29 декабря 2016 г. Личность Григория Распутина, убитого в ночь на 17 (30 по н.ст.) декабря 1916 года, безусловно, очень противоречива как для его современников, так и для нас сегодня. Одно известно точно, что он был крещеным православным человеком, молившимся Богу, помогавшим храму на своей малой родине в селе Покровском. Таких людей по всей Руси было много. В одной только Тобольской губернии нам известен ряд подобных имен. Это Петр Павлович Ершов (автора «Конька-Горбунка»), радевший о строительстве храма в селе Безруково (позднее Ершово) – жизнь его, кстати, была полна бед и скорбей. Это и предприниматель, почетный гражданин и глава города Тюмени Андрей Иванович Текутьев, строивший не только школы, библиотеки, театры и больницы, но и храмы в Тюмени и окрестностях. Это и Николай Мартемьянович Чукмалдин – купец, писатель и меценат, построивший школу и храм в селе Кулаково. Наверняка, дальнейшее изучение истории будет открывать еще много подобных имен. Этих людей вспоминают в храмах, к возведению которых они были причастны, молятся об упокоении их душ. Да и в личной, и в общественной жизни они были людьми весьма достойными.
А как чтут у нас Ермака Тимофеевича, присоединившего Сибирь к государству Российскому! Согласно летописям, некоторые татары почитали место его погребения и доспехи, относясь к нему чуть ли не как к святому. А как же император Александр II? Болгарию освободил, крепостное право отменил, погиб страдальчески от рук террористов. Но вот почему-то острой дискуссии относительно их канонизации ни в Церкви, ни в обществе не возникает. Почему?
Быть может потому, что причислять к лику святых можно только тех, кто действительно праведен и свят без всяких оговорок? Можно ли ставить человека примером для подражания, когда он подозревается в различных тяжких грехах и по этому поводу были составлены документы его современниками? Да, Распутин был жестоко и несправедливо убит: он достоин сострадания, быть может, такой смертью он искупил свои грехи.
Некоторые люди почитали Распутина как в начале XX века, так и сейчас, говоря, что все обвинения в безнравственности сфабрикованы. Но почему мы должны этому верить? Вот и русская народная поговорка гласит: «Нет дыма без огня». Но даже если пороки отложить в сторону – добродетели Григория Распутина, которые бы претендовали на святость, не вполне очевидны. В чем могла бы состоять его святость? Исцеление цесаревича? Но наши современники тоже иногда ходят к «бабкам» и «целителям», иногда им это «помогает». А Церковь говорит, что нельзя так делать, что не от Бога это, что в будущем лукавый возьмет плату за подобное «исцеление». Мы не можем знать точно природу каждого отдельного случая целительства, но при отсутствии бесспорной святости человека есть подозрение, что не от Господа исцеления совершаются. Не очень приятно проводить такие аналогии, но как было обойти этот аргумент почитателей Распутина?
Помолиться о прощении грехов, об упокоении раба Божия Григория и можно, и должно. Но вот петь величание или акафист как святому? Не дерзость ли это пред Богом? Принесет ли это пользу для самой души человека, отошедшего в мир иной, нуждается ли она в этом?
Хотелось бы вспомнить, как составлялся канон книг Нового Завета: ведь и тогда были различные вымышленные апокрифы, были и прямо подложные сочинения, подписанные именами апостолов. Как решила Церковь в IV веке, какие книги принадлежат апостолам, а какие нет? Очень просто: те рукописи, которые принимали все или практически все общины как труды апостолов Господа нашего Иисуса Христа, вошли в канон, если можно употребить такое выражение – были «канонизированы». Остальные – нет.
Мы верим в «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» – что единодушно или большинством принимается и утверждается на соборах, то и есть истина. Остальное остается в истории как апокриф.
Упокой, Господи, душу раба Твоего Григория Ефимовича, прости ему согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное и жизнь вечную!
Протоиерей Григорий МАНСУРОВ, председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии
|