оанно-Введенский монастырь был основан в 1653 г. Первоначально он был мужским. Место для создания обители указала Сама Пресвятая Богородица через чудотворный Свой образ Знамение.
В 1638 году эту икону несли из Абалакского мужского монастыря в город Тобольск. Крестный ход проходил через деревню Шанталык. Местный деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь Анну, и она неожиданно для всех чудесно прозрела. Это чудо от иконы сильно поразило всех, а тогдашний архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон благословил основать на этом месте иноческую обитель. Он же и заложил здесь первый деревянный храм в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Усекновения честной его главы. Местность здесь пустынная. Обитель расположилась между двумя возвышенностями и получила название Иоанновская междугорская пустынь.
Деревня Шанталык с тех пор стала называться село Ивановское, а в настоящее время носит название – посёлок Прииртышский.
Мужская обитель существовала здесь в течение двухсот лет. Деревянный храм в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи просуществовал около ста лет, но затем он сгорел, и неподалеку от него был заложен новый каменный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (празднование 7 июля по новому стилю). Этот храм существует и поныне.
Монахи вели своё хозяйство, занимались рыболовством, имели небольшое свечное производство. Но к середине XIX века численность монастырской братии весьма уменьшилась, монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим архиепископ Тобольский Евлампий в 1854 году обратился в Священный Синод с просьбой перевести оставшуюся братию (которой к тому времени и насчитывалось всего два человека) в Абалакский мужской монастырь, а Иоанновскую обитель преобразовать в женскую. В 1864 году было получено на это Высочайшее Утверждение Государя Императора, а обитель, по этому же Указу, стала именоваться Иоанно-Введенскою.
Тогда же был освящен второй храм обители – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (празднование 4 декабря по новому стилю).
Первая настоятельница монахиня Серафима, прибывшая из Туринского Николаевского монастыря, управляла обителью менее одного года. В 1865 г. пост управления заняла монахиня Дорофея, вызванная из Ново-Тихвинского монастыря. За годы ее управления был введен устав Новгородского Юрьева монастыря, составлен прекрасный монастырский хор, введено неопустительное совершение монашеского правила, чтение Псалтири с поминовением живых и усопших благотворителей обители. Во время трапез были установлены чтения поучений Святых отцов и житий Святых. Сестры выполняли разные виды послушаний: занимались в златошвейной мастерской – вышивали золотом и серебром и шелком. Также налажено было свечное производство, занимались скотоводством и хлебопашеством. В пяти верстах от монастыря на заимке Жуковке были устроены разные хозяйственные службы, мукомольная мельница. Отстроен скотный двор, где содержали немало лошадей, рогатого скота, разной дворовой птицы. Производились строительные работы.
В 1866 г. в монастыре было открыто училище на 30 человек для девиц духовного звания, на устройство которого Н.Д. Пущина, вдова декабриста М.В. Фонвизина, пожертвовала 3000 руб. На втором этаже этого здания располагалась иконописная мастерская, в которой ученицы под руководством сестер занимались рукоделием. В достопамятное посещение Тобольска Его Императорским Высочеством, Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители удостоились поднести Его Величеству икону Иоанна Предтечи, шитую золотом; работы от учениц – туфли, шитые золотом по голубому бархату, и записную книжку, шитую также золотом по малиновому бархату. Также подарили икону святого Иоанна Предтечи Великому князю Алексею Александровичу, побывавшему в Тобольске в 1872 г., написанную сестрами обители.
В теплом и холодном храмах были устроены хоры, расширен трапезный корпус и к нему сделана каменная пристройка с восточной стороны, где размещалось помещение для печения хлеба и варения кваса. Над трапезным корпусом надстроен был также второй этаж с железной крышей – здесь поместились сестры-рукодельницы.
В 1870 г. число живущих в обители сестер достигало до 77 человек, из них 8 монахинь.
По смерти игумении Дорофеи в 1874 г. на место настоятельницы монастыря указом Консистории была утверждена монахиня Августа. Однако из-за слабого здоровья она была уволена по собственному желанию. В 1877 г. приступила к руководству монастырем монахиня Евсевия из Владимирского Успенского монастыря. За время ее пребывания большое внимание уделено было свечному производству, но при этом значительно сокращено хлебопашество и животноводство. Для размещения свечных кладовых в 1879 г. с южной стороны настоятельского корпуса была устроена двухэтажная деревянная пристройка. В 1881 г. училище девиц духовного звания переведено в г. Тобольск и преобразовано с третьеклассного в шестиклассное.
По смерти игумении Евсевии в 1885 г. настоятельницей монастыря Святейшим Синодом утверждена монахиня Миропия. С детских лет она воспитывалась в Туринском Николаевском женском монастыре.
В 1867 г. Миропия вместе со своими родителями и тремя родными сестрами, в будущем ставшими монахинями – Анной, Иоанной и Марией переехали на жительство в Иоанно-Введенский монастырь, которому сестры посвятили все свои молодые силы и способности. Родители их тоже приняли монашеский постриг в Иоанно-Введенском монастыре. Мать ее была пострижена здесь в схиму с именем Митрофания, а отец, подвизавшийся в Абалакском мужском монастыре – иеромонах Андроник – был пострижен здесь в схиму с именем Аввакум.
Сразу по вступлении на должность настоятельницы Миропия озаботилась о необходимых хозяйственных нуждах и постройках монастыря. В 1886 г. был построен новый деревянный этаж над свечным корпусом, отремонтирована часовня. В 1887 г. вне стен монастыря был выстроен деревянный двухэтажный дом, в котором в верхнем этаже располагалась квартира для священника и училище для детей, где на полном содержании от монастыря обучалось около 20 татарских мальчиков и детей местного Ивановского селения. В нижнем этаже были устроены богадельня для престарелых и гостиница для богомольцев. Был расширен теплый храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенный в Архиерейском доме. Внутри его в каменной стене, отделявшей ризницу, была пробита полуциркульная арка (которая существует и поныне). Для ризницы возведена была каменная надстройка над алтарем, устроен купол с позлащенною главою и крестом.
