Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

Митрополит Климент: О задачах художественной словесности

23 мая 2020 г.

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на дистанционной конференции «Патриаршая литературная премия и писательское сообщество России».

Сердечно приветствую участников конференции.

Этот год необычен в духовной и культурной жизни нашего общества. Сейчас имеются ограничения на проведение массовых мероприятий из-за коронавирусной эпидемии, и в этом году мы вынуждены были перенести вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ежегодное вручение этой премии стало одним из важных церковно-общественных мероприятий. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла все мероприятия по премии пройдут на следующий год.

Сейчас, говоря о значении этой премии, я хотел бы поделиться мыслями об одном произведении лауреата прошлого сезона Михаила Тарковского. Сам я себя не отношу к писателям или специалистам в области русской литературы, но я ее люблю с детства, читаю, и это мне приносит большую пользу.

Всегда ли один писатель может в полной мере оценить написанное другим (или другими)? Всегда ли может прочувствовать созданное другими поэтами, прозаиками, драматургами, будь то современники или авторы прошлых веков? Не каждому дан такой талант.

Тем ценнее строки тех писателей, которые пишут о своих собратьях по перу очень точно, прочитав их произведения не только глазами, но и умом и сердцем. Я хотел бы остановиться на очерке Михаила Тарковского о Викторе Петровиче Астафьеве и Валентине Григорьевиче Распутине. Он называется «Речные писатели».

Михаил Тарковский верно оценивает роль этих авторов в нашей культуре, утверждая, что «в двадцатом веке именно эти писатели взяли на себя ношу великой русской литературы и, поразив своими книгами самых щепетильных читателей, стали настоящими классиками». И далее продолжает: «Литература наша, всегда жившая живым, настоящим, исконным, отторгая город с его элитарностью и западными веяниями, обманула цивилизацию и проложила себе основное русло через Сибирь, – край, где русское еще сохранилось нетронутыми очагами».

Читатели помнят, сколькими точными, глубокими наблюдениями, связанными с произведениями, и отношением к жизни В.П. Астафьева и В.Г. Распутина, делится Михаил Тарковский в этом очерке. Приведу отдельные примеры: «…чтобы до конца понять двух русских писателей Астафьева и Распутина, надо хорошенько представить, что такое для Сибири реки Енисей и Ангара. Итак, главный фарватер русской литературы прошел именно по этим великим водным жилам, за каждую из которых будто отвечал свой писатель – за Ангару – Распутин, за Енисей – Астафьев».

Будучи сам писателем, Михаил Тарковский сумел по-настоящему прочувствовать и понять «великую боль Астафьева и Распутина за тот Божий мир, который даден человеку на уход и преображение, а в ответ получающий от него одно нерадение». Афористично точно пишет Михаил Тарковский: «Веками великих трудов и лишений наживался уклад и требовал одного – служения исконному и вечному».

Но не только об этих талантливейших писателях он говорит в своем очерке. Некоторые мысли, выводы можно отнести ко всей нашей художественной словесности. Например: «Чувство земли родной – это единственное, что может двигать настоящим русским писателем. Через окружающий Божий мир познается эта земля, через природу и почему-то обязательно через мир растений».

Михаил Тарковский готов затрагивать самые острые вопросы литературы и – шире – искусства, размышлять над их задачами и смыслом. Готов он вместе с читателями, опираясь на наше богатое литературное наследие, пришедшее к нам из разных веков, из недр нашей истинной культуры, искать ответы на вопросы, которые можно отнести к вечным.

В чем видится задача искусства? Наверное, в праве и читателя, и писателя мыслить и ожидать влияния искусства «на существующую действительность». И как говорит писатель: «и если не остановить происходящее, то хотя бы предупредить, предостеречь людей от грядущих ошибок».

Но как часто в действительности оказывается все не так, и приходится признать, что и самые лучшие произведения искусства не смогли повлиять на умы, сердца, души. Михаил Тарковский, будучи зрелым человеком и писателем, видит это и пишет: «С горечью хочется подвести черту и сказать: ничему не учится человек, никакая самая гениальная литература не может остановить разрушительную энергию человека, и встает перед писателем вопрос: а зачем тогда нужна литература, если она ничего не в силах изменить?»

Наверное, такой вопрос ставил перед собой почти каждый автор. Вопрос этот был актуален в разные эпохи. И от ответа, который писатель даст сам себе, зависит то, что он предложит читателю, куда его за собой поведет, к каким размышлениям подтолкнет.

Михаил Тарковский дает такой ответ: «И одолеть это сомнение и отчаяние можно только через глубочайшее смиренье перед своей долей-задачей русского художника, который во все лихолетья чувствовал ответственность и обязанность быть летописцем, плакальщиком и защитником родной земли и всегда учился силе у простых людей». Благодарю за внимание.

председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
митрополит Калужский и Боровский Климент


Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2025 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



13 октября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

2 октября 2025 г.
АУДИО. Вечер воспоминаний о протоиерее Максиме Иванове

29 сентября 2025 г.
Чин Воздвижения Креста

29 сентября 2025 г.
В день Рождества Богородицы

29 сентября 2025 г.
«Лики святости»: искусство, где встречаются фото и вера

26 сентября 2025 г.
Хор воскресной школы на даче

26 сентября 2025 г.
Урок Мужества в детской воскресной школе

25 сентября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЛИ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ДЕВУШКИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

25 сентября 2025 г.
ДЕЛО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

22 сентября 2025 г.
Оргкомитет Филофеевских образовательных чтений

21 сентября 2025 г.
Престольный праздник в Богородице-Рождественском женском монастыре г. Тюмени

20 сентября 2025 г.
Архиерейское богослужение в с. Ярково

25 сентября 2025 г.
АУДИО. Жизнь купца-мецената Николая Чукмалдина в Тюмени и в Москве, судьба его потомков

20 сентября 2025 г.
Молебен в часовне «Неопалимая Купина»

20 сентября 2025 г.
В ТОБОЛЬСКЕ СОСТОЯЛИСЬ СЛЕТ И КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ (ЮНОШИ) ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ТОБОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

20 сентября 2025 г.
ПРАПРАВНУКИ КУПЦА-МЕЦЕНАТА ЧУКМАЛДИНА ПОСЕТИЛИ ТЮМЕНЬ И КУЛАКОВО

18 сентября 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

17 сентября 2025 г.
В Тюмени похоронили клирика Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени

18 сентября 2025 г.
АУДИО. Разговор с новым ректором Тобольской духовной семинарии иереем Димитрием Майоровым

15 сентября 2025 г.
Новый выпуск «Сибирской православной газеты»

12 сентября 2025 г.
День памяти усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября 2025 г.
Молебен на начало учебного года

9 сентября 2025 г.
В ТЮМЕНИ ПРОШЕЛ КОНКУРС «ЛИКИ СВЯТОСТИ»

8 сентября 2025 г.
БУДИ, ГОСПОДИ, МИЛОСТЬ ТВОЯ НА НАС, ЯКОЖЕ УПОВАХОМ НА ТЯ

5 сентября 2025 г.
1 сентября в Тюменском духовном училище

4 сентября 2025 г.
Заседание епархиального совета Тобольско-Тюменской епархии

4 сентября 2025 г.
Гермогеновские чтения

2 сентября 2025 г.
В день памяти священномученика Гермогена в Тобольске совершили богослужения

1 сентября 2025 г.
Торжественный акт Тобольской духовной семинарии

1 сентября 2025 г.
Начало учебного года в Тобольских духовных школах

30 августа 2025 г.
В Тобольске совершили богослужения в день памяти Нерукотворного Образа Спасителя

29 августа 2025 г.
В Тюмени отметили день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

28 августа 2025 г.
В Тобольске совершили чин погребения Пресвятой Богородицы

28 августа 2025 г.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

25 августа 2025 г.
Церковная помощь наркозависимым

25 августа 2025 г.
Студенты семинарии посетили село Суерка

22 августа 2025 г.
В Тобольских духовных школах огласили результаты вступительных испытаний

22 августа 2025 г.
Преображение Господне отметили в Тобольске

22 августа 2025 г.
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Семи отроков, иже во Ефесе

22 августа 2025 г.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

22 августа 2025 г.
Празднование дней памяти атамана Ермака Тимофеевича в с. Вагай Тюменской области

22 августа 2025 г.
Положение о Конкурсе детских рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

12 августа 2025 г.
День памяти вмч. и целителя Пантелеимона

8 августа 2025 г.
Обретение мощей прп. Серафима Саровского

5 августа 2025 г.
День памяти иконы Божией Матери «Знамение-Абалакская»

28 июля 2025 г.
Митрополит Димитрий возглавил богослужение в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

12 июля 2025 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

30 июня 2025 г.
ПРОВЕДЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРКСЭ

30 июня 2025 г.
О проведении курсов повышения квалификации по предмету ОПК для учителей школ Тюменской области

26 июня 2025 г.
Презентация новых книг Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла







Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


веркающая химера


Глаз никогда не пресытится созерцанием, ухо никогда не пресытится слышанием.
Весь мир в своей целости - сверкающая химера, но в частности - сама печаль; геройская храбрость - в целости и мышиный страх - в частности; неукротимый поток жизни и безнадежное одиночество смерти... И вся эта сверкающая химера не может насытить ни одно око, ни одно ухо, не может погасить жажду плотских похотений, и еще меньше способна она утолить жажду духовную.
Как одна капля родниковой воды, падая на язык жаждущего странника, не может напоить его, так и вся наша вселенная подобна одной родниковой капле, которая, падая на жаждущий дух человеческий, лишь усиливает жажду, разжигая ее до безумия.
Воистину, мир существует, чтобы разжигать жажду духа человеческого.
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.