1912 году рядом с Ишимом прошла линия Тюмень-Омской железной дороги. Выросший за восточной окраиной города станционный поселок не только значительно увеличил его население, но и определил новую ось градостроительного развития, вдоль самой длинной улицы – Большой Вокзальной (ныне ул. К.Маркса). Для удовлетворения духовных нужд железнодорожников уже в 1914 году на станции появляется молитвенный дом, обустроенный трудами священника Богоявленского собора Николая Покровского.
Впоследствии службы совершались уже в новоотстроенной деревянной Покровской церкви. Она возведена, скорее всего, по образцовому проекту, в духе северорусского деревянного зодчества. На это указывают шатровое завершение колокольни и восьмигранный ярус основного объема храма, который венчают пять маковок с крестами. Церковь долгое время была главным украшением т.н. залинейной части города, иначе называемой Алексеевским поселком. Стоявший посреди обширной Базарной площади (топонимика города и станции вплоть до 1930-х гг. отчасти дублировалась), он был виден издалека и словно вступал в спор с другими высотными доминантами поселка – кирпичной трубой паровозного депо и могучей вертикалью водонапорной башни.
Последний храм дореволюционного Ишима появился в эпоху бурных общественных потрясений, оставившую после себя не только изломанные судьбы, но и разоренные архивы. Отсутствие всяких свидетельств о времени постройки Покровской церкви сделало историю ее появления, пожалуй, самой загадочной. Старожилы уже в конце ХХ века указывали на 1924-1925 годы. Из уст в уста передавалась легенда о том, как ишимские железнодорожники в пору яростных гонений на Русскую Православную Церковь ходили к самому Ленину, который якобы подписал пролетарское ходатайство о разрешении собирать средства на достройку станционного храма.
Однако недавно найденные документальные материалы свидетельствуют: в марте 1916 года преосвященный Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский, обратился в Святейший Синод с просьбой о разрешении открыть приход «при имеющемся на станции Ишим… небольшом деревянном храме», с причтом из священника и псаломщика, которых обязалось взять на содержание правление Омской железной дороги. 22 марта того же года на заседании Синода это прошение было удовлетворено; указ вышел 30 апреля 1916 года. Первый настоятель нового храма – иерей Андрей Сивиллов.
В 1930-е годы Покровская церковь оставалась единственной в городе, верной Патриарху Тихону. Ее настоятель священник Константин Протопопов был арестован 23 июня 1937 года в числе прочих священноцерковнослужителей. Вместе с ними пострадал и был через два месяца расстрелян в городе Омске ссыльный епископ Серафим Дмитровский (Звездинский), викарий Московской епархии.
В мае 1938 года пришли даже за 84-летним немощным старцем Николаем Гвоздиц-ким, который также закончил свое долгое пастырское служение мученичеством за веру...
Храм был закрыт и разорен. В послевоенное время он стал вторым новооткрытым храмом Ишима. Совершилось это благодаря настойчивым требованиям жителей станции. Назначенный настоятелем священник Михаил Жовняк сумел неустанными трудами за два месяца подготовить разоренный храм, в котором также были выбиты стекла, разобрана и украдена часть пