27 февраля 2009 г. Уважаемые участники конференции! Сегодня мы собрались для обсуждения наиболее актуальных проблем духовного развития России. Двадцать лет назад, в год 1000-летия Крещения Руси наметился перелом в отношениях государства и Церкви, благодаря которому Россия постепенно вернулась к тем духовным истокам, с которых началось ее формирование в рамках восточно-христианской цивилизации. Говоря о духовном пути России за последние двадцать лет нельзя не заметить тех масштабных перемен, которые произошли в нашей стране. Были открыты тысячи храмов и Воскресных школ, сотни монастырей, возрождена система православного образования. Для многих граждан нашей страны православие вновь стало тем духовным стержнем, который определяет основные стороны человеческой жизни, придает ей непреходящую ценность и смысл. Однако переход к демократическому обществу принес не только положительные изменения. Современная Россия стоит перед лицом проблем, решение которых не может быть достигнуто исключительно материальными средствами. Церковь постоянно напоминает о том, что причины большинства кризисных ситуаций в нашем Отечестве нужно искать в области духовного состояния его жителей. Критерий духовности должен рассматриваться как ключ ко многим неразрешенным вопросам общества.
Первое, на что необходимо обратить внимание, это истоки общественной идеологии. В начавшееся третье тысячелетие человечество вошло с обретением новой надежды, с возрождением идей гуманизма, которые позволяют рассматривать исторический процесс, как поле реализации сил человека в духовно и социально изменяющемся мире. Но нужно помнить, что гуманизм, в его атеистической интерпретации, привел к страшным последствиям в европейском обществе. XX век вместо века просвещения стал самым жестоким столетием, унесшим миллионы жизней, принесенные в жертву в угоду тоталитарным режимам. Русские религиозные философы и писатели еще в XIX веке изобличали ложь атеистического гуманизма, указывая, что идея величия человека без Бога неизбежно приводит к открытому демонизму, и, как результат, к социальным катастрофам. В эпоху возрождения идей гуманизма нужно заново взглянуть на произведения Ф. Достоевского и Вл. Соловьева, суметь услышать их предупреждение.
Вне контекста духовности не может быть решен и вопрос о соотношении понятий «Церковь» и «Государство». В бездуховном понимании, это два равноправных института власти, отношения которых могут пониматься только в категориях взаимоподчинения. Недаром, советская историография представляла историю Церкви, как бесконечную борьбу за власть. Но если помнить о божественной природе Церкви, всякое противоречие снимается. Государство – необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Церковь заботится о духовном состоянии граждан и напоминает государству о необходимости использовать его силу для ограничения зла и поддержки добра. Сферы деятельности Церкви и государства нередко совпадают, но их разноприродность не позволяет говорить о конкуренции во взаимоотношениях. Примером такого взаимодействия является подход к решению насущных проблем общества.
Одной из таких проблем является демографическая. Статистика говорит о ежегодном сокращении численности населения России на сотни тысяч человек. И несмотря на то, что государство в последние годы стремится изменить сложившуюся ситуацию посредством материальной стимуляции рождаемости, население нашей страны продолжает сокращаться год от года. Никакие льготы и пособия не помогут нормализовать ситуацию, пока матери продолжают свободно убивать своих неродившихся детей. Без духовного оздоровления морали, без восстановления традиционного понятия семьи, невозможно что-либо изменить. Государство стало понимать это. Прошедший 2008 год был объявлен Президентом годом семьи, но сегодня для решения демографической проблемы нам нужен не год, а век семьи. Без укрепления традиционных семейный ценностей невозможно говорить о здоровом обществе.
Здоровье нации зависит от целого комплекса факторов. Государство призвано заботиться о физическом здоровье нации, поддерживая физкультуру и спорт, повышая качество медицинской помощи. Однако сегодня качественная медицинская помощь становится доступной лишь немногим, и это не может не вызывать беспокойства. Церковь рассматривает призвание врача как служение Богу и ближним, и вот оказывается, что человек в XXI «гуманистическом веке» не может получить этой необходимой помощи, поскольку она находится в серьезной зависимости от наличия у него материальных средств. В еще большей опасности находится духовно-нравственное здоровье нации. Замечательный православный мыслитель Эдуард Володихин отмечает, что «Жизнь преподносит горькие уроки тотального обмана и подтасовок в сфере духовности, нравственности и культуры, которые в своем единстве являются целенаправленной работой по уничтожению национальной идентичности русского народа, лишению его исторической памяти, размыванию границ между добром и злом, преднамеренному превращению православной нации в народонаселение с политеистической, т.е. атеистической и потенциально сатанинской идеологией».
