охранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса
Нерукотворного Образа) – одна из самых
ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на
этом месте был построен в 1587 году, в год
основания города. В этот храм в 1593 году
был прислан из Углича тот самый колокол, в
который там били в набат по случаю убиения
св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня
1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен
и в том же году построен и освящен новый
деревянный. Но он не долго существовал,
нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и
«в 1706 году на горе была заложена церковь
каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной».
Интересно, что храм этот созидался с
благословения и молитвенной помощью двух
величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна
(Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру.
В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн
в 1713 году. Во второй половине XVIII века к
западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два
придела.
В законченном виде храм имел четыре
престола: во Имя Святой и Живоначальной
Троицы, в честь Нерукотворенного Образа
Спасителя и во имя Предтечи Господня Иоанна – в летнем храме, а в зимнем, теплом, –
во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Иерусалимского.
Небольшой объем этого храма состоит из
трех частей: церкви, трапезной и колокольни. Пластика внешних стен удивляет своей
живописностью. В ней воплотилось сочетание древнерусского архитектурного стиля
XVII в., архитектуры петровского времени и
азиатских художественных вкусов. В декоре этой церкви отразился самобытный стиль
– сибирское барокко, которое в дальнейшем
получит развитие в архитектуре Сибири.
После прихода к власти большевиков печальная участь российских церквей постигла
и Спасский храм. В 1922 году по всему Тобольску произошло изъятие из церквей дра-
гоценных металлов. В Спасском храме было
изъято серебро. В конце 20-х сняты колокола, причем, как известно, пожилые женщины, «бабушки»-прихожанки этой церкви
дали настоящий бой властям, протестуя против снятия колоколов.
В 1940 году храм был передан под гараж
школы комбайнеров. Тогда же храм лишился своих главных украшений – купола и колокольни, позднее появилась нелепая шиферная крыша, которая придает древнейшему приходскому храму Тобольска вид богатыря без головы.
После Великой Отечественной войны
Спасский храм постепенно разрушается,
здание приходит в совершенную негодность
и долгое время пустует. В конце 70-х годов
власти решили отремонтировать здание храма для использования в мирских целях. Как
показывают нам архивные источники, на
1 августа 1980 года храм хотя и находился
в разрушенном состоянии, но ремонтировался. Тобольский исполком намеревался использовать бывшее здание Спасской церкви
под художественные мастерские.
После крушения советского строя в 90-х
годах начались переговоры о передаче здания
Спасской церкви в пользование местной церковной организации. В марте 1996 года создан был православный приход Спасского храма, костяк прихода составляли тобольские казаки, в храме планировалось создать духовный центр Сибирского казачества. В июне
1996 года приходская организация, по благословению Епископа Тобольского и Тюменского Димитрия, подала два «Обращения» в Государственный комитет Российской
Федерации по Управлению Государственным имуществом и в Министерство Культуры РФ с
просьбой передать храм в пользование верующих. Через некоторое время храм был передан Тобольско-Тюменской епархии. Но казацкий приход к тому времени уже развалился,
и здание с 1999 года после продолжительного внутреннего ремонта стали использовать
под учебные классы иконописной школы. Богослужения в храме, пока еще не обновленном, совершаются нерегулярно.
Особенный декор храма, смешение древнерусского стиля с барочными украшениями позволяет назвать и зодчего этой церкви,
здесь виден особый почерк, мало где повторяющийся. Точно такой же стиль был применен в строительстве Тюменского Троицкого собора, который возводился одновременно
со Спасской церковью каменщиками тобольского мастера Матвея Максимова. Отсюда вытекает вполне разумное и вероятное
предположение, что зодчим Спасского храма также является сей известный тобольский
храмостроитель.
О внутреннем убранстве Спасского храма ныне можно только строить догадки, почти никаких визуальных данных не сохранилось, осталось только пустое помещение с
подпорченной штукатуркой. Но то, что осталось, производит определенное впечатление,
как замечает выдающийся сибирский искусствовед С.П. Заварихин: «Внутреннее пространство церкви оставляет впечатление простора и внушительности. Из тесного и
низкого притвора попадаешь в квадратную, перекрытую цилиндрическим сводом трапезную,
а из нее – в пространство собственно храма,
вытянутое поперек главной оси церкви. Три
глубоких предалтарных отсека обогащают
его пространство. Лишившиеся штукатурки
стены демонстрируют кирпичную кладку, и
это усиливает суровость интерьеров».
Адрес: |