1 марта 2012 г. Дорогие братья и сестры, мы с вами вступили в период Великого поста. Дни Святой Четыредесятницы приуготавливают нас к особым дням, дням именуемым Страстной седмицей. В жизни Церкви и в жизни каждого человека это особый период, когда мы призываемся сопереживать земной путь Христа Спасителя. Переживая от рождения – от Рождества, внимая Его проповеди, и затем – страдания и Крестная смерть, на которой и выражается жертвенная любовь Бога, Сына Божия, к нам, немощным людям. Приуготовляя нас, Церковь нам показывала примеры, как нужно духовно устроить свою жизнь. Примеры эти побуждают нас, в первую очередь, обратить свой взор в глубину своей души и своего сердца. Каковы наши мысли и помыслы, каково наше настроение, присутствует ли там подлинная любовь, та, которую проявил Христос Спаситель. Он показал нам беспредельную любовь ко всем: и страждущим, и немощным, и даже грешникам, – не осуждая никого, но призывая всех к покаянию. Вместе с тем Церковь показывает нам пример, когда человек не чувствует своей немощи и не старается узреть те недуги, которые поселились в его душе, а больше замечает немощи других и порой укоряет даже. Это сказано в притче о мытаре и фарисее. И тогда человек укоряющий получает осуждение, а человек-мытарь, как в той притче, хоть он и преступал законы правды, но получил оправдание.
И вот в дни Великого поста Церковь призывает нас постараться оздоровить свой внутренний духовный мир. И каждый день в дни Великого поста в храме звучит молитва, и мы должны ее и дома произносить, молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния и любоначалия не даждь мне». В этих словах преподобный показывает, что дух праздности отрицательно влияет на нашу душу, поскольку после некоего земного восторга он порождает уныние. Дух праздности порождает в нас некое опустошение и развивает в нас гордыню, и мы вступаем на путь любоначалия, желая начальствовать в этом мире земном. То, чем соблазнял Христа Спасителя лукавый, когда возвел его на гору Искушений и предложил власть в этом земном мире, начальствование. Но Господь отверг. Так вот и мы, когда у нас появляются эти мысли – превосходства перед кем-то, – мы должны говорить: отойди от меня, сатана, ты мне – только соблазн, грех и порок.
Преподобный Ефрем Сирин вместо этих порочных настроений призывает нас задуматься, чтобы в нашем сердце появился дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Целомудрие – это очень важная добродетель, сохранение целостности природы человека, целостности каждого из нас. А целостность лишь тогда сохраняется, когда она пребывает в Боге, в союзе с Богом. Наша природа – это Божие творение, и ничего лукавого не было бы в ней, если бы наши прародители, по своей воле, не вкусили плод греха. Если бы наши прародители исполняли волю Божию, а не волю лукавого. И вот исполнение воли лукавого и нарушает целостность нашей природы, божественной природы в нас. И она начинает раздваиваться, в нашем сердце начинает гнездиться лукавый, и, конечно же, он находит зацепочку в том или ином грехе, которым поражает и разрушает целостность нашей природы.
Важно, чтобы мы были смиренномудры, т.е. сохраняли смирение, к чему и призывает нас Христос Спаситель. Он сказал: научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Но это должно быть не на словах, а в деле. Мы всегда должны сознавать свою немощь пред Богом, внутренним взором видя свои немощи, и, преклоняя в молитве и покаянии голову пред Богом, просить прощения.
Конечно, мы в жизни испытываем много искушений, соблазнов, страданий, и мы должны проявить терпение. В терпении и будет выражаться наша любовь, любовь к Богу. Принимая смиренно волю Божию, принимая смиренно промысл нашей судьбы. И, конечно же, в терпении мы будем укреплять веру в своем сердце, укреплять мир среди своих близких. И в терпении мы будем также исполнять призыв Христа Спасителя, Который сказал: терпением вашим спасайте души ваши.
И, конечно, во всем этом, во всех добродетелях нам будет помогать укрепляться то, если будем мы видеть свои прегрешения, если не будем мы осуждать брата своего. В этом будет для нас милость, в этом будет мир у нас с ближними и мир с Богом. Вот к этому призывает нас Церковь, дорогие братья и сестры.
Постараемся в дни Великого поста стать на путь воздержания в пище, ограничив себя от пищи, которая будоражит наши чувства и нередко приводит нас ко греху. Дадим покой нашему телу и дадим торжество нашему духу, нашей душе, как дыханию Божиему. Поможем ей воспрянуть в молитве, в покаянии, и, достигнув чистоты души, чистоты жизни, мы поистине узрим Бога, ибо чистии сердцем узрят Бога. И поистине мы приуготовим себя к великому торжеству – Пасхе Христовой. Тогда будет истинная, подлинная радость на сердце. В сердце у нас будет Воскресение, и мы воспрянем от многих немощей земных, воспрянет и душа наша, и тело.
Вставая на путь подвига, мы должны всегда стремиться к примирению с Богом и с людьми. И в этот день, дорогие братья и сестры, я как немощный человек, поставленный архипастырем, имею те же недостатки, как и вы, также имею и немощи физические и душевные, и порой не хватает сил должным образом исполнять необходимое. И поэтому прошу у вас прощения, простите меня Христа ради.
Боже Милостивый, Всещедрый да простит и помилует всех нас. Благословение Господне на вас, яко благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
29 февраля 2012 года, среда первой седмицы Великого поста
|