Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

К православным святыням Зауралья

11 июня 2019 г.

Субботний солнечный весенний день, благоухает природа, птицы поют. Тюмень одета в цветущие, бело-зеленые убранства весны. Ах, как хороша она! В этот день группа прихожан отправляется в паломническую поездку в Боровской женский монастырь Похвалы Божией Матери и Далматовский мужской монастырь.

На Руси есть обитель Святая…

Сад Царицы земли и небес,

Где Святителя храм Николая

И на горке воздвигнутый крест.

Епархиальный женский монастырь в честь Похвалы Божией Матери в селе Боровском, Шадринской епархии, что в Курганской области, возник на месте, освященном мученическим подвигом священномученика Аркадия Боровского. Сщмч. Аркадий является небесным покровителем молодой обители, в которой хранятся и свято почитаются его мощи.

В этом храме служил добрый пастырь.

Он служил, забывая покой.

В тяжкий год злодеяний ужасных,

Был убит он жестокой рукой.

Широко разошлась известность подвига новомученика Аркадия, люди из разных уголков России едут за помощью и исцелением в монастырь, гостеприимно принимающий всех паломников под свой покров.

Монастырь сравнительно молодой. Официально годом его создания считается 2000-й год, хотя фактически монашеская община начала образовываться раньше, сразу после того, как прекратились гонения на веру Православную.

Монашество – это путь, на который призывает Сам Господь. Монахи – воины войска Христова. Жертвенно и ответственно несут они свою службу, молятся Господу, чтобы он защитил народ от невидимого врага. В монастырях свершается незримое спасение России и народа. Мы живем по молитвам святых, по милости Божией, на нас нисходящей.

На территории монастыря расположены два храма и две деревянные часовни. Храм в честь святителя Николая Чудотворца имеет, помимо главного, Никольского, еще два придела: северный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и южный – в честь святых Царственных Страстотерпцев. Рядом с главным – деревянный храм – крестильный, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, часовня в честь святого Аркадия Боровского и часовня в имя Святой Троицы в Богородичном садике.

В клире монастыря три священника – протоирей Сергий Климов, иеромонах Владимир (Яненко) и иерей Виктор (Сысолятин). В обители около 30-ти сестер. Сестры несут различные послушания: на клиросе, в швейной и иконописной мастерских, в просфорне, в пекарне, в трапезной, на скотном дворе, ухаживают за больными и престарелыми сестрами, трудятся в огородах и в Богородичном садике.

В духовном смысле любой монастырь есть сад. Сад, где подобно благоуханным цветам, под Покровом Божией Матери взращиваются для Господа души людей. И монастырь Похвалы Божией Матери имеет свой сад, устроение которого возле храма началось одновременно с созданием обители. В результате усердного труда первых насельниц Богородичный садик все-таки появился. Много усилий пришлось положить, потрудиться чтобы садику быть. Особенностью садика стало то, что цветы и деревья для посадки в нем свозились со всех концов Урала, чтобы вся Уральская земля совершила здесь свое безмолвное приношение Царице Небесной. У входа в садик появилась беседка, сохранившаяся доныне.

У инокини Антонии одно из послушаний было благоукрашать Богородичный садик и территорию обители. В последнее лето своей земной жизни вместе с молодыми сестрами она насадила яблоневый сад возле «старого корпуса». В 1999 году инокиня Антония была убита. После смерти труженицы этот сад стали называть садом матушки Антонии.

С 1993 года в Богородичном садике каждодневно стали совершать Богородичное правило, оно стало основой молитвенной жизни будущей обители. Сад посвящен Небесной Заступнице, потому и называется Богородичным.

…И сойдет Небесная Царица

С горних высей в тихий этот сад.

Узкою тропою проторенной,

Ходит Богоматерь неспеша,

Чтобы в мире этом злом и темном

Вдруг проснулась чья-нибудь душа.

(из стихотворения написанного сестрами обители, посвященного любимому Богородичному садику)

По воле Божией и Пресвятой Богородицы Царицы Небесной и мы прошлись с монахинями по Богородичной тропинке, совершая Богородичное правило, успевая прочесть 150 святых молитв «Богородице, Дева, радуйся».

В Богородичном садике находят свое упокоение матушки – насельницы монастыря, чей земной путь уже окончен.

