30 декабря 2020 г. В 1809 году вышло первое издание басен Ивана Андреевича Крылова, в которое была включена и басня «Стрекоза и Муравей». Сюжеты Иван Андреевич в большинстве своем заимствовал у французского баснописца Лафонтена. При этом у Крылова отмечается легкость повествования и своя прелесть слога, а простонародный язык придает его басням дух народности. Используя прием аллегории и параллелизма, Иван Андреевич изображает немощи людские. Баснописец создает у читателя ощущение реальности событий, пробуждает воображение. Поэтому живописный рассказ глубоко западает в душу. Обратимся к тексту басни. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты...»
«Я без души лето целое все пела».
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
Эта басня очень назидательна для всех возрастов. Давайте определим ее духовный смысл.
Среди первых заповедей Божиих, данных человеку, была заповедь возделывать землю, жить своим трудом. Нравственная обязанность всякого человека своим трудом приносить пользу обществу. Народная пословица гласит: «Работе время – а потехе час». Основную часть времени человек должен посвящать труду и только незначительную часть – отдыху, развлечению, потехе. Враг рода человеческого лукавый, разрушая наше сознание, насаждает леность и дух праздности. Чрезмерная праздность опустошает человека, развивает склонность ко греху и в результате порождает неудовлетворенность и уныние. От лености и праздности опустошенная душа «злой тоской удручена». Напротив же, труд, соединенный с любовью, приносит удовлетворение, радость и жизнь человека наполняет смыслом. Очень важно иметь разумный подход в устроении своей жизни, сообразуясь со своим возрастом, возможностями и способностями. Важно, чтобы мы, подобно стрекозе из басни, время славное не пропели, а потом оглянуться не успели, как и годы пролетели. Рассмотрим три возрастных периода в жизни человека: детство, юность и зрелые годы.
В раннем детстве важным для ребенка является познание особенностей этого мира. Должно приложить труд и дать знания не только о мире материальном, но и о мире духовном. Необходимо развивать в этом возрасте навыки жизни земной, а также закладывать основы жизни духовной. Необходимо дать понятия о добре и зле и их природе. Бог и жертвенная любовь полагаются в основе добрых дел, а дьявол, через дух противления Богу и наш эгоизм, составляет природу злых дел. На этих простых понятиях ребенок и должен осознавать, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Юношеский период жизни, безусловно, – это период глубокого и всестороннего познания мира материального, познание жизненного опыта предыдущих поколений. Это период учебы в школе, в институте и подготовка себя к плодотворному труду по выбранной профессии. Здесь важно развитие и становление в добре душевных качеств молодого человека. Интеллектуальное развитие должно сопровождаться укреплением силы воли в добре. Должно быть стремление к укреплению нравственных чувств, которые делают человека способным к восприятию голоса совести, голоса Божьего и распознания Правды и Истины. Это отражено в Законе Божием, в заповедях Божиих, главная из которых – любовь к Богу и ближнему. Чтобы ее исполнить, человеку нужно отвергнуть свой эгоизм Правды ради. Все это способствует утверждению человека в добре, это и есть исполнение воли Божией. Дьявольская воля – это противление Богу, это искажение правды и истины, это жизнь по лжи и лукавству, это лицемерие и гордыня, это подмена Божественного дара любви греховным эгоизмом. При этом эгоизм может быть личностный, семейный, национальный, клановый, корпоративный и прочее.
То, чем напитает себя человек в детские и юношеские годы, определит его жизненный путь в зрелые годы: деловые качества как специалиста, нравственные качества как человека, которые можно обобщить словами: «Разум и интеллект, сила воли и дар любви». Важно человеку в жизни сформировать ценностные ориентиры, чтобы жизнь проходила целесообразно, а не в лености и праздности. Разум эгоистичного человека помрачается лукавым, его жизнь всецело посвящается земным интересам с забвением жизни духовной.
В заключение надо сказать: «Если Бог у человека на первом месте, то все остальное в меру на своем».
+ Митрополит Димитрий
ноябрь, 2016 г.
|