Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  



  • Программа мероприятий Тобольской митрополии, посвященных 100-летней годовщине событий 1917-1918 годов
  • ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ на 2017 год
  • Доклад Митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия на совете Ректоров Вузов Тюменской области, 22 мая 2017 г.
  • Заступниче наш скорый
  • Апостол Любви
  • Женам-мироносицам
  • Равная Апостолам
  • Евангельский перст. Надежда Георгица
  • Любимый праздник нашей семьи
  • Пасхальный звон колоколов
  • Пасха Святая
  • Преподобная Женевьева Парижская
  • Иконописная школа при Тобольской духовной семинарии, древлехранилище Тобольско-Тюменской епархии, церковное искусство, росписи и реставрация сохранившихся храмов Тюменской области
  • 1 (14) марта – День православной книги



  • ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

       


    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика

    Об иконопочитании. Почему мы обращаемся к иконе, когда молимся? Эфир передачи «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 10 марта 2017 г.

    06 апреля 2017 г.

    В студии – ведущий протоиерей Григорий Мансуров и заведующий Тобольской иконописной школой священник Виталий Ведерников.

    Отец Григорий: Давайте поговорим об иконопочитании. Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка? Почему мы обращаемся к иконам, когда молимся?

    Отец Виталий: Как каждый человек, православные люди имеют необходимость в представлении Того, к Кому обращаются. Если мы говорим о Боге, то, конечно, исторически сложилось так, что человек-христианин представляет определенный образ. Собственно, это и есть перевод: икона – образ. Иконопочитание на нашу российскую землю пришло с византийских времен благодаря греческим иконописным направлениям, с уже сложившейся иконографией. Поэтому в России было проще принимать ту икону, которая нам была передана по наследству. Так случилось, что у нас сложился свой иконописный и иконографический язык. Сегодня его называют русским. В нашей иконописной школе мы преподаем то иконописание, которое сформировалось во времена средневековья. Во времена Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дионисия. Именно тогда иконографический, повествовательный, смысловой, символический язык набрал свою максимальную форму, приближенную к тому пониманию, которое соответствовало христианскому канону в целом. Мы видим несколько схематизированный, символический язык иконописи, для того чтобы молящийся предстоял перед первообразом, но не увлекался какими-то историческими или композиционными нюансами. Поэтому выработан тот язык, который не отвлекает, но располагает к молитве. Это язык символов и схем. Поэтому, если мы посмотрим на каноническую икону, то для кого-то она окажется проста. Кому-то она напоминает детский язык, потому что ребенок склонен изображать что-нибудь, что он видит, на плоскости, применяя обратную перспективу. Здесь мы можем увидеть сразу затылок, и разворот, и движение – и все в одной плоскости. Этого языка отчасти придерживается и иконописец, потому что он только приоткрывает дверь, но не говорит, что именно так должен выглядит духовный мир, символически изображенный на иконе.

    О.Г.: Люди создают фильмы, в котором актеру нужно сыграть, допустим, роль Иисуса Христа. После просмотра такой картины у человека при мысли о Господе могут невольно возникать ассоциации с тем образом, который создал в фильме актер. Может нечто подобное быть и в живописи: зритель посмотрит на картину – и будет воспринимать Христа таким, каким Его изобразил художник.

    У иконописца же есть канон, что Христос изображается с бородой, с длинными волосами – но этим и ограничивается портретное сходство иконы с Оригиналом. Кстати, именно поэтому священники традиционно не стригутся, желая следовать образу Господа. Правильно ли я понимаю, что православная иконопись как раз такова, что изображаются Господь, Богородица и святые таким образом, чтобы у человека не было какого-то реалистичного их восприятия – специально для того, чтобы образ святых был как бы личным образом молящегося, чтобы он сам его «додумывал».

