Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Соборное слово XIV Всемирного Русского Народного Собора

27 мая 2010 г.

Всемирный Русский Народный Собор, рассмотрев тему «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.

2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования. На протяжении XVIII, XIX и большей части XX века школа в России была не только фактором передачи знаний, но и ключевым инструментом нравственного воспитания. Благодаря энтузиазму и подвижническому труду российского учительства эта традиция продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими учителями России. Во многом именно им мы должны быть признательны за то, что подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей, накопленных за предыдущие эпохи.

Вместе с тем, общее состояние образовательной сферы по-прежнему внушает чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем государстве требует перемен, особенно актуальных в свете разработки нового закона «Об образовании», участие в которой должно принимать все общество.

Каждодневный труд педагогов, их личные усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносит должного плода из-за системных сбоев и концептуальных ошибок в постановке образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний.

Последствия таких установок сегодня очевидны для всех. Наша страна, находясь в условиях глобального экономического кризиса, все сильнее сталкивается с более опасным для нее кризисом нравственным, ведущим к разрушению человеческой личности.

В эпицентре этого кризиса оказалась молодежь. Рыночные реформы, начавшиеся после распада СССР, прошли на фоне радикального слома веками складывающейся в России системы этических принципов, разрушить которую не смог даже период официального безбожия. Последствия этого слома дают знать о себе сегодня, создавая препятствия реализации планов построения в России инновационной экономики, экономики знаний. Криминализация общества, имевшая место в последнее десятилетие ХХ века, наложила глубокий отпечаток не только на поведение некоторых предпринимателей и чиновников, но и на мироощущение многих простых граждан.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.

В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов. В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура.

Собор призывает к тому, чтобы приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям осуществлялось через преподавание всего комплекса гуманитарных дисциплин. Высокая миссия учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть нравственный потенциал этих предметов, построить через них мост к духовному наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории, которое является важнейшим компонентом патриотического воспитания и сохранения народной памяти. Особую актуальность это приобретает в нынешнем году, когда отмечается 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Разгром фашизма стал возможен благодаря героизму и самопожертвованию народов нашей страны, в массе своей оставшихся верными традиционным нравственным и религиозных ценностям вопреки гонениям.

Сегодня эти ценности, имеющие свой исток не в нынешнем временном бытии, а в вечности, прививают надежный иммунитет к криминальному и безнравственному поведению, служат прочным фундаментом развитого правосознания и социальной ответственности. Именно из людей, которым в полной мере присущи такие ценности, только и могут сложиться крепкие семьи и ответственное общество.

Семья и школа создают для подрастающего поколения духовную среду, в которой происходит формирование личности будущего гражданина. Кризис, который переживает ныне система образования, делают все более актуальным вопрос о восстановлении традиций семейной педагогики, вплоть до перевода детей на домашнее обучение в том случае, если родители могут гарантировать его качество и выполнить все требования органов образования. Принятие закона о реформе финансирования сети бюджетных учреждений позволяет ставить вопрос о государственной поддержке различных видов и форм образовательной деятельности, в том числе церковных и семейных школ. Благодаря этому права родителей в сфере образования их детей существенно расширяются.

Вместе с тем, возникновение новых возможностей для участия Церкви и семьи в образовательном процессе не следует рассматривать в контексте конкуренции с системой государственных общеобразовательных школ, где учится сегодня большинство российских детей. Памятуя об их судьбе, участники Собора призывают к максимальному сохранению сельских школ и библиотек, являющихся во многих местах единственными очагами образования, воспитания и культуры. Необходимо также повышать социальный статус учителя — без этого качество народного просвещения будет неуклонно падать. Нужно сохранить образовательную роль музеев и других учреждений культуры и науки. Наконец, страна нуждается в полноценном, общедоступном образовательном телеканале.

Крайне отрицательное влияние на молодежь по-прежнему оказывают наркомания и пьянство. Мы выражаем благодарность государственному руководству России за внимание к рекомендациям XIII Всемирного Русского Народного Собора, касающимся защиты от алкогольной угрозы. Просим принять самые неотложные эффективные меры в этом направлении, несмотря на любое противодействие заинтересованных групп влияния и структур, вызванном разнообразными, в том числе коммерческими, интересами. Обращаемся в Министерство образования и науки России с просьбой включить в учебную программу общеобразовательных школ, в рамках преподавания Основ безопасности и жизнедеятельности, специальных уроков, посвященных этой актуальной для нашей страны проблеме. Для этой цели Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы готов безвозмездно передать девять фильмов и 40 роликов, созданных по инициативе Собора, и авторские права в отношении них. Епархиальным Преосвященным и духовенству рекомендуем поддерживать создание региональных отделений Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и деятельность этих отделений.

Развитие новых форм образовательной деятельности должно содействовать обогащению общенационального педагогического опыта, стать площадкой для внедрения новых методик духовно-нравственного воспитания, которые могут затем быть использованы в масштабе всей страны. Участники Собора твердо убеждены в том, что создание оптимальных условий для нравственного воспитания и духовного просвещения подрастающего поколения возможно лишь на основе теснейшего сотрудничества государства, школы, семьи и Церкви, равно как и других традиционных религиозных общин России.

Не должны оставаться в стороне от этого процесса и те, на ком лежит ответственность за военно-патриотическое воспитание молодежи. Всемирный Русский Народный Собор считает необходимым возродить широко практиковавшееся в прошлом взаимодействие школьных образовательных учреждений с армией, другими силовыми структурами, учреждениями ДОСААФ, армейское шефство над школами, широкое участие воинских частей, ветеранов армии и флота в воспитательной работе. Важнейшим направлением патриотического воспитания молодого поколения является совершенствование и дальнейшее расширение системы суворовского, нахимовского и кадетского образования.

Всемирный Русский Народный Собор считает безосновательными и ложными утверждения о том, что вовлечение в образовательный процесс традиционных религий негативно скажется на межнациональных и межконфессиональных отношениях. Как показывает практика, чем сильнее ощущают молодые люди приверженность религиозным и нравственным идеалам, тем больше они обнаруживают способность к гражданской самоорганизации, тем лучше находят общий язык с представителями других национальных и конфессиональных групп.

Диалог студентов и школьников, принадлежащих к числу приверженцев традиционных религий, является важным инструментом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, предотвращения конфликтов на этнической почве. Существуя в близкой всем традиционным религиям нашей страны системе нравственных координат, молодые верующие легко находят общий язык, стремятся предотвращать конфликтные ситуации, активно препятствуют распространению агрессивно-националистических, расистских и экстремистских идей.

Отрадно и символично, что именно сейчас, в Год учителя, в ряде российских регионов началось преподавание основ религиозных культур и светской этики. В этом событии ВРНС видит не только предпосылку преодоления культурного разрыва молодежи с традиционной Россией, но и залог формирования гармоничного и ответственного общества, сочетающего интересы личности, народа и государства.

Патриархия. ру


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



19 апреля 2025 г.
Пасхальный выпуск «Православного просветителя»

17 апреля 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима о Лазаревой субботе, Вербном воскресении и Страстной седмице

16 апреля 2025 г.
АУДИО. Паломничество по Тюмени и близлежащим святым местам

15 апреля 2025 г.
Итоги Епархиального конкурса литературного и художественного творчества «ПАСХА – САМЫЙ ВАЖНЫЙ И РАДОСТНЫЙ ПРАЗДНИК»

14 апреля 2025 г.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отметили в Тобольске

14 апреля 2025 г.
Божественная литургия в праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Троицком мужском монастыре

14 апреля 2025 г.
Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

14 апреля 2025 г.
Лазарева суббота

10 апреля 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

9 апреля 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СИБИРЬ, ОСВЯЩЕННАЯ СВЕТОМ ВЕРЫ»

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тюмени

8 апреля 2025 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Тобольске

8 апреля 2025 г.
Неделя 5-я Великого поста

8 апреля 2025 г.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

4 апреля 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ОЧЕРЕДНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ОПК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Тобольск, 31.03 – 04.03.2025

