6 июня 2020 г. 7 июня в Тюменском Свято-Троицком монастыре пройдет торжественное богослужение, посвященное празднику Святой Троицы. Его возглавит митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Из-за ограничений, связанных с эпидобстановкой, крестный ход, который традиционно организуют в этот день в столице региона, решено не проводить. Праздничная служба состоится в храме Петра и Павла, входящем в архитектурный ансамбль монастыря. Главный собор – Троицкий с осени прошлого года закрыт на реставрацию. Средства на ее проведение выделило правительство региона. Несколько месяцев художники работали над внутренним убранством храма. Уже скоро тюменцы и гости города увидят новый образ собора. Предлагаем заглянуть внутрь и посмотреть на то, что уже сделано. Проект реставрации Свято-Троицкого собора – сердца тюменского монастыря начали разрабатывать еще в 2018 году. В сентябре 2019-го храм одели в строительные леса. Реконструкцию доверили специалистам ООО «Тобольский кремль». Под высокими сводами начали трудиться реставраторы и иконописцы. К масштабной работе на разных технологических этапах было привлечено до 20 реставраторов и примерно столько же художников и иконописцев.
Руководителем проекта выступил заведующий Тобольской иконописной школой, древлехранитель митрополии, иерей Виталий Ведерников. Под его руководством специалистам предстояло отреставрировать и расписать 4 придела (части) собора. Он рассказал нам об особенностях работы в одном из крупнейших храмов Сибири.
Итак, центральный придел монастырского собора назван в честь Святой Троицы. Рядом с ним северный придел, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Два остальных мало известны тюменцам, они находятся на втором этаже: Преображения Господня и Святых преподобных Антония и Феодосия Печерских (на хорах).
Троицкий собор известен тем, что здесь не утрачена первоначальная авторская живопись рубежа 18-19 века (скорее всего первое десятилетие 19 века). До момента реставрации, считалось, что роспись сохранилась только в центральной части храма, но во время нынешних работ выяснилось, что это не так.
«В центральном приделе авторская живопись сохранилась в большом количестве, — рассказал корреспонденту PARK72.RU художественный руководитель проекта, священник Виталий Ведерников. — Не утрачены главные смысловые акценты, за исключением некоторых. Мы имеем фактически читабельное повествовательное полотно, там, где раскрывается общий концептуальный замысел росписи всего собора. Это сюжеты из Ветхого Завета, из Нового завета, иконописные изображения об исцелении Иисусом Христом больных, о подвижниках, которые трудились благодаря евангельской проповеди уже после распятия Спасителя. В алтаре также сохранилось несколько композиций — Рождество Христово, Святители–литургисты, Ангельские чины. Здесь мы отреставрировали имеющиеся росписи, а также по-новому расписали дьяконник и жертвенник (особые части алтаря). В жертвеннике раскрыта тема страданий и Крестного пути Иисуса Христа, а в дьяконнике изображена жизнь и проповедь Святого Иоанна Предтечи».
В центральной части собора, который славится своим величием, масштабом, перед художниками стояла задача развить авторский замысел, реконструировать его, им надо было оформить придел в том русле, которое было задано старыми мастерами.
Специалисты занимались не только реконструкцией сохранившихся росписей, но и восстановлением тех участков, которые были полностью утрачены. Работали художники в технике традиционного академического письма, все изображения выполнены маслом.
Во время реставрации впервые старинный фрагмент живописи был обнаружен в верхнем, Преображенском приделе.
«Когда мы приступили к работе, мы думали, что в Преображенском приделе ничего не сохранилось, но последние реставрационные работы позволили найти фрагмент старинной живописи (конца 18 – начала 19 века), — рассказал отец Виталий. — В алтаре Преображенского придела, в маленькой нише, изображен Спас Эммануил (младенец Христос) в Евхаристической Чаше. Само по себе изображение редкое, да еще и найденное под многочисленными слоями поздней штукатурки. Реставраторам дали задание сделать контрольные участки, они их сделали и обнаружили фрагменты живописи. Мы увидели, что композиция хоть и сильно повреждена, но она читабельна, и ее можно реконструировать».
Но, к сожалению, прихожане восстановленное изображение не увидят во время молитвы, оно расположено за иконостасом, на Горнем месте – там во время богослужений находятся только священники и их помощники.
Преображенский придел воспринимается как новая страница в истории собора. Он не похож на сдержанный, аскетичный стиль центральной части. По словам отца Виталия, здесь художники оттолкнулись от самой темы Преображения Господня. А она – праздничная, яркая. Перед иконописцами стояла задача передать неземной фаворский свет, в котором предстал, согласно Евангелию, преображенный Спаситель.
«Сам Фаворский свет в символике русского иконописания передается через золото, через узоры, через вещественную красоту. Сияние нетварных божественных энергий мы показали с помощью сусального золота. Мы разбили пространство на сектора и поместили изображения в рамы, что отличается от «коврового» стиля, когда одна композиция переходит в другую. Также мы изобразили сюжеты из земной жизни Иисуса Христа и образы сибирских Святителей и Святых, чтобы отразить идею о Христовой проповеди на сибирской земле. Здесь написаны Святители Софроний и Иннокентий (Иркутские), Макарий (Алтайский), Севастьян (Карагандинский), Филофей (Лещинский), Варлаам, Антоний, Гермоген…Самое большое яркое полотно на этой стене мы посвятили композиции, которая называется «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов», — рассказал руководитель проекта.
Иконописцы и художники работают по артельному принципу. Кто-то расписывает лики, кто-то специалист по одеяниям … В процессе работы проект корректировали, «храм сам рождает какие-то изменения», отметил отец Виталий.
«Одно дело на бумаге, другое — когда идет процесс работы. Например, идея акцентировать внимание на сибирских святых возникла уже в процессе работы. Также появились пожелания со стороны монастыря. И в нижнем Успенском приделе, мы сделали акцент на святых, которые являются учителями монашества», — добавил он.
Есть идея — все работы, сделанные иконописцами в храме, сфотографировать и выпустить качественный современный фотоальбом с комментариями специалистов. Тогда тюменцы и гости города смогут подробно познакомиться с живописью уникального Троицкого собора. Можно будет изучить композиционные и смысловые особенности. Ведь многие работы находятся очень высоко, под сводами церкви, их сложно рассмотреть, а они интересны и имеют свои индивидуальные особенности.
Завершить работы мастера планируют в течение месяца. По проекту собор должен быть отреставрирован уже к 1 июля.
PARK72.RU
Елена КУХАЛЬСКАЯ
Благодарим художественного руководителя проекта, заведующего Тобольской иконописной школой, древлехранителя митрополии, иерея Виталия Ведерникова за предоставленные нашему изданию фотографии.
|