Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Свинья под дубом, Свинья

30 декабря 2020 г.

Каждый раз, когда мы обращаемся к басням великого сына русского народа – Ивана Андреевича Крылова, мы видим, с какой заботой о нравственном благе народа он писал свои басни. Будучи русофилом, он отрицал все иноземное, пафосное и пустое. В своих произведениях он был правдив, избегая всякой лести и угодничества перед власть имущими.

Считая высшим благом говорить правду, он, при этом, оберегал достоинство страны и не допускал необоснованной критики в адрес высшей власти, как это делали многие западники. К месту упомянуть, что наши великие классики: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой – нередко подогревали бунтарские настроения; даже Ф.М. Достоевский пересмотрел свои критические взгляды на систему правления только с годами. Этого недостатка Иван Андреевич Крылов избежал. Хотя в адрес высшей государственной власти он писал, но его басни проникнуты любовью, а не злорадством. Есть басни, в которых Иван Андреевич Крылов поднял тему благодарности – благодарности Богу, благодарности Отечеству, благодарности научным достижениям ученых. Они перекликаются с евангельскими притчами и выражают православное настроение.

Так, в Евангелии от Луки есть эпизод, где повествуется о встрече десяти прокаженных со Христом. Каждый из них получил исцеление, но лишь один из десяти оказался благодарным и вернулся воздать славу Богу (Лк. 17, 11-19).

Этому евангельскому повествованию созвучна и басня Крылова «Свинья под дубом», в которой поднимается тема благодарности.

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, доотвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь,

оно засохнуть может». –

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди:

ведь я от них жирею». –

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Благодарность – это показатель уровня нравственности, это нравственная добродетель. Нельзя проявлять невежество и пренебрегать достижениями ученых. Нельзя проявлять невежество и пренебрегать исторической правдой и истиной. Человеку важно видеть добрые дела других людей, прошлых поколений, плодами которых мы все пользуемся. Так в ХХ веке люди с прозападными вольнодумскими настроениями устроили революцию, к власти пришли воинствующие атеисты, которые более семидесяти лет истребляли тысячелетние корни православия в нашем народе. При этом искажалась историческая правда, насаждался дух предательства и жестокости, что привело к значительному истреблению нашего народа.

Другая басня о неблагодарной свинье обличает в людях худой нрав видеть только плохое, осуждать людей и злословить.

СВИНЬЯ

Свинья на барский двор когда-то

затесалась;

Вокруг конюшен там и кухонь

наслонялась;

В сору, в навозе извалялась;

В помоях по уши досыта накупалась

И из гостей домой

Пришла свинья-свиньей.

«Ну что ж, Хавронья, там ты видела

такого?»

Свинью спросил пастух:

«Ведь идет слух,

Что все у богачей лишь бисер да жемчуг;

А в доме – так одно богатее другого?»

Хавронья хрюкает: «Ну, право,

порют вздор,

Я не приметила богатства никакого;

Все только лишь навоз да сор;

А кажется уж, не жалея рыла,

Я там изрыла

Весь задний двор».

Не дай Бог никого сравненьем

мне обидеть!

Но как же критика Хавроньей не назвать,

Который, что ни станет разбирать,

Имеет дар одно худое видеть?

Видеть недостатки других – это признак глубокого поражения души, это усугубляется тогда, когда человек делает это преднамеренно, как говорится, по заказу. Господь нам заповедовал не осуждать. Зная немощь человеческой природы и удобопреклонность ко греху, Господь дал нам надежду на милосердие Божие и оправдание. «Не судите да не судимы будете».

Читая басни И.А. Крылова, давайте будем извлекать нравственные уроки, прилагая к себе эти назидания.

+ Митрополит Димитрий
октябрь, 2016 г.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии

25 февраля 2025 г.
День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

22 февраля 2025 г.
Ученики воскресной школы храма в честь иконы «Утоли моя печали» г. Тюмени побывали в Тобольске

21 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма Казанской иконы Божией Матери села Исетское

20 февраля 2025 г.
Отчет о проведении Дня православной молодежи в Ялуторовском благочинии

20 февраля 2025 г.
День православной молодежи в Тюменском благочинии

20 февраля 2025 г.
День молодежи прошел в Тобольском благочинии

19 февраля 2025 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

18 февраля 2025 г.
Воскресение - очень насыщенный церковными делами и событиями день

18 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Тюмени

17 февраля 2025 г.
О проведении в Тобольско-Тюменской епархии епархиального конкурса педагогического мастерства «Учитель. Именем твоим…» для педагогов епархиальных учебных заведений

16 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий и епископ Тихон посетили памятное место

16 февраля 2025 г.
Посещение Ишимской епархии

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Свято-Георгиевский храм г. Заводоуковск

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил школу-интернат для обучающихся с ОВЗ

15 февраля 2025 г.
Сретение Господне в Ялуторовске

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в собрании общественной организации «Держава»

14 февраля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

13 февраля 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ 80-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

13 февраля 2025 г.
В Семинарии состоялась VII-я студенческая научно-богословская конференция по истории Русской Православной Церкви XX века







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


увство, разум и ум


Разуму служат пять чувств, уму - одно. Чувство ума суть разум.
Разумен тот, кто подчинил чувства разуму. Умный человек столько же выше разумного, сколько разумный выше чувственного.
Умный человек - тот, у кого ум господствует над разумом, то есть, у кого ум воспринимает опыт разума, как сырье, которое он превращает в нечто совсем иное, в то, что даже не напоминает опыт разума; подобно тому как желудок, принимая пищу, перерабатывает ее в кровь, то есть в нечто совсем отличное от пищи.
Человек же, у которого разум владеет умом и опыт разума остается единственным - непереваренным - содержанием ума, становится безумным. Как можно говорить о больном желудке в случае несварения, так же можно говорить о больном уме и непереваренном - безжизненном - опыте. И как организм погибает от скоплении непереваренной пищи, так же и ум помрачается от огромного количества знаний и опыта, над которыми он теряет контроль и способность к их преобразованию.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.