3 апреля 2025 г.
Четверток Великого канона «стояние Марии Египетской»

2 апреля 2025 г.
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

1 апреля 2025 г.
АУДИО. Далее разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 9-10 главы

30 марта 2025 г.
Предзащита дипломных работ 4 курса семинарии

28 марта 2025 г.
ПАСХА-«ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК», «ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»

26 марта 2025 г.
Новый выпуск «Православного просветителя»

26 марта 2025 г.
АУДИО. Разбираем 1 послание ап. Павла к Коринфянам 8-9 главы

25 марта 2025 г.
ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! ПРЕПОДАВАТЬ ОПК В ШКОЛЕ НЕ ТАК СТРАШНО, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ

25 марта 2025 г.
ИТОГИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ «В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ» 2024-2025 УЧ.Г.

25 марта 2025 г.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

24 марта 2025 г.
АУДИО. Проект «Священный уголок Сибири», в ходе которого более 700 человек познакомилось с тюменским Свято-Троицким монастырем

24 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 17 марта 2025 г.

18 марта 2025 г.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2025 г.
Поездка второго курса Тюменского духовного училища в Тобольск

13 марта 2025 г.
Епархиальное собрание духовенства и мирян Тобольской митрополии состоялось в духовной столице Сибири

15 марта 2025 г.
День православной книги в Тюменской Православной гимназии

11 марта 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

10 марта 2025 г.
АУДИО. Архимандрит Зосима (Горшунов) о Великом посте

10 марта 2025 г.
Сестры милосердия провели в СИЗО-1 Тюмени мастер-класс к 8 Марта

10 марта 2025 г.
Акафист Божественным Страстям Христовым

10 марта 2025 г.
Неделя Торжества Православия

10 марта 2025 г.
Начало пути

6 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Свято-Троицком мужском монастыре

6 марта 2025 г.
В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля была отслужена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров

6 марта 2025 г.
О ПРОВЕДЕНИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НАШЕГО РЕГИОНА» В 2024-2025 УЧ.Г.

6 марта 2025 г.
О проведении квеста «Источник Православия в Сибири» для воспитанников воскресных школ г. Тюмени

6 марта 2025 г.
АУДИО. Естественное богословие – размышления о Боге через рассматривание Его творения

5 марта 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил чтение Великого покаянного канона в Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени

5 марта 2025 г.
Великий покаянный канон был прочитан в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

4 марта 2025 г.
Покаянный канон преподобного Андрея Критского

3 марта 2025 г.
Чин прощения в Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля

1 марта 2025 г.
Лыжные прогулки в Тобольской духовной семинарии

4 марта 2025 г.
АУДИО. Паломничество по городам Золотого кольца России и по святым местам Татарстана

3 марта 2025 г.
События Тобольской митрополии, эфир на радио «Вера» от 3 марта 2025 г.

25 февраля 2025 г.
АУДИО. События Тобольской митрополии







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


орьба за жизнь

Смотри, не поддайся иллюзии, которую принято называть "борьбой за жизнь". Эти слова имеют смысл, только если означают: "борьба за Бога", иначе они бессмысленны. Для того же, кто нашел свою жизнь в Боге, не существует никакой "борьбы за жизнь".
Бог не ведет ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие - победа.
Борьба за жизнь в общепринятом смысле означает борьбу за более продолжительную жизнь тела на земле. Следовательно, это не борьба за жизнь, а борьба за тело.
Иллюзорность этого девиза видна из того, что люди, не знавшие о нем, не делавшие культа из своего тела, жили часто дольше и счастливее тех, кто следовал ему.
Жизнь по соизволению дается Начальником Жизни.
Представь, что наполненные маслом горшки стали бы бороться между собой за то, какому сохраниться, а какому быть разбитым. Что сделает горшечник? Он выльет из них масло, которое дороже горшков, понаблюдает некоторое время за забавной борьбой горшков и наконец перебьет их и наделает новые.
У тех, кто не думая о Боге как Источнике Жизни, борется за жизнь, Он отнимает Свою жизнь и Дух, оставляя пустые горшки.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.