В первую очередь, такое положение опасно для современной молодежи, которая буквально впитывает в себя все «модные» тенденции. Большое влияние на формирование морального облика молодежи оказывают СМИ. Немецкий социолог Ульрих Бек справедливо отметил, что СМИ могут быть, как носителем культуры, так и средством манипуляции. Молодежь является самой мобильной, подвижной и энергичной частью нашего общества. Именно ей предстоит стать основой для дальнейшего развития России. К сожалению, на нашу молодежь приходится и основной удар идеологии потребительства, в чем не последнюю роль играют средства массовой информации и реклама. Церковь видит серьезность этой проблемы, поэтому духовно-нравственное воспитание и просвещение молодежи, основанное на наших исконно православных традиционных ценностях, является приоритетным направлением ее деятельности. Отрадно, что государство, объявив 2009 год годом молодежи, декларирует свою небезучастность к проблемам подрастающего поколения. И в этом отношении у государства и Церкви обширное поле совместной деятельности.
Если влияние безнравственных телепередач может быть пресечено внимательными родителями, то бороться с недостатками современной системы образования способны немногие. В преамбуле к закону об образовании говорится, что образование есть процесс воспитания и обучения. Замечательные русские педагоги Константин Дмитриевич Ушинский, Сергей Александрович Рачинский, Николай Иванович Ильминский настаивали на том, что воспитание должно вестись в нескольких направлениях: в физическом, умственном, эстетическом, духовно-нравственном и религиозном; причем, главенствующую роль они отводили именно духовно-нравственной стороне. Нужно с сожалением констатировать, что современная школа не имеет традиционной духовной основы, способной дать полноценное воспитание. Поэтому Церковь отстаивает свою позицию, выражающуюся в необходимости введения образовательной области – «Духовно-нравственная культура». Отрадно, что сегодня эту необходимость стало осознавать и министерство образования и науки. Однако на этом пути Церкви и государству предстоит преодолеть еще множество проблем и непонимания.
Важным вопросом, требующим отдельного рассмотрения, является вопрос о соотношении нравственности и права. В современном обществе права человека рассматриваются исключительно в юридических категориях, в то время, как христианская мораль подразумевает приоритет обязанности перед правом. Человек, в первую очередь, призван к служению ближним.
Важным вопросом является соотнесение хозяйствования с духовными основами. В условиях рыночной экономики богатство провозглашается самоцелью человеческой жизни. Стремление к этой цели становится самой распространенной причиной нарушения закона, как юридического, так и нравственного. Ложность этого пути очевидна. Православная общественность выразила свое мнение по этому поводу в важном документе «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования, принятом Всемирным Русским Народным Собором в феврале 2004. «Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию, достойной жизни человека и народа» – гласит один из первых пунктов документа. «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества«– считают составители документа.
Наконец, отдельного обсуждения требует вопрос о религиозной жизни в современной России. Россия XXI века – страна поликонфессиональная. В Министерстве Юстиции зарегистрированы 68 независимых друг от друга конфессий. В нашей стране все религиозные конфессии равны перед законом. Однако равенство перед законом не означает действительного равенства конфессий, поскольку традиционные конфессии России, в особенности Православие, внесли значительный вклад в формирование российской культуры, духовности, государственности, менталитета народа, и этот вклад никак не может быть уравнен с вкладом так называемых «новых религиозных движений». Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы государство, ориентируясь на нормы европейского законодательства в сфере религии, осуществляло совместно с традиционными конфессиями России партнерство в таких сферах, как образование и воспитание детей и молодежи, социальных проектах, сохранении исторического и культурного наследия России.
Все обозначенные темы заслуживают детального рассмотрения. В завершении хотел призвать всех участников конференции к конструктивной работе по заданным направлениям.
АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ, РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
©По материалам «Сибирской православной газеты» |