Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Из истории храма в честь Рождества Христова в с. Караульнояр Ярковского района Тюменской области

17 декабря 2018 г.

20 октября 2017 года я, благочинный Тобольского благочиния, получил от секретаря епархиального управления сообщение следующего содержания: «Владыка запросил к епархиальному совету от благочинных список храмов, которые нуждаются в консервации». Являясь благочинным чуть более одного года, на тот момент я смог бы назвать не более двух подобных храмов.

Дальнейшая работа над поручением Его Высокопреосвященства позволила сделать вывод о том, что таковых объектов в Тобольском благочинии, в которое входят Тобольский, Уватский, Вагайский и Ярковский районы, аж девять. Пять из них: в Кугаево, Юровском, Куларово, Гилево и Караульнояре – каменные. Четыре: в Сычево, Шестовом, Плеханово и Староалександровке – деревянные. Прожив уникальную, порой трагическую жизнь, сегодня они умирают под сочувствующими или равнодушными взглядами потомков тех, кто был прихожанами этих храмов.

Об одном из них, над разрешением исторических загадок которого пришлось поработать, я хочу рассказать читателям. Это Христо-Рождественская церковь в с. Караульнояр. Согласно приказу Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 31.01.2005 г. №3 данный храм является памятником.

Село Караульнояр Ярковского района находится от районного центра, села Ярково, на расстоянии 40 км, до областного центра, г. Тюмени, – 140 км, до г. Тобольска – 110 км, до федеральной трассы – 7 км. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в населенном пункте проживало 446 человек. Сегодня, со слов главы сельского поселения, в селе числится 435 жителей, 50 человек посещают школу, 23 – детский сад. Село расположено на высоком берегу Тобольской курьи (так называют озеро-старицу еще не полностью отделившуюся от реки). Тобол в этом месте узок, правый берег обрывист. Согласно преданию, в 1579 году здесь происходило одно из сражений дружины Ермака с войском Кучума. С этого времени идет отсчет с. Караульный Яр.

По данным справочника «Список населенных мест Тобольской Губернии» в 1909 г. в селе Караульноярском, Тюменского уезда, Караульноярской волости, при р. Тобол, расположенном на почтовом тракте, на расстоянии от губернского города – 116 ½ в., число отдельных (самостоятельных) хозяйств – 72, число жителей: мужчин – 275, женщин – 266, всего – 541, церквей – 1, библиотек и читален – 2, школ официальных – 1, хлебозап. магазин – 1, торговых лавок – 3, ветряных мельниц – 9, кузниц – 2, пожарных сараев и навесов – 2, почтовых станций – 1, земских станций – 1 [1, с. 484-485].

До наших дней дошло полуразрушенное краснокирпичное здание местной церкви. Загадку представляет год строительства этого храма. По данным Справочной книги Тобольской епархии за 1913 года, село Караульноярское расположено у реки Тобол. Церковь в селе деревянная, построена прихожанами в 1871 году. В ней один престол в честь Рождества Христова. В приходе три часовни: в д. Антипиной (7 в.) во имя св. Николая Чудотворца, в д. Курской (2 в.) во имя св. Пророка Илии и в д. Камлюге (3 в.) в честь Знамения Божией Матери. Кроме означенных деревень в приходе находятся деревни Трошкова (7 в.) и Межецкая (2 в.). Всего в приходе 251 двор, прихожан: муж. пола 1011, жен. пола 1010. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 60 дес., сенокосной 6 дес. Церковный капитал 100 руб., причтовый капитал 1000 руб. Штат: священник и псаломщик. Священник получает жалования 300 руб., псаломщик 100 руб., просфорня 24 руб. Кружечных доходов получается в год до 730 руб. Для причта имеются три деревянных дома, построены прихожанами в 1872, 1900 и 1905 гг. В с. Караульноярском с 1878 г. существует земская школа, в д. Камлюга – церковно-приходская школа. Ближайшая церковь в с. Гилевском (8 в.). Расстояние церкви от Консистории 120 в., от благочинного 125 в., от уездного города 140 в. Адрес: ст. Иевлево [2, с. 179]. На 1913 г. упоминания о каменном храме нет.

Однако в книге «Архитектурное наследие Тюменской области» есть сообщение о том, что новая церковь строилась в 1910-е гг. Небольшое краснокирпичное здание. Его трехчастная осевая композиция: односветный четверик храма с пониженным полукруглым алтарем, короткой трапезной и притвором – представляет вариант, ставший в XIX в. типовым при строительстве сельских церквей. Скромная декорация фасадов почти лишена стилистического выражения, она исчерпывается угловыми пилястрами-лопатками и карнизными поясками простого профиля. В верхней части дверей на боковых фасадах сохранились ажурные металлические решетки. Над аспидой уцелели элементы конструкции перекрытия и маленькая луковичная главка на деревянном барабане – единственный вертикальный акцент здания [3, с. 468]. Почему же год строительства указан весьма неопределенно?

