30 декабря 2020 г. Басня Ивана Андреевича Крылова «Два мужика» впервые была издана в 1825 году. Автор повествует о трагическом положении двух подвыпивших мужиков. Рассказ построен в виде диалога героев басни. Знаток русского языка Иван Андреевич блестяще использовал разговорную простую речь, и это позволило ему показать характер своих героев. В басне четко просматривается забота автора об общественной нравственности и подчеркивается пагубность невоздержания и нетрезвой жизни, которая унижает человеческое достоинство. И даже великий праздник может закончиться непоправимым горем и страданием не только для нетрезвого человека, но и для всех, кто живет рядом с ним. Так, вместо всеобщей радости и праздничного веселия человек, чрезмерно употребивший спиртное и помрачивший свой разум, пожинает горе.
ДВА МУЖИКА
«Здорово, кум Фаддей!» – «Здорово, кум Егор!» –
«Ну, каково, приятель, поживаешь?» –
«Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжег дотла свой двор
И по миру пошел с тех пор». –
«Как так? Плохая, кум, игрушка!» –
«Да так! О Рождестве была у нас пирушка;
Я со свечой пошел дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и все добро сгорело.
Ну, ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!
И на меня прогневался, знать, Бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
Я тож о Рождестве пошел в ледник за пивом,
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул.
Что сделал из меня совсем не человека,
И вот я с той поры калека». –
«Пеняйте на себя, друзья!
Сказал им сват Степан. – Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:
Для пьяного и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».
Среди самых первых заповедей, данных человеку, была заповедь воздержания. Человек должен воздерживаться от познания зла. Человек призван «отойти от зла и творить благо» (Пс. 33). Всякое благо и добро творятся по любви к Богу и людям, а всякое зло – по греховному эгоизму, насаждаемому дьяволом. Человек должен воздерживаться от греховных влечений, от лукавства, от неправды, от зависти. Воздержание предусматривает умеренность во всем. Телесное воздержание дает возможность духовно раскрыться человеку. Мерой в питании должна быть действительная нужда, а не безудержное удовольствие, переходящее в излишество, пагубное для души и болезненное для тела. За двухтысячелетнюю историю христианства Церковью выработана культура питания, которая идеальна с точки зрения и духовной, и медицинской. Здесь речь идет об однодневных постах (среды и пятницы) и многодневных постах (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).
Церковь особо обращает внимание на необходимость трезвения: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом», – говорит святой апостол Павел в послании Эфессянам (5, 18). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не вино худо, но его злоупотребление». У святых отцов мы видим такие высказывания: «Не вино производит пьянство, а злая невоздержанная наша душа». «Вино есть Божье дело, а пьянство – дьявольское».
У пьяного человека в первую очередь помрачается разум, затем ослабевает и воля, и это делает человека преклонным ко греху. Заглушается голос совести – голос Божий, поскольку разрушаются Божественные свойства души в человеке.
Разрушение духовной природы человека приводит к болезням и телесной природы. Человек попадает в физиологическую зависимость от развившихся пороков. Поскольку все это противоестественно Божественной природе человека, то угасает духовный мир его души и умерщвляется изможденное грехом тело.
Вывод прост: пьянство – это душегубство и отравление своего организма. Пьянство – это зло как для самого человека, так и для общества. Пьянство производит вражду, ложь, оскорбления, сквернословия, воровство, гнев, убийства. Пьяный человек, являясь порабощенным орудием дьявола, наполняет мир злобой.
Медицина давно бьет тревогу, поскольку алкоголь – это яд для человека. Употребление алкогольных напитков приводит к отравлению организма, необратимому поражению нервной системы, снижению трудоспособности, расстройству памяти, к ухудшению кровообращения мозга, к заболеваниям сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудка. Все органы человека, без исключения, страдают. Физиологическая зависимость от алкоголя приводит к разрушению личности человека. Не менее вредным и пагубным для человека является и табакокурение.
Вступая в Новый год, готовясь встретить праздник Рождества, давайте постараемся встать на путь воздержания и трезвения, освободимся от всех пагубных привычек и зависимостей. Наступившее время Рождественского поста – это благоприятное время для воздержания и трезвения. Пусть назидательным для каждого из нас будет печальная участь двух подвыпивших мужиков.
Давайте будем жить трезвено! Трезвый – значит мудрый. Трезвый – значит умный. Трезвый – значит волевой. Трезвый – значит сильный. Трезвый – значит здоровый. Трезвый – значит молодец!
+ Митрополит Димитрий
декабрь, 2016 г.
|