17 января 2020 г. Ежегодно 7 января весь мир празднует Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Этот христианский праздник издавна считается одним из самых радостных и светлых. Ему предшествует 40-дневный Рождественский пост и Сочельник – канун двунадесятого праздника. Объединяющая время и народы память о великом событии и ожидание чуда переданы в известном стихотворении казачьего поэта Н.Н. Туроверова «Сочельник»:
Темнее стал за речкой ельник.
Весь в серебре синеет сад
И над селом зажег сочельник
Зеленый медленный закат.
Лиловым дымом дышат хаты,
Морозна праздничная тишь.
Снега, как комья чистой ваты,
Легли на грудь убогих крыш.
Ах, Русь, Московия, Россия,
Простор безбрежно снеговой,
Какие звезды золотые
Сейчас зажгутся над тобой.
И всё равно, какой бы жребий
Тебе ни бросили года,
Не догорит на этом небе
Волхвов приведшая звезда.
И будут знать и будут верить,
Что в эту ночь, в мороз, в метель
Младенец был в простой пещере
В стране за тридевять земель.
Обращаясь к последней строфе стихотворения, отметим, что действительно, весь мир помнит и знает о событиях святой ночи с давних времен.
Много столетий люди празднуют Рождество Христово и делятся друг с другом радостью о пришедшем на землю Спасителе.
Воспитанники Воскресной школы поздравили прихожан храма с Рождеством Христовым.
По древнему обычаю подготовка торжества начинается в Сочельник, когда хозяйки готовят рождественский стол, наводят порядок в доме. Также не принято вкушать пищу до первой звезды, т.е. до наступления сумерек.
В ночь святого Рождества семьи посещают праздничную службу, а затем наступает время трапезы, где все люди разговляются.
Следующие дни до Крещенского сочельника называют святками. С этим временем связаны многие традиции и обряды, которые берут начало от далеких наших предков.
Интересным и значимым опытом славления Рождества располагает традиция Сибирских казаков.
На Рождество ранним утром взрослые казаки и дети ходили «славить», предпочитая зажиточные дома. Заходя в дом, пели рождественский тропарь. Славельщиков угощали булочками, яйцами, сырчиками (замороженным творогом со сметаной и ванилином), пряниками. Иногда давали деньги.
Молодежь, незамужние девушки и неженатые парни, «рядились». Персонажи, в которых могли переодеться, были самые разные: медведь, коза, лошадь, лекарь, цыгане, старики и старухи. «Нарядчики» использовали шубы и тулупы, вывернутые изнанкой наружу, палки, хомуты, полотнища ткани, в ход шла и домашняя утварь — ухваты, метлы.
Колядующие ходили по домам с песнями, шутками и играми. В период святок молодежь развлекалась на вечерках. В некоторых станицах устраивались кулачные бои и скачки.
Казаки весь период святок катались на лошадях и с гор на санях, бычьих шкурах. В некоторых станицах устраивались и лошадиные скачки.
Продолжая традиции празднования Рождества Христова, казачьи кадеты и воспитанницы Воскресной школы Казачьего храма прп. Серафима Саровского поздравили прихожан. Они ходили от дома к дому, заходили в гости и колядовали: исполняли тропарь праздника, пели веселые песни! Хозяева радостно их встречали и одаривали сладостями.
Информационный отдел Казачьего храма прп. Серафима Саровского г.Тюмени |