В дореволюционном периодическом издании епархии «Тобольские епархиальные ведомости», в статье «Третья поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Тобольского и Сибирского (с 25 янв. по 10 февр. 1911 г.) имеются следующие сведения. Около 6 часов вечера прибыли в ближайшее село Караульноярское, где, по маршруту, назначен был ночлег. Здесь небольшая деревянная церковь. Прихожане озабочены постройкою нового каменного храма. Собираются средства. Начало строительному капиталу положено бывшим настоятелем храма, священником о. Доримедонтом Желницким, завещавшим на постройку храма 1500 р. Прихожане уже имеют утвержденный проект на новый храм. Помолиться с архипастырем, за теснотою храма, лишена была возможности большая часть собравшегося народа. Треть храма была занята учащимися детьми приходских школ. Все в храме чисто и в полном порядке [4, с. 297]. Таким образом, мысль о строительстве нового храма возникает у причта и прихожан не позднее 1911 г.

В официальном издании Тобольской епархии «Тобольские епархиальные ведомости» от 8 августа 1914 года в разделе «Отдел неофициальный», в рубрике «Епархиальная хроника», под заголовком «Из летописи Караульноярского прихода» священником Иоанном Елистратовым было сделано подробное описание торжеств по случаю основания и начала строительных работ нового храма. Приведем заметку полностью. «Уже давно у пастырей и у самих прихожан Караульноярского прихода была мысль вместо весьма малого, тесного деревянного храма выстроить новый обширный, светлый каменный храм, как в прочих хороших приходах. Неурожайные годы, бедствия, разногласия и другие причины и условия препятствовали осуществиться вышесказанной благой мысли. При помощи Всевышнего, к пишущему сии строки примкнула группа ревнителей из прихожан и с верою Евангельского сотника, поименованного церковью в 4-ю неделю по Пятидесятнице, принялась за святое дело: копились деньги, составлялись план и смета, заготовлялись материалы, возбуждались разные ходатайства, и вот плодом их трудов 15 июня с. г. с благословения Преосвященнейшего Варнавы, Епископа Тобольского и Сибирского, совершен чин на основание нового каменного храма во имя Рождества Христова. 13 июня разбили места под канавы, сделали изгородь около сего места: 14-го около 150 человек дружно выкопали рвы… Мило было смотреть на эту картину! Уж именно, где один горюет, там мир воюет. Все отнеслись к работе, как к чему-то своему дорогому, заветному!

Перед этими работами был отслужен молебен, и поднят крест, после окропления святой водою как креста, так и всего места под будущий храм. К вечеру стали стекаться богомольцы, и в 6 часов большой колокол призвал ко всенощной, которую служили соборне благочинный, настоятель, священник с. Гилевского Георгий Заборовский и местный псаломщик. Всенощная окончилась в 9 часов. Утром в 9 часов 15-го был звон на собор. Литургию служили те же, что и всенощную. Несмотря на то, что из-за наводнения попасть в Караульноярский приход стоило трудов и денег, – все-таки народу собралось порядочно. Были любители церковных торжеств из Омска, Тюмени и Тобольска. За Литургией, на «Буди имя Господне» сказал слово о. благочинный, взяв за основание своей речи слова: «Се ныне время благоприятно»… Он провел параллель между разного рода видами пожертвований и, сравнивая их, доказал, почему нужно охотно и не упуская случая, жертвовать на строящийся храм. Литургия окончилась в 12 часов. Затем крестный ход обошел кругом старый храм и место под будущий. Это место было декорировано березками. Для держащих иконы и священнослужителей устроен помост, устланный коврами. Был чудный день; у всех было праздничное настроение. Величественная и дивная картина! Когда масса успокоилась, когда все пришли, так сказать, в себя, к народу, пред совершением чина на основание нового храма, обратился с речью местный священник. Он прежде всего нарисовал историю из летописи возникновения начатого святого дела. Подробно рассказал все, что он и его сотрудники пережили за эти 7 – 8 лет, и почему не пришлось начать постройку ранее. Далее он пригласил возрадоваться прихожан и возблагодарить Бога и всех любящих благолепие дома Его. Теперь, быть может, в скором времени не придется стоять во время службы вне храма; всем будет место в храме. Храм заложен в три раза более, чем существующий. В виду же того, что всякий истинный христианин молится пред началом каждого дела, пригласил всех поусерднее молиться пред закладкою необходимой постройки, доказав еще, почему нужен храм вообще, а Караульноярскому приходу в частности. Не скрыв того, что средств в распоряжении Строительного Комитета находится только окончание предполагаемой постройки вчерне, пригласил жертвовать не скупясь, для чего здесь же ходили члены Комитета с кружками и блюдами, а для более крупных пожертвований или желающих сделать запись поминовений, была предложена приходо-расходная книга Строительного Комитета.

