Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Заявление пресс-службы Тобольской митрополии по поводу установки в селе Покровском Ярковского района на родине Григория Распутина так называемого «часовенного столпа»

23 декабря 2016 г.

Сто лет назад в ночь на 17 (30 по новому стилю) декабря 1916 года в Петрограде был убит Григорий Ефимович Распутин. Любая смерть человека, а тем более жестокое несправедливое убийство без законного суда и следствия – есть трагедия. Православный крещеный человек, ушедший в мир иной, достоин сострадания и молитвы о упокоении его души. Грешный человек или нет, искупил ли он свои грехи покаянием и страдальческой кончиной – знает один только Бог. Если человек не совершал явного богохульства, то мы можем с надеждой на милосердие Божие молиться о упокоении его души.

Однако между заупокойной молитвой о человеке и причислением его к лику святых – огромная пропасть. Причисление к лику святых, называемое по другому канонизация (от слова «канон», «мерило», «правило») – есть объявление человека достойным всяческого подражания, примером для верующих. Церковь, подтверждая свою веру решениями соборов, заявляет о том, что человек этот своим житием угодил Богу и находится среди святых. Это должно быть общим, соборным решением. Не должно выдавать желаемое за действительное.

Установка в Покровском не простого мемориального знака, а сооружения в виде часовни (видимо имени Григория Распутина?), использование его изображения на иконах как святого, а тем более приезд на территорию Тобольско-Тюменской епархии без приглашения и самочинное «освящение» вышеуказанного «часовенного столпа» монахами и священнослужителями из других епархий является по церковным правилам преступлением, каноническим преступлением. А раз так, то и само действие это с духовной точки зрения считается ничтожным. Если же лица, совершавшие это «освящение» осознанно шли на нарушение всех церковных правил, считая свою точку зрения непогрешимой, то это уже не просто ничтожное, но и греховное дело.

Для знакомства с историей вопроса и пониманием позиции Церкви в отношении к личности Григория Распутина приводим Приложение к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года.

 

К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина

«Переосмысление прошлого – процесс естественный и плодотворный, но вместе с тем сложный и неоднозначный. Дискуссии и исследования конца XX в. об историческом прошлом России не только позволили преодолеть стереотипы коммунистической идеологии и существенно обогатили наши знания, но и вызвали глубокий кризис исторического и национального самосознания русского общества. Многие, в том числе и воцерковленные представители современного российского общества, внутренне готовы и весьма отзывчивы к самым фантастическим открытиям и сенсациям и в то же время не доверяют никакой научной аргументации, привыкнув и к фальсификациям, и к их разоблачениям. Многочисленные издательства и различные общественные силы активно пользуются этим в своих коммерческих и политических целях.

Одним из болезненных проявлений современного кризиса исторического самосознания в церковно-общественной жизни является кампания по «реабилитации» и «прославлению» царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина, которая началась в 1990-е годы на страницах научно-популярных книг и была подхвачена рядом СМИ. Споры о деятельности Ивана Грозного идут уже четыре столетия. Но лишь в наши дни нашлись поклонники не только политических приемов, но и нравственного облика Ивана Васильевича. О Григории Распутине же даже его ближайшее окружение не отзывалось так односторонне восторженно, как его нынешние почитатели.

Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г. Распутина – вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства. Не случайно, видимо, символами этой кампании стали миряне, известные не своими духовными подвигами, а своею политическою активностью, причем находившиеся, по меньшей мере, в сложных отношениях с представителями церковной иерархии. В лице первого царя и «друга» последнего самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе – морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью.

Инициаторы канонизации Ивана Грозного и Г. Распутина не могут не сознавать, что сама идея о возможности такого прославления способна вызвать смущение среди православных верующих. Но цель этой кампании именно в том и состоит, чтобы вызвать борьбу, в борьбе найти сторонников и тем самым обеспечить себе известное положение и влияние в обществе.

<…>Недостойное поведение Г. Распутина отмечается и в дневниках, и воспоминаниях представителей церковной иерархии. Однако их отношение к Распутину существенно отличается от оценок государственных деятелей, которых интересовали в основном политические последствия «распутинщины»: дискредитация царя, раскол в императорской фамилии и правительственных сферах, широкие возможности для влияния различных проходимцев и проч. Для служителей Церкви Г. Распутин прежде всего – трагическая фигура, падший богоискатель, в котором «боролись два начала и низшее возобладало над высшим». Наиболее четко этот взгляд изложен в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Вениамина (Федченкова); нашел он отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого). Такое отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Гермоген Тобольский (Долганев), преподобномученица вел. кн. Елизавета Федоровна, мученик Михаил Новоселов, епископ Феофан (Быстров)».

Полную версию текста Приложения к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года вы можете найти перейдя по этой ссылке.

