14 апреля 2017 г. Что бы ни говорили о современной России, мы всегда интересуемся вопросами веры, духовной жизни. Незадолго до Пасхи корреспондент «АиФ-Тюмень» пообщался с протоиереем Григорием Мансуровым и узнал, насколько часто россияне обращаются к вере.
Жить по совести
Татьяна Потемкина, «АиФ-Тюмень»: Говорят, в тяжелые времена люди особенно тянутся к вере. В храмах становится больше людей?
Григорий Мансуров: Одно дело, когда есть опасность для здоровья или жизни людей, например, война - то, с чем мы не можем справиться сами. Или тяжелое заболевание. Тогда люди обращаются к Богу, приходят в храм. Пожалуй, нельзя сказать, что в связи с экономическими трудностями в церквях стало больше народу. В России, по статистике, около 80 процентов людей считают себя православными. В Тюменской области – примерно столько же.
- А сколько людей реально ходят в храмы?
- Примерно один-два процента посещают по воскресным дням церковь. Но это очень мало, по отношению к общему количеству крещеных. Множество из тех, кто считают себя православными, никогда не причащались, и это прискорбно. В лучшем случае, процентов 10-15 участвуют в церковной жизни несколько раз в году.
Порой люди говорят, что у них нет денег, чтобы идти в храм, ведь там надо что-то приобрести, оставить пожертвования. Да, церковь живет на эти пожертвования, но это никогда не ставилось во главу угла. Если вам нужно помолиться – приходите! Неужели нельзя помолиться без свечи? Да и свечи во многих храмах люди берут самостоятельно, есть возможность – оставляют свое пожертвование. А главное: исповедь и Причастие совершаются даром! Почему же не выстраиваются очереди, чтобы подойди к этим таинствам?
- Многие отцы церкви, например, иеромонах Серафим (Роуз) писали о том, что Православие – единственный путь к спасению души. Получается, одна вера «правильная», другие – «неправильные»?
- Это естественное понимание своей религии человеком. Если он скажет, что «моя религия - не единственная правильная», значит, он – не верующий. Он не является христианином, мусульманином, иудеем. Если религии «одинаковые», значит, его вера поверхностна, она – на уровне традиций, но не воспринята им лично, душой и сердцем.
- Получается, вера разделяет?
- У нас разные фамилии, разные народы, страны. В городах на одной площадке в доме мы живем с соседями, однако, наша квартира отделена стеной, и это не мешает нам общаться. Однажды Серафима Саровского, спросили: «Спасутся ли католики?». Он ответил: «Я не знаю этого, но знаю, что Серафим – католик – не спасется!». Если человек родился в России, крещен здесь, а потом принял другую веру, значит, он большее променял на меньшее. Вы спросите: откуда я знаю, что в Православии большее? Чтобы ответить себе на этот вопрос, я когда-то пошел учиться в семинарию. В нескольких предложениях объяснить не получится.
Да у нас с представителями иных христианских конфессий одно Священное Писание. Это нас объединяет. Но сама религиозная практика, аскетика, духовность – разные. Духовная жизнь – это живое общение с Богом.
Однако, сам факт крещения в православной церкви не гарантирует спасения души человека. Апостол Павел говорит, как Бог будет судить людей, которые были язычниками, не знали Бога. Например, какой-нибудь абориген с острова в океане живет по совести, и Бог будет его судить по закону совести. Спрос будет выше с тех, кто знали о Христе, крестились, но нарушали законы совести и законы, данные в Писании. Может быть, папуас и войдет в Царство Божие, а тот, кто крестился, но не соблюдал закона Божьего, тот не войдет.
- Прогнозируют, что в Европе мусульмане могут занять лидирующие позиции. Не ждет ли то же самое Россию?
- Русская Православная Церковь с уважением относится к традиционным религиям России. Мы живем бок о бок много веков и научились находить общий язык. Мы едины в отстаивании нравственных ценностей в современном секулярном мире.