Во время богослужений весь народ участвовал в чтении и пении. Получилась величественная картина! Прошла неделя, и будущий Караульноярский храм уже сложен на 2 ½ аршина. Работы идут хозяйственным способом. В виде десятника, за весьма баснословно дешевую плату Бог послал из г. Ирбита доброго человека, подрядчика церковных работ Степана Гуриева Дубова, – старца, который по его словам, вместо денег жертвует свой труд. Дело ему знакомое: он построил не один храм. Большинство работ прихожанами совершаются бесплатно. Технический надзор также безвозмездно любезно предложил и ведет военный инженер Василий Васильев Шевелев. Храм сложить предположено в 2 года.

Не будь ныне наводнения, от которого многие разорились в конец, можно бы ожидать большой сбор пожертвований: видно сильно желание прихожан иметь возможно скорее новый храм! Но в настоящее время, кроме сего несчастья, есть и другое: более 200 душ бросают насиженные места и хлопочут о переселении в казенные дачи, так что приход уменьшится [5, с. 302 – 304].

Таким образом датой начала строительных работ можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. На момент выхода статьи началась Первая мировая война, которая, естественно, повлияла на ход и темп постройки храма. По поводу года окончания строительства «Тобольские епархиальные ведомости», издававшиеся до 1919 года, ответа не дают. На этот вопрос можно было бы найти ответ в архивном документе – Клировых ведомостях, но в Тобольском архиве данные источники сохранились только до 1914 года, где описание деревянной церкви совпадает с тем, которое сделано в Справочной книге Тобольской епархии в 1913 году, а о каменной пока ничего не сказано. По счастью при работе случайно попалась ссылка, которая подсказала, что поиск недостающих документов можно попытаться продолжить в Государственном архиве Тюменской области в г. Тюмени. И действительно, в данном архиве были обнаружены Клировые ведомости церквей Тюменского уезда за 1918 –1923 гг.

Так, согласно ведомости о церкви Христорождественской с. Караульноярское за 1921 г., составленной настоятелем протоиереем Григорием Погореловым (последнее место его служения – село Булашово, расстрелян в Тобольске в 1937 г.), можно отметить следующее. Церковь построена в с. Караульноярском тщанием прихожан на добровольное пожертвование, по плану-фасаду крестообразная. План утвержден тобольским епархиальным начальством в 1914 г. Постройка окончена в 1921 г. к 20 декабря. Зданием церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с такой же колокольней, трехглавая, крытая листовым железом. По сторонам алтаря имеются помещения для ризницы и библиотеки, по сторонам паперти имеются в связи с колокольней сторожка и кладовая. Бывший деревянный храм, построенный в 1879 году, во время Гражданской войны и при бомбардировке с. Караульноярского 26 марта 1921 г. в полдень от орудийных зажигательных снарядов сгорел до основания, со всей церковной утварью и имуществом. Храм освящен малым водоосвящением в день храмового праздника Рождества Христова 25 декабря 1921 г. по резолюции Преосвященнейшего Иринарха, епископа Тюменского. Совершается Божественная литургия на временно устроенном переносном престоле. Утварью церковь весьма нуждается. Нет ни собственных сосудов, ни ризницы; ни даже колоколов, и служба совершается без колокольного благовеста. По штату при ней состоят священник, псаломщик и просфорня.

Отец настоятель со скорбью пишет о печальном положении причта. Жалование не поступает ни от казны, ни от прихожан. Прихожанами только отведены причту и просфорне квартиры и доставляются ими на отопление их дрова. Кружечных доходов за 1921 г. получено 140700 р. Из других источников денежных доходов не поступало. Ввиду того, что в 1921 г. в приходе был весьма неурожайный год на все хлебы и огородные овощи, и что деньги при скудости хлеба, одежды, обуви и других хозяйственных принадлежностей потеряли значение – цены, и что все из означенного добывалось прихожанами на обмене, то и причт при весьма малом сборе хлеба и других пищевых продуктов пользовался таковым же добровольными приношениями в небольшом количестве и за требоисправления, как то за служение по домам молебнов и панихид, крещение младенцев, отпетие умерших и за другие требы [6, л. 47-47 об.].