Пресс-служба Тобольской митрополии


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



15 декабря 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

13 декабря 2025 г.
ТЮМЕНСКИЕ ПЕДАГОГИ СТАЛИ ПРИЗЕРАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

10 декабря 2025 г.
Престольный праздник Тюменского кафедрального собора

7 декабря 2025 г.
Престольный праздник в уютном храме

5 декабря 2025 г.
Встреча профессора Василия Алексеевича Быковского со студентами Тобольской духовной семинарии

5 декабря 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЕЛ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ КОНКУРСУ «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

5 декабря 2025 г.
Богослужения в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

1 декабря 2025 г.
АУДИО. Кем был апостол Павел

27 ноября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК

24 ноября 2025 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение памятника святителю Луке Крымскому в Тюмени

24 ноября 2025 г.
Архиерейское богослужение в Благовещенском соборе

21 ноября 2025 г.
В п. Московский был показан фильм «Мамино письмо»

21 ноября 2025 г.
20-я предрождественская Сибирская Православная выставка-ярмарка «Духовные традиции и богатство России»

21 ноября 2025 г.
Престольный праздник в Архангельском храме г. Тюмени

20 ноября 2025 г.
В Тобольске совершен молебен по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла

19 ноября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

17 ноября 2025 г.
Воскресное богослужение. Неделя 23-я по Пятидесятнице

14 ноября 2025 г.
АУДИО. Братство православных следопытов: христианская романтика как стиль жизни и организационно-воспитательная форма работы с детьми и подростками

14 ноября 2025 г.
Руководители Братства православных следопытов провели семинар в Тюмени

13 ноября 2025 г.
В Тюмени прошли Карбышевские чтения

12 ноября 2025 г.
Приглашение к участию в епархиальном конкурсе литературных эссе «Лики святости»

11 ноября 2025 г.
Неделя 22-я по Пятидесятнице

10 ноября 2025 г.
Престольный праздник в одиноко стоящем Храме

8 ноября 2025 г.
В Тюмени отметили День Сибири

8 ноября 2025 г.
АУДИО. Разбираем послание ап. Павла к Колоссянам 1-2 главы

5 ноября 2025 г.
АУДИО. Читаем журнал «Православный просветитель»

4 ноября 2025 г.
Патриаршее поздравление митрополиту Тобольскому Димитрию с 35-летием архиерейской хиротонии

4 ноября 2025 г.
35 лет на Тобольской кафедре

5 ноября 2025 г.
Завершился XXIX конкурс-фестиваль “Духовная песнь Православной Сибири”

5 ноября 2025 г.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в Тобольске

3 ноября 2025 г.
АУДИО. Православные следопыты Тюмени и Сургута.

3 ноября 2025 г.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

3 ноября 2025 г.
В Тобольске начался XXIX фестиваль-конкурс хоровых коллективов “Духовная песнь Православной Сибири”

2 ноября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ» НА ТЕМУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

31 октября 2025 г.
Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии

30 октября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

29 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей святителя Иоанна Тобольского

28 октября 2025 г.
Митрополит Димитрий встретился с учащимися 1 курса регентской и иконописной школ

27 октября 2025 г.
30-летний юбилей Тобольской православной гимназии

27 октября 2025 г.
Память святых отцов VII Вселенского Собора

27 октября 2025 г.
В Тюмени прошел семинар “Казак без веры – не казак”

27 октября 2025 г.
Студенты семинарии посетили мультимедийный парк «Россия - Моя история»

27 октября 2025 г.
«Пятое время года» Корнильцева-Быстринского Е. В. на Филофеевских образовательных чтениях

24 октября 2025 г.
2025.10.24 События Тобольской митрополии

24 октября 2025 г.
Пресс-конференция лауреатов и победителей в номинациях II межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя – 2025»

24 октября 2025 г.
О проведении XXIV образовательных чтений Тобольской митрополии и Всероссийской научно-практической конференции на тему: «ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

22 октября 2025 г.
О РАБОТЕ СЕКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) ТТЕ НА ФИЛОФЕЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ

22 октября 2025 г.
День памяти обретения мощей Апостола Сибири

22 октября 2025 г.
Священник посетил Тюменский кардиоцентр

21 октября 2025 г.
Новый выпуск журнала «Православный просветитель»







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


дравый смысл

Маловерный никогда не пробудит веры в другом. Никогда не заслужит доверия надменный невежда. Люди восстают против богатства, когда оно в руках скупца; презирают власть, если она принадлежит бесчестным; больной не поверит больному врачу.
Есть у людей здравый смысл и верное суждение. Усталый путник сердится на трактирщика, который не может предложить ему ужин и постель, спрашивая его: зачем же ты назвался трактирщиком?
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.