взлелеянный цветок,
Меж тем, как он и мошек веренице,
И бурям, и жарам, и холоду открыт,
Хозяину с досадой говорит:
«За что вы, люди, так всегда несправедливы,
Что кто умеет ваш утешить вкус иль глаз,
Тому ни в чем отказа нет у вас,
А кто полезен вам, к тому вы нерадивы?
Не главный ли доход твой с нивы:
А посмотри, в какой небрежности она!
С тех пор, как бросил ты здесь в землю семена,
Укрыл ли под стеклом когда нас от ненастья?
Велел ли нас полоть иль согревать
И приходил ли нас в засуху поливать?
Нет: мы совсем расти оставлены на счастье,
Тогда как у тебя цветы,
Которыми ни сыт, ни богатеешь ты,
Не так, как мы, закинуты здесь в поле, –
За стеклами растут в приюте, в неге, в холе.
Что если бы о нас ты столько клал забот?
Ведь в будущий бы год
Ты собрал бы сам-сот,
И с хлебом караван отправил бы в столицу.
Подумай, выстрой-ка пошире нам теплицу». –
«Мой друг, – хозяин отвечал, –
Я вижу, ты моих трудов не примечал.
Поверь, что главные мои о вас заботы.
Когда б ты знал, какой мне стоило работы
Расчистить лес, удобрить землю вам:
И не было конца моим трудам.
Но толковать теперь ни время, ни охоты,
Ни пользы нет.
Дождя ж и ветру ты проси себе у неба;
А если б умный твой исполнил я совет,
То был бы без цветов и был бы я без хлеба».
* * *
Так часто добрый селянин,
Простой солдат иль гражданин,
Кой с кем свое сличая состоянье,
Приходят иногда в роптанье.
Им можно то ж почти сказать и в оправданье.
Благоразумный человек всегда справедливо и правдиво оценивает свои возможности. Благоразумный человек за все, чего он достигает в этой жизни, благодарит Бога и ближних. Благоразумный человек все делает, чтобы правильно устроить свою жизнь, свой быт, и избегает всякого осуждения, зависти, исполняя 10-ю заповедь Божию – не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Тем самым не тратятся душевные и физические силы понапрасну. Из человеческого эгоизма произрастают зависть, алчность, которые нашу жизнь окрашивают грехом и лишают внутреннего покоя.
Будем благоразумными, сохраняя любовь и долготерпение, будем побуждать себя к доброделанию и будем за все благодарить Бога и ближних наших.
+ Митрополит Димитрий
август, 2016 г.
|