Выходит, что датами строительства нового храма можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. – 20 декабря ст. ст. 1921 г. Построенный за трудных семь лет, новый храм в с. Караульноярском просуществовал как место богослужения не более одного – двух десятков лет.

Сегодня от храма сохранились только стены. Самой серьезной проблемой является наличие рядом со зданием храма жилого дома, хозяйственные постройки которого практически упираются в его стену. В 2008 г. некие предприниматели, родом из этих мест, хотели построить новую деревянную церковь из лиственницы, но далее дело не пошло.

Хочется верить, что в приближающееся 100-летие храма в честь Рождества Христова с. Караульнояр найдутся неравнодушные люди, которые смогут даровать ему новую достойную жизнь.

Иерей Александр Иноземцев, благочинный Тобольского благочиния

Источники:

1. Список населенных мест Тобольской Губернии. Составлен по сведениям на 15 июля 1909 года, полученных от уездных Исправников и Волостных Правлений, Издание Тобольского Губернского Статистического комитета. Тобольск: Губернская Типография, 1912.

2. Справочная книга Тобольской Епархии к 1 сентября 1913 года. 2-е благочиние Тюменского уезда. Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913.

3. Архитектурное наследие Тюменской области: Иллюстрированный научно-практический каталог. Тюмень: ООО «Издательство Искусство», 2008.

4. Тобольские епархиальные ведомости №14 от 16 июля 1911 г. Отдел неофициальный.

5. Тобольские епархиальные ведомости №18 от 8 августа 1914 г. Отдел неофициальный.

6. Клировые ведомости за 1921 год. // ГАТО. Ф. 177 О.1. Д. 129.


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии

25 февраля 2025 г.
День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

22 февраля 2025 г.
Ученики воскресной школы храма в честь иконы «Утоли моя печали» г. Тюмени побывали в Тобольске

21 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма Казанской иконы Божией Матери села Исетское

20 февраля 2025 г.
Отчет о проведении Дня православной молодежи в Ялуторовском благочинии

20 февраля 2025 г.
День православной молодежи в Тюменском благочинии

20 февраля 2025 г.
День молодежи прошел в Тобольском благочинии

19 февраля 2025 г.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Тобольске

18 февраля 2025 г.
Воскресение - очень насыщенный церковными делами и событиями день

18 февраля 2025 г.
АУДИО. Приход храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Тюмени

17 февраля 2025 г.
О проведении в Тобольско-Тюменской епархии епархиального конкурса педагогического мастерства «Учитель. Именем твоим…» для педагогов епархиальных учебных заведений

16 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий и епископ Тихон посетили памятное место

16 февраля 2025 г.
Посещение Ишимской епархии

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил Свято-Георгиевский храм г. Заводоуковск

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий посетил школу-интернат для обучающихся с ОВЗ

15 февраля 2025 г.
Сретение Господне в Ялуторовске

15 февраля 2025 г.
Митрополит Димитрий принял участие в собрании общественной организации «Держава»

14 февраля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

13 февраля 2025 г.
В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ 80-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

13 февраля 2025 г.
В Семинарии состоялась VII-я студенческая научно-богословская конференция по истории Русской Православной Церкви XX века







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


орьба за жизнь

Смотри, не поддайся иллюзии, которую принято называть "борьбой за жизнь". Эти слова имеют смысл, только если означают: "борьба за Бога", иначе они бессмысленны. Для того же, кто нашел свою жизнь в Боге, не существует никакой "борьбы за жизнь".
Бог не ведет ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие - победа.
Борьба за жизнь в общепринятом смысле означает борьбу за более продолжительную жизнь тела на земле. Следовательно, это не борьба за жизнь, а борьба за тело.
Иллюзорность этого девиза видна из того, что люди, не знавшие о нем, не делавшие культа из своего тела, жили часто дольше и счастливее тех, кто следовал ему.
Жизнь по соизволению дается Начальником Жизни.
Представь, что наполненные маслом горшки стали бы бороться между собой за то, какому сохраниться, а какому быть разбитым. Что сделает горшечник? Он выльет из них масло, которое дороже горшков, понаблюдает некоторое время за забавной борьбой горшков и наконец перебьет их и наделает новые.
У тех, кто не думая о Боге как Источнике Жизни, борется за жизнь, Он отнимает Свою жизнь и Дух, оставляя пустые горшки.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.