1 марта 2024 г. В ноябре 1812 года Иван Андреевич Крылов написал басню «Ворона и курица». В этом произведении отражены события, связанные с нашествием французов на Россию и сдачей Москвы. В то время Россия противостояла агрессору, который покорил западноевропейские страны, и вся военная мощь западного мира была устремлена на православную Россию. И удивительно, что Наполеон двинул свои войска не на столицу России того времени, Санкт-Петербург, а на Москву. Москва как древняя столица Руси была олицетворением реально существующего духовного центра всемирного Православия. Утратив статус государственной столицы, она сохраняла свой православный патриархальный образ и добрую память о Святой Руси. При этом Санкт-Петербург всегда считался более прозападным городом, детищем Петра I, который в своем правлении ярко проявлял симпатии к европейскому образу жизни. В элитарном обществе того времени были и западники, симпатизирующие Наполеону. Как предостережение таковым Крылов и написал басню «Ворона и курица».
ВОРОНА И КУРИЦА
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил:
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу?»
Ей с возу Курица кричит:
«Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». –
«Мне что до этого за дело?»
Вещунья ей в ответ: «Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры, как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А, может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей –
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься –
Попался, как ворона в суп!
В истории государства Российского мы находим множество примеров, как на нашу землю устремлялись полчища завоевателей и с востока, и с запада, и с севера, и с юга. Все эти «нашествия супостатов» несли не только скорби и утраты, не только материальное разорение, порой большое, – главной целью было духовное порабощение православной Руси, православной России. Но наш народ, духовно освященный православной верой, всегда находил в критические моменты силы и символы для сохранения своей свободы и самобытности. Силы духовные и физические наш народ черпал в неиссякаемом источнике духовной и нравственной мощи – святом Православии. Победоносные символы – это святыни Православной Церкви, это ее святые подвижники – люди, которые своей жизнью запечатлели верность Православной Церкви. При этом в истории есть примеры, когда по разным причинам с внешними врагами становились солидарными и враги внутренние. Делалось это порой с надеждой, что «удастся поживиться». Иван Андреевич выводит мораль, что своекорыстный – «часто человек в расчетах слеп и глуп». А предающий свой народ и веру своих предков человек – «попался, как ворона в суп!»
Чтобы понять духовную природу происходящего, важно вчитаться в слова Священного Писания, в которых мы можем найти ответы на многие вопросы. Для нас, христиан, земная жизнь Христа раскрывает все явное и тайное в нашей жизни. У Иисуса Христа было много последователей, но среди них был и Иуда, который по зависти и ради корысти хотел обмануть самого Бога. Были в истории нашей страны такие люди, которые, как Иуда, предавали интересы Руси и своим предательством приносили страдания нашему народу. Проходят годы, меняются и средства, и орудия нападения на страны и народы. Теперь, вместо копий и мечей, вместо пуль и ракет – шквал развратных злых речей, растлевающих разум народа и разрушающих его традиции и самобытность. По евангельской аналогии – это предатели, это иуды, которые за сребреники предают и учат предавать духовные традиции своей Родины.
Мы вступаем в 2017 год, когда будет отмечаться столетие поистине трагических, пропитанных лживостью, предательством и неправдой событий XX века. Миллионы людей были насильно лишены Родины. Миллионы приняли мученическую смерть за приверженность тысячелетней духовной традиции своего народа. Миллионы были репрессированы за то, что они олицетворяли собой приверженность многовековому укладу экономической и хозяйственной деятельности. Миллионы были раскулачены и расказачены. А те, кто смирились с агрессивной безбожной пропагандой, пожинали плоды бездуховности и безнравственности. Божественная природа души тех, «кто в расчетах слеп и глуп», под натиском воинствующего атеизма, через жестокость и страх подверглась разрушению и демонизации.
Сегодня важно правдиво переосмыслить события минувшего столетия. Необходимо признать и безусловные успехи этого периода. Но они могли быть еще более значительными, если бы исключить невероятную жестокость и насилие над миллионами православных христиан в России. Вряд ли можно полагать, что геноцид Русской Православной Церкви сказался положительным результатом в экономике или в качестве жизни простых людей. Сегодня время осмысления прошедших событий и прозрения, за которыми должно последовать подлинное возрождение нашей православной духовности, самобытности и культуры. Конечно, все это должно осуществляться гармонично, с учетом исторических и политических реалий современности.
Давайте не будем допускать даже в мыслях, что через предательство и безрассудные попытки «ужиться» с лживостью, насилием, безнравственностью и неверием, нам «еще удастся поживиться». А будем строить свою жизнь по правде и истине – так, как мудро жили наши православные благочестивые предки на протяжении многих столетий.
+ Митрополит Димитрий
январь, 2017
|