    О.В.: Здесь мы с вами задеваем, наверное, самую сложную тему. Как нам повествовать о тех святых, о Господе и Божией Матери, которые жили в определенном историческом промежутке. Что касается актера, играющего любую роль, кроме Христа, здесь все просто. Историки-искусствоведы, костюмеры наряжают актеров в ту одежду, которая, возможно, носилась в тот период. Что касается иконописи, то здесь есть один очень важный аспект. Наш Господь Иисус Христос имеет две природы: божественную и человеческую. Есть описательные характеристики, которые дают нам понимание, как Он выглядел: цвет волос, цвет глас, форма бороды и т.д. Мы можем понять, как Он относился к тем, кто рядом с Ним жил и внимал Его речам. Характер, Его любовь мы можем представить, но сказать, что именно так и было, мы не можем. Поэтому основной язык святых отцов был расположен к тому, чтобы не обманывать молящегося, а только чуть-чуть направлять. Поэтому Христа мы изображаем символически. Борода короткая, одежда – хитон и гиматий. Но заложить характерные особенности в мимике, во взгляде, в характере мы не можем. Это будет ложь, которая точно не приемлема для христианского образа. Если художники – Нестеров, Васнецов – дерзали повествовать о Христе в категориях сюжетной линии, то делали они это все же не говоря о том, что именно так оно все и было. Это может быть творческий поиск образа, который не являлся иконой, а явился повествованием о жизни Христа на земле. Есть икона, а есть картина. Икона приоткрывает нам окно в мир духовный, картина повествует. Картина может быть предметом интерьера, а у иконы есть свой функционал, она помогает в молитве взойти через образ к первообразу.

    О.Г.: Процитирую известного художника Павла Флоренского, который жил в начале ХХ века и пострадал за Христа. Он сравнивал икону с окном. Есть стена между миром земным, вещественным и миром духовным. Эта стена непреодолима, но если в стене есть окно, то мы можем смотреть за тем, что происходит и кто находится за окном. Выглянул, а за окном Богородица. И молимся мы не окну. Ты смотришь сквозь это окно.

    О.В.: С нами останется воображение. И каждого это воображение будет увлекать индивидуально. Получатся, что здесь будет разобщенность касательно образа того, кому мы молимся. Поэтому и выработан иконографический язык, который нас объединяет перед конкретным изводом иконы.

    О.Г.: Но мы же можем молиться и без иконы…

    О.В.: Однозначно. Можем молиться и без иконы, и даже не в храме. Каждую секунду мы можем молиться в любом месте. И мы должны это делать.

    *Радио «Вера» вещает на частоте 92,4 в Тюмени, а также в других населенных пунктах Тюменской области на иных частотах. Передача «Светлый час» выходит в эфир каждую пятницу с 18 до 19 часов. В это время вы можете позвонить и задать вопрос или принять участие в обсуждении темы по телефону 8 (3452) 796-904. Повтор передачи в это же время по понедельникам.

    Открыть файл радиоэфира Вы можете ЗДЕСЬ в Яндекс.Диске

    Пресс-служба Тобольской митрополии


    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2017 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Евгений Худышкин, Наталья Липаева
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    26 июня 2017 г.
    20-летие возрождения Тюменского духовного училища

    25 июня 2017 г.
    ВИДЕО. В Тобольской митрополии прошел традиционный крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери

    23 июня 2017 г.
    Актовый день в Тобольских духовных школах

    22 июня 2017 г.
    Приглашаем на историко-краеведческие экспедиции в Зубарево!

    22 июня 2017 г.
    Святительские дни в Тобольске

    20 июня 2017 г.
    Приветствие митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской духовной семинарии учащимся по случаю окончания 2016-2017 учебного года

    20 июня 2017 г.
    АУДИО. Песни военных лет

    20 июня 2017 г.
    КРЕСТНЫЙ ХОД С АБАЛАКСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    20 июня 2017 г.
    АУДИО. Духовное образование в Тобольске

    20 июня 2017 г.
    АУДИО. Тюменский родительский комитет: сотрудничество с Православной Церковью в деле защиты семейных ценностей

    20 июня 2017 г.
    АУДИО. О почитании великомученика Георгия Победоносца в России и в других странах мира

    19 июня 2017 г.
    Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение памятных досок на Сретенском соборе г.Ялуторовска

    17 июня 2017 г.
    Новый выпуск СИБИРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЫ

    17 июня 2017 г.
    В селе Созоново освятили кресты и купола храма

    15 июня 2017 г.
    В Тобольской духовной семинарии состоялась защита магистерских работ

    14 июня 2017 г.
    Троица на приходе святителя Николая г.Тюмени

    12 июня 2017 г.
    Радость престольного праздника

    09 июня 2017 г.
    В добрый путь, «Славянский ход – 2017»

    09 июня 2017 г.
    В Тюмени прошла встреча руководителей церковных хоров и преподавателей Тюменского государственного института культуры

    09 июня 2017 г.
    Праздник Святой Троицы в «Отделении Милосердия»

    09 июня 2017 г.
    Духовная радость в Иртышском

    07 июня 2017 г.
    ВИДЕО. В Тюмени прошла акция против абортов

    07 июня 2017 г.
    Благодарим за подарок!

