30 мая 2025 г. Работа «Развитие чувства патриотизма у кадет 12-13 лет в условиях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Святые воины» стала обладателем Гран-при II (межрегионального) этапа XX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Уральскому федеральному округу. Номинация: «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
Автор: Ольга Олеговна Смолина, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище».
Безусловна актуальность представленной конкурсной работы в условиях организации образовательного процесса в кадетском училище.
Любовь к Родине, служение Отечеству, защита своей страны актуальны во все времена. Патриотизм в русской культуре неразрывно связан с традициями православия.
На основе изученного материала, наблюдений и диагностики уровня знаний кадет о взаимосвязи православия и военного дела, уровня развития патриотических чувств была разработана программа «Святые воины» для 6 класса. Программа рассчитана на 1 год обучения, 128 часов. Практически каждый из разделов программы связан с именем святого воина. В течение изучения военных и духовных подвигов каждого из святых воинов обучающиеся занимаются поиском информации в разных источниках (художественные, анимационные и документальные фильмы; экскурсии; художественная, научная, публицистическая литература и т. д.), анализом и систематизацией информации, которая становится основой для создания проекта – настольной игры-викторины для повторения информации о святых воинах и коллективного творческого дела – разработки и проведения занятия для кадет-сверстников или курсантов ТВВИКУ, которое является способом передачи информации о взаимосвязи православия и военного дела.
В процессе реализации программы кадетами объединения «Святые воины» были проведены открытые занятия о святом великомученике Димитрии Солунском, святом благоверном князе Александре Невском, святом благоверном князе Данииле Московском, святом благоверном князе Димитрии Донском, святом праведном воине Феодоре Ушакове. Сценарии открытых занятий послужили основой для создания сборника, который был рассмотрен на заседании предметно-методической кафедры «Русский язык и литература» Тюменского ТПКУ.
Активное участие в проведении занятий по благословлению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия принимал священник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени, иеромонах Сергий (Завгородний), а также воспитатели Тюменского президентского кадетского училища - офицеры запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.
При проведении промежуточной и итоговой диагностик обучающиеся показали повышение уровня развития духовно-нравственных качеств (патриотизм, готовность защищать Родину) и уровня знаний о православии и военном деле.
Существенным результатом работы можно считать представленное тематическое планирование курса, соответствующее современным нормативным требованиям. Кроме того, конкурсная работа включает богатый методический материал (сборник сценариев открытых занятий, игры-викторины, календарь памятных дат «Святые воины», разработанные участниками объединения кадет «Святые воины»). Примечательно, что Сборник сценариев открытых занятий – это своего рода описание деятельности кадет в рамках конкретного занятия, построенного по технологии «Коллективное творческое дело», в котором педагог выступает в роли помощника кадет. Данные материалы характеризуют в первую очередь вовлеченность и включенность кадет в самостоятельную познавательную и творческую деятельность в логике освоения программы, что является показателем ее практической значимости для развития духовности и патриотизма кадет.
Так, содержание программы наполнено духовно-нравственным и патриотическим аспектом, имеет практический, личностно-ориентированный характер. По форме организации, образовательная технология воплощена в системе конкретных занятий, направленных на совместную работу обучающихся и педагогического работника с современным социумом: совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание думающего, грамотного, нравственно-подкованного гражданина своей Родины – патриота, проявление созидательного отношения к окружающему.
Экспертами Конкурса рекомендовано использование программы учителями, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, классными руководителями в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования.
см. здесь
    Шутова Светлана Владиславовна,
заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации
Тобольско-Тюменской епархии
|