24 марта 2023 г. Пассия – Богослужение, посвященное крестным страданиям Христа, которое совершается в нашем Успенско-Никольском храме Великим постом вечером четырёх воскресных дней в 16-00. Прежде Страстной седмицы мы слышим слова о страданиях Христовых и говорим, что весь наш Пост — крестный. Смысл всего нашего Поста (а не только Крестопоклонной недели) заключается в том, чтобы мы поняли какой ценой мы приобрели спасительный Крест Христов.
Евангелие – это благая весть, которая знакомит нас не только с тем, как спасти душу, но и с подвигами чудесного исцеления души и тела, которые многократно подтверждают, что Иисус Христос – Сын Божий, добровольно отдающий свою жизнь за спасение человека.
Читая Евангелие, мы узнаем, что приходит толпа для того, чтобы взять Христа. Та толпа, которая была народом и приветствовала Христа грядущего в Иерусалим и кричала: «Осанна Сыну Давидову!» и позже будет кричать: «Распни Его!» Народ, ставший толпой и потерявший Бога, может выбрать вместо Христа только Варавву-убийцу. Вот то, что, по словам святых отцов, будет в последние времена.
Читая Евангелие, мы узнаем, что Петр – первоверховный ученик Христов на Тайной вечере сказал, что: «Если все предадут Христа, если все разбегутся, то он не отречется». Он, как бы не слышит слова Христа, прежде чем петух дважды пропоет, «трижды ты отречешься от Меня».
Мы узнаем Иуду, который предает Христа не как-нибудь, а лобзанием любви. Поцелуем любви. Вот это целование предателя, может быть, самое страшное во всем Евангелии. Оно еще более страшное, чем глумливое «поклонение» воинов Христу со словами «радуйся, Царь Иудейский!», которые бьют Его по ланитам и плюют на Него и «пакости Ему деют». Еще более глумливое потому, что это было особое целование, которое входило в таинство общения Учителя, открывающего пути к Богу. Это именно такое предательское лобзание, в котором заключена тайна самого сатаны — того, кому была известна благодать Божия, и который предал Бога, отступив от Него. Предал для того, чтобы быть самому по себе «богом» — не в общении и любви с Богом, а вне зависимости от Него. И это — то осквернение святыни, в котором, по слову апостола Павла, совершится тайна беззакония в Церкви, всегда совершающаяся там, где рядом с благодатью, рядом со священнодействием — предательство и мерзость. Мерзость не просто запустения, а именно сатанинского осквернения.
Церковное Предание говорит нам, что всякий раз, когда Петр слышал пение петуха в течение всей своей жизни, он, уже прощенный Христом и знавший тайну Воскресения и Пятидесятницу, он, приводящий ко Христу тысячи и тысячи людей своим вдохновенным словом, каждое утро горько плакал, так что на лице Апостола образовался глубокий след от прожигающих его слез.
И позор апостола Петра привлекает всех без исключения людей так, что каждый человек может узнать о том, что Господь прощает всякого кающегося грешника. Он прощает любого человека, когда этот человек обращается ко Господу, и мы должны это увидеть сейчас на Кресте, которому поклоняемся. Мы должны всегда помнить, что Господь с мытарями и грешниками ел и пил и среди грешников был распят. Среди самых страшных грешников, которые даже на Кресте хулили Его. Но и здесь, на Кресте, Он не оставляет нас и дает возможность даже самому отчаянному грешнику стать благоразумным разбойником, с тем чтобы мы уже навсегда были Христовыми. Аминь.
Подготовил протоирей Георгий Санников,
Фотографии: Светлана Шорохова
(С использованием материалов проповеди протоиерея Александра Шаргунова) |