 

С 1996 года в монастыре начинается чтение Неусыпаемой Псалтири в храме святителя Николая, которая «будет вечно питать обитель» (прп.Серафим Саровский). Святые отцы Православной Церкви единодушны в том, что монашеское служение есть, прежде всего – служение молитвенное. Это можно сказать «профессия» монаха, ей он отдает всю свою жизнь.

Святитель Феофан Затворник пишет, что «Главное дело монахов есть неусыпная, непрестанная молитва – о Церкви, Отечестве, живых и мертвых». Вторит ему и преподобный старец Силуан Афонский: «Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; в этом – польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир и погибнет…».

Есть и еще одно неизменное значение монастырского служения. Традиционно в святые обители люди приходят за духовной поддержкой, помощью. Вот и мы приехали, кто за помощью, кто за поддержкой и молитвенно потрудиться во Славу Божию.

Пути Господни неисповедимы. В день нашего приезда в обитель привезли святыни Рязанской епархии: чудотворную икону Божией Матери «Казанская Вышенская» и ковчежец с частицами мощей святителя Феофана Затворника. В воскресенье после службы и Крестного хода чудотворную икону и ковчежец проводили в Свято-Введенский Верхне-Теченский женский монастырь.

В воскресенье 19 мая – день рождения Царя Николая II. С самого основания обители и по настоящий день в монастыре существует особое почитание святых Царственных страстотерпцев. В Никольском храме обители в их честь был сооружен придел, а в соборном доме обители устроена Царская комната, в которой собрано множество фотографий царской семьи.

В 1997 году общину посетила представительница царского Дома Романовых Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Неоднократно в обитель привозился чудотворный мироточивый образ Царя-страстотерпца Николая. И каждый раз это событие сопровождалось большими торжествами. Матушка Антония погибла ночью 24 декабря 1999 года при чтении канона Царю Николаю на Неусыпаемой Псалтири.

Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришел в пустынь в горах к старцу и сказал: «Отче, у отца Александра большая скорбь в обители…». Пустынник перебил его: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобилась иметь на небесах!»

Паломнические поездки – для чего они? Поддержка? Помощь? Молитва? А может – обретение или встреча? Или пробуждение души? Никто не знает. Знает только Он – Господь. Господи помилуй нас, грешных. Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Заступница наша, моли Бога о нас!

 

В монастыре работает музей. В музее есть старинные богослужебные книги, фотографии, дореволюционные рукописные материалы по истории Боровской церкви. По крупицам собираются материалы. Особым разделом представлены вещи, принадлежавшие убиенной инокине Антонии.

В 2018 году исполнилось 100 лет с момента мученической кончины священномученика Аркадия Боровского. В честь этого события в Шадринской епархии по ходатайству епископа Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил учреждение новой епархиальной награды – юбилейной медали «В память 100-летия мученической кончины сщмч. Аркадия Боровского».

100-летний юбилей подвига сщмч. Аркадия Боровского имеет важнейшее духовное значение для всей Зауральской земли, так как в Курганской области это единственный новомученик Российский, чьи мощи обретены. Священномученик Аркадий предстательствует на Небесах о своем земном Отечестве, а мы, прикладываясь к мощам святаго, прикасаемся к святости.

Священномученик Аркадий своей мученической кончиной засвидетельствовал веру во Христа, и всей своей жизнью – жизнью миссионера, учителя, поэта, публициста – прославил Бога и подал нам пример ревностного служения Небесному Царю. Священномучениче Аркадие, моли Бога о нас!

Чертог я вижу твой, сияющий огнями,

Украшенный… Боже Спасе мой!

Стремлюсь в него своей загрязненной грехами,

Сомненьями измученной душой!

Но как войду в него в небрачном одеянье,

Как в рубище явлюсь средь блеска торжества?

К Тебе взываю я с тоскою: упованьям,

Мольбе, слезам вонми лукавого раба.

О, просвети! – молюсь, – своим святым сияньем

Ты мрак души моей и грешной и больной:

Дай брачное ей, Ты, святое одеянье, –

Мятущейся ей, ниспосли покой!»