В 1888 г. возведен второй каменный этаж над корпусом, где раннее располагалось училище для девиц духовного звания, предназначенный для рукодельной и иконописной мастерских.
Заботами настоятельницы Миропии в монастыре был устроен приют для детей сирот и детей самых бедных родителей, в котором проживало на содержании монастыря до тридцати человек. Их обучали грамоте и рукоделию. Работы монастырских мастериц участвовали на Всероссийских выставках. Много внимания уделялось песнопению, для монастыря выписывали из других мест и переписывали произведения лучших церковных композиторов. Развивалась иконописная и живописная деятельность, для обучения этому мастерству матушка Миропия отправляла сестер в Екатеринбургский монастырь.
При ней было расширено свечное производство, налажена выделка кирпича, устроено особое помещение под больницу. В то время в монастыре проживало более двухсот человек, из них 45 монахинь и 49 рясофорных послушниц. Развивалось сельское хозяйство монастыря, разрабатывались пахотные земли, имелся скотный двор, где содержалось более 50 голов рогатого скота, лошади и дворовая птица.
В 1900 г. построен каменный храм, освященный во имя Живоначальной Троицы с приделами Почаевской Божией Матери и святителя Митрофана Воронежского с пристройками к храму просторных помещений для сестер. В храме помещалось 4000 человек. Для иконостаса этого храма были присланы с Афона две иконы: Божией Матери «Неопалимая Купина» (которою 4 сентября в день ее празднования торжественно обносили вокруг монастыря) и Святого Великомученика Пантелеимона. В то время в монастыре находились и другие почитаемые иконы, выписанные с Афона. Пользовались особым и благоговейным почитанием иконы Богородицы Почаевская, Тихвинская, Казанская, чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, свят. Николая Чудотворца (писанная в 1645 г. Архиепископом Герасимом), преп. Сергия Радонежского.
В 1892 г. старая часовня, находившаяся на месте церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, была перенесена на заимку Жуково, а на месте ее заложена новая каменная церковь с усыпальницей (предназначенная для погребения благочестивого рода Дружининых – родителей, сестер и самой игумении Миропии). После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен в честь преп. Серафима Саровского. Здесь поминался царский род Романовых и православных воинов, положивших живот свой за веру, царя и Отечество.
Женская обитель стала быстро восстанавливаться. К началу XX века монастырь стал, можно сказать, процветающим. Один из архиепископов, объезжая Сибирь и побывав в Иоанно-Введенском монастыре, нашёл обитель «во всех образцовой». В 1904 г. после смерти матушки Миропии обителью стала управлять ее сестра – монахиня Мария. В 1906 г. она возведена в сан игумении.
Число насельниц обители к началу XX века составляло около 250 человек, из них около 70 были монахинями.
В монастыре к этому времени имелось уже четыре благолепно украшенных храма: св. Иоанна Предтечи, Введенский, храм преп. Серафима Саровского и великолепный пятикупольный Троицкий собор с приделами в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского. Этот храм располагался на месте теперешнего въезда в монастырь, он был взорван в 1924 году.
В 1916 г. построено двухэтажное здание, предназначенное под богадельню с домовым храмом, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в настоящее время здесь находится сестринский корпус и храм).
В историю монастыря вошли события, связанные с Царственными мучениками. В 1918 году Царская семья была отправлена в Сибирь. Вначале их привезли под конвоем в Тобольск. Здесь Государь Император Николай со всей своей семьёй находился под стражей. Обращались с ними грубо, выходить никуда не разрешалось, даже в церковь. Для совершения Божественной службы к ним в дом посылался священник. Сестры Иоанно-Введенского монастыря всячески пытались помочь Царственным страстотерпцам. Они тайком от стражи посылали царской семье продукты питания, молоко, тёплые вещи, передавали записочки. Монахини певчие пели для них на богослужениях.
В память об этом внимании и заботе, проявленной сестрами монастыря к царской семье, уже в настоящее время, после её прославления, специально для монастыря была написана икона Царственных страстотерпцев. Сейчас она находится в храме св. Иоанна Предтечи, перед ней горит неугасимая лампада. В 1919 г. в монастыре располагался полк Белой Армии, который монахини безвозмездно довольствовали.
После революции обитель просуществовала до 1923 года. В 1924 г. монастырь был закрыт, все церковные ценности конфискованы. Монастырь подвергся полному разорению. Конфискованы иконы украшенные золотом серебром и дорогими камнями. Некоторые иконы разносили по своим домам местные жители.
Так спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске Тюменской области была обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая пользуется большим почитанием сестер и паломников. В нынешнее время засвидетельствованы несколько исцелений от Чудотворной иконы Божией Матери. Возвращены в монастырь еще две иконы Пресвятой Богородицы, написанные сестрами в начале ХХ века: «Утоли моя печали», список иконы «Абалакской Божией Матери».
Последняя игумения Мария, казначея и ещё несколько старших сестер были арестованы и отданы под суд. Они были отправлены в тобольскую тюрьму, и, по некоторым сведениям, там и скончались мученически. Остальных сестер разогнали. Обитель какое-то время ещё пыталась существовать под видом сельхозартели, но и таким образом монахини не могли избежать преследований. С 1933 г. в монастыре располагался детский интернат. Он просуществовал здесь до 70 годов прошлого столетия. В 1977 году в монастыре разместилось воинское подразделение, которое занимало здания монастыря ещё в течение почти двадцати лет.