Видим, что происходит в Западной Европе, где представители мусульманских общин рожают по пять-десять детей, а коренные европейские нации не хотят иметь детей. Плюс вопросы миграции. Все это для России должно стать предупреждением. Вспомните хотя бы Косово в Сербии… Если мы будем идти в фарватере западной культуры, где нерушимость семьи не является ценностью, рождение детей не обязательно, это может привести к печальным последствиям.
Где найти ответы
- Говорят, Бог дает человеку свободу выбора. А когда крестят маленьких детей, получается, это выбор их родителей?
- Если бы папа и мама не захотели, ребенок бы и не родился, значит, это уже не его выбор. В семь лет дитя отдают в школу, его не спрашивают: хочешь ты учиться или нет? Зачем его заставлять? Вырастет и решит! Вы же ему говорите: так надо. Мы хотим, чтобы ребенок жил с Богом? Давайте дадим ему эту возможность! Девочке нужна крестная мать, мальчику – крестный отец. Перед крещением ребенка родители и крестные должны побывать на беседе, а лучше еще и исповедаться.
- Многие не могут найти ответа на вопрос «Если Господь милосерден, почему в мире столько страданий?».
- Не все можно объяснить, особенно в одном разговоре. Не все можно понять разумом, что-то нужно прочувствовать душой.
Изначально Бог сотворил мир, где не было страданий и смерти. Адам и Ева не знали разницу между добром и злом. Господь дал им заповедь: не делай этого, а то умрешь! А, может быть, не умру? – подумали первые люди. Они отпали от Бога и стали смертными. Один из сыновей Адама и Евы убил другого. Кто в этом виноват, разве Бог?
- Сложнее объяснить, когда страдают дети…
- Приведу пример. У родителей, которые злоупотребляли спиртным или наркотиками, рождается больной ребенок. Это взаимосвязь, и мы ее видим. А другие подобные связи мы не видим. Может, прадед ребенка взрывал храмы, расстреливал священников, нарушал законы справедливости. Ребенок несет на себе последствия, как черты лица родителей, цвет глаз, особенности характера и так далее. По православному учению, душа ребенка рождается от души отца и матери. И качества души она перенимает от них и от прародителей.
И еще страдания бывают безвинными и искупительными. Например, погибает кто-то из близких человека, который был далек от Бога. Из-за трагедии человек начинает спрашивать себя: зачем мы живем? И находит ответы в церкви, в вере. Приносит благо другим людям, потому что сам прошел через горнило испытаний.
Вспомните, что Бог пришел в мир, стал человеком, оставаясь при этом Богом, прожил человеческую жизнь, родившись в хлеву и будучи распятым на кресте. Его называли преступником, он был унижаем, претерпел несправедливые страдания. Не было другого способа показать людям путь ко спасению. Если зернышко, брошенное в землю, не умрет, то так и останется лежать. Ему надо умереть, чтобы родился колосок и принес плод.
- Молодые люди сейчас мало читают, общаются с помощью СМС. А как же службы на старославянском языке? Не отталкивает ли это молодежь?
- Да, в церкви нет «чего изволите?». Мы не спрашиваем: «Вам как лучше слушать: стоя или сидя? Может быть, с музыкой или с гитарой? Что сделать, чтобы вы от нас не ушли?».
Мы далеки от этого. Придя в храм, напрягите ум, гоните посторонние мысли, вслушивайтесь. Если молодые люди, приходя в церковь, видят веру в глазах, в словах, в образе жизни христиан, это самая лучшая проповедь.
- Как подойти к празднику Пасхи тем, кто не постился?
- В оставшиеся дни постарайтесь поститься! Воздержаться от мясной и молочной пищи. Кажется, мелочь, но пост имеет значение и для души. Надо побывать в храме во время Страстной седмицы, вспомнить о страданиях Христа, поразмышлять над ними, почитать Евангелие. Ведь изначально его писали очевидцы жизни Иисуса Христа, его ученики-апостолы. Вы сможете приобщиться к этим событиям.
В саму Пасху придите в церковь на ночное богослужение, а не утром, выспавшись. Есть также добрая традиция: после пасхальной ночи встречать солнечный рассвет. В это утро солнце ведет себя по-особому, оно, что называется, играет! Лучше увидеть это своими глазами.
По материалам сайта tmn.aif.ru
|