   Стих сшмч.Аркадия Гаряева

В.А.Палий, психолог Никольского храма г. Тюмени

 


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2020 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



23 мая 2020 г.
Митрополит Климент: О задачах художественной словесности

23 мая 2020 г.
Издательский совет Русской Православной Церкви

22 мая 2020 г.
Состоялась научно-практическая конференция «Православные истоки славянской письменности и культуры»

17 мая 2020 г.
Останки из найденного в Спасской церкви захоронения передали на экспертизу

9 мая 2020 г.
В день 75-летия Великой Победы в Тобольском Кремле молитвенно почтили память погибших в Великой Отечественной войне

7 мая 2020 г.
Крестный ход с молебном прошел вокруг Тюмени по воздуху

5 мая 2020 г.
Апрельский 2020 года выпуск журнала «Православный просветитель».

3 мая 2020 г.
Божественная Литургия в неделю жен-мироносиц

03 мая 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции из Благовещенского собора в неделю святых жен-мироносиц

02 мая 2020 г.
В годы войны на фронте и в тылу атеистов не было!

24 апреля 2020 г.
«Энергия тысячелетий»: уникальное издание о возрождении традиций золотного шитья в Тюменской области презентуют на Международной конференции, посвящённой 75-летию ЮНЕСКО

22 апреля 2020 г.
Архиерейское богослужение в среду Светлой седмицы

22 апреля 2020 г.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ В ТОБОЛЬСКЕ

21 апреля 2020 г.
Архиерейское богослужение во вторник Светлой седмицы

21 апреля 2020 г.
Пасхальный выпуск Сибирской Православной газеты

20 апреля 2020 г.
Мы в долгу перед нашей деревней!

20 апреля 2020 г.
Пасхальная литургия в освобожденном Дахау

20 апреля 2020 г.
Тюменский центр «Милосердие» просит о помощи

20 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Детское пасхальное поздравление митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

20 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

19 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Светлое Христово Воскресение, запись трансляции из Софийско-Успенского собора Тобольского кремля

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия пастырям, монашествующим и всем верным чадам Тобольской митрополии Русской Православной Церкви

18 апреля 2020 г.
Пасхальное поздравление Губернатора Тюменской области А.В. Моора

18 апреля 2020 г.
Пасхальное послание детям митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия

18 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Великая Пятница. запись трансляции торжественного богослужения из Софийско-Успенского собора Тобольского кремля

16 апреля 2020 г.
Накануне Вербного воскресенья митрополит Димитрий возглавил праздничное Всенощное бдение

16 апреля 2020 г.
Соревнования в Тюменском духовном училище

16 апреля 2020 г.
ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ

15 апреля 2020 г.
В Тюменской православной гимназии проходит выставка православной литературы «Церковь в годы войны», посвященная 75-летию Великой Победы.

15 апреля 2020 г.
Храм – ровесник Великой Победы

15 апреля 2020 г.
В Тобольске проходит акция «Подарок ветерану»

14 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Слово митрополита Димитрия к жителям Тюменской области в преддверии Пасхи

14 апреля 2020 г.
Митрополит Димитрий возглавил Божественную литургию в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ⠀

12 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции из Софийко-Успенского собора Тобольского кремля на Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

10 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий призвал верующих совершать общую молитву во время богослужений, находясь дома

10 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Запись трансляции богослужения из Благовещенского собора города Тюмени 7 апреля 2020 г.

5 апреля 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Великий покаянный канон Андрея Критского, 1 часть

5 апреля 2020 г.
ВИДЕО: Трансляция богослужения из Тобольского кремля 5 апреля 2020 г.

5 апреля 2020 г.
В СВЯЗИ С ПЕРИОДОМ САМОИЗОЛЯЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОГРАНИЧЕНИЕМ В ПОСЕЩЕНИИ ХРАМА ПРИХОЖАНАМИ, БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЯМЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ

30 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: ОРВИ, грипп, бактериальные и вирусные пневмонии

27 марта 2020 г.
Обращение к благочестивым прихожанам Тобольской митрополии

25 марта 2020 г.
Мартовский 2020 года выпуск журнала Православный просветитель

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Самоощущение человека и мир вокруг него

24 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Социальная секция на Рождественских Чтениях в Москве

23 марта 2020 г.
АУДИО и ВИДЕО: Профилактическая работа с детьми и родителями в школе

20 марта 2020 г.
В Тобольской митрополии предпринимается ряд мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции

14 марта 2020 г.
Мартовский выпуск Сибирской Православной газеты

12 марта 2020 г.
День Православной книги в Тобольской митрополии

12 марта 2020 г.
Лыжня Победы-75







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.