22 декабря 2023 г. На это, одним словом, не ответишь. Жизнь сложное дело. Обратимся по этому вопросу к людям, которые посвятили свою жизнь служению Богу и потому приобрели богатый опыт такой жизни. Например, епископ Феофан Затворник советует начать с познания своих грехов, оплакать их с сокрушением сердечным и исповедовать их перед священником, научиться терпению к оскорбляющим и милосердию, не отвечать злом на зло. Дать обещание, словом, и в сердце своем положить не оскорблять Бога более грехами своими. Прибывая умом и сердцем в Боге телом трудись в исполнении лежащих на тебе обязанностей, при этом храни сердце свое от худых помыслов и чувств (гордости, тщеславия, гнева, осуждения, ненависти, зависти, презрения, уныния, пристрастия к вещам и лицам, рассеянности, много заботливости, всех чувственных удовольствий), т.е, всего того, что отделяет ум и сердце твое от Бога. В этом поможет тебе смиренное предание себя в волю Божию и ненадеяние на себя более чем на Бога. С благодушным перенесением неприятностей. При этом верить, что, работая так ты раб Божий, а Он твой Владыка, который видит все твои труды и ценит их. При этом надо иметь надежду, что помощь Господа всегда готова тебе и проявится во время благопотребное, что Бог не покинет тебя до конца твоей жизни и сохранит тебя здесь среди всех искушений. Любовь ко Господу всегда помогает избегать того, что может оскорбить Его в слове, в деле и в помышлении. Важна при этом сердечная молитва церковная и домашняя, посильный пост, бдение, уединение, телесный труд, частое исповедание грехов и святое Причащение, чтение слова Божия, беседа с людьми Богобоязненными, со своим духовным отцом о всех случаях внутренней и внешней жизни, внимать благоразумию опытных, надо помнить о том, что последнее – смерть, суд, Царство Небесное или ад.
Архиепископ Платон советует принуждать себя соблюдать распорядок каждого дня, вставать рано в определенное время, спать не более семи часов. Каждое утро думать о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло. Не начинай ни одного дела не помолясь Господу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы после оказывается или погрешительным или вредным. Сам Господь сказал: Без Мене не можете творить ничесоже. Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимью за грехи твои, в духе послушания и смирения. Никогда не оставляй молитвы перед обедом, уделяй от своего стола нищим и не забудь обязательно поблагодарить Бога за хлеб наш насущный. Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движением сердца, страстями. Во всем да будет Твоим учителем Господь. Не думай приобрести какую либо добродетель без скорби и болезни души. Ожидай искушений, ибо Любовь к кресту испытывается через преодоление препятствий. Прибудь всегда в трудах и занятиях. Ибо не трудящийся не достоин имени человека. Убегай даже от самых малых грехов, ибо не удаляющийся от малых, непременно впадет в большие и тяжкие. Всякий помысл особенно скверный плотский изгоняй из сердца, как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на нее. Испрашивай у Бога, чтобы Он отнял у тебя все, что питает твое самолюбие, более слушай нежели говори. Не любопытствуй о новостях они развлекают дух. Радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но, когда без злопамятства перенесешь оскорбления.
Святый праведный Иоанн Кронштадтский делясь своим пастырским опытом говорит о том, что на молитве будь как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Считай себя за ничто, молитвы принимай как великий дар Божий. От своего разума плотского совсем откажись и не внимай ему, ибо плотский разум кичит (1 Кор. 8,1), сомневается, мечтает, хулит. Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа – дом, страсти – огонь. Не дадите места диаволу (Еф.4, 27). Молитва принужденная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Как человек недобрый, приходя с просьбою к человеку доброму, кроткому и смиренному, для лучшего успеха своей просьбы сам старается уподобиться ему, так христианин, приступая с молитвою к Господу, или Пречистой Его Матери, или Ангелам, или святым – для успеха своей молитвы должен уподобиться им. И вот в этом-то и состоит тайна приближения и скорого услышания молитв наших.
Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое будет», - писал преподобный Амвросий Оптинский. Приближаясь к подвигам святых наших, мы покажем себя достойными тех славных имен, которые нарекла нам святая церковь при крещении. Твори так и будешь вести мирную православную жизнь на земле и блаженную на небе. Так устройся и благодатию Божией спасешься.
Благодатными условиями для проявления навыка такой жизни по православному, являются продолжительные посты (Рождественский, Великий, Петров, Успенский).
Настоятель Успенско-Никольского храма,
Протоиерей Георгий Санников,
Прихожанка Фотиния Шорохова
|