    07 июня 2017 г.
    ПУСТЬ НА СВЕТЕ РОЖДАЮТСЯ ДЕТИ!

    07 июня 2017 г.
    Акция в защиту жизни «Спасти ангела»

    07 июня 2017 г.
    ВИДЕО. Форум «Православие и средства массовой информации» прошел в Тобольской митрополии

    6 июня 2017 г.
    АУДИО. Об Ильинском храма с. Богандинское

    6 июня 2017 г.
    АУДИО. Об истории и современной жизни прихода Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

    6 июня 2017 г.
    АУДИО. О болезни «муковисцидоз», о трансплантации легких и о том, чем мы можем помочь больным людям

    6 июня 2017 г.
    ВИДЕО. День Святой Троицы в Тюмени 4 июня 2017 года

    05 июня 2017 г.
    День Святого Духа в Тобольске

    05 июня 2017 г.
    Закрытие учебного сезона в Воскресной школе храма Успения Пресвятой Богородицы с.Успенка

    05 июня 2017 г.
    День Святой Троицы в Тобольске

    05 июня 2017 г.
    День Святой Троицы в г. Тюмени

    02 июня 2017 г.
    Программа проведения Крестного хода в день Святой Троицы в г. Тюмени 4 июня 2017 года

    02 июня 2017 г.
    В Тобольской духовной семинарии состоялся итоговый междисциплинарный экзамен

    2 июня 2017 г.
    ВИДЕО. «Веры православной торжество», фильм 1999 г. о Крестном ходе с Абалакской иконой Божией Матери

    2 июня 2017 г.
    ВИДЕО. «Бюро памяти», диплом I ст. фестиваля «Православие и СМИ» 2017 г.

    01 июня 2017 г.
    Праздник Белого Цветка

    31 мая 2017 г.
    Новый выпуск журнала Православный просветитель ждёт своих читателей

    31 мая 2017 г.
    ВИДЕО. Специалисты из нескольких стран собрались в Тюмени на днях празднования славянской письменности

    31 мая 2017 г.
    Радость размышления

    30 мая 2017 г.
    День славянской письменности и культуры в храме преподобного Серафима Саровского г.Тюмени

    30 мая 2017 г.
    В Тобольске подвели итоги XVII фестиваля «Православие и СМИ»

    30 мая 2017 г.
    Депутаты Тюменской областной Думы побывали в Тобольске на фестивале «Православие и СМИ»

    30 мая 2017 г.
    Тюменских журналистов и священнослужителей объединил творческий конкурс

    30 мая 2017 г.
    В Тобольске прошел фестиваль «Православие и СМИ»

    30 мая 2017 г.
    ВИДЕО. «Православие и СМИ»: уроки столетия

    30 мая 2017 г.
    ВИДЕО. Фестиваль «Православие и СМИ» состоялся в Тобольске

    30 мая 2017 г.
    В 17-й раз Тобольск встречает участников межрегионального фестиваля «Православие и СМИ»







    Поиск в православном
    интернете:
    ИСКОМОЕ.ru


    Для быстрого перехода


    ве морали

    Мораль долга - мораль слуги и раба. Мораль любви - мораль человека. Слово "долг" оскорбительно для любви. Любовь не должна ничего. Любовь отдает все. Незнание долга - вот единственное незнание любви. Любовь дарит, долг одалживает. Любовь простирает свою мысль над границами вселенной, потому кажется, что любовь безрассудна. Долг ограничивает свою мысль предметами и событиями, потому кажется, что долг разумен.
    Дела любви превосходят границы времени, потому кажется, что любовь пассивна. Долг ограничивает свои дела событиями и ситуациями, потому кажется, что долг созидателен.
    Любовь стоит выше разделения на добро и зло. Долг - неутомимое разграничение добра и зла.
    Не пролившийся из облака дождь не знает еще разделения воды на чистую и грязную. Только падающие в реки и лужи капли становятся чистой или грязной водой. Так и любовь, когда упадет, делит все на доброе и злое и все меряет аршином долга.
    Грех гонит любовь из ее отеческого дома и приносит долг в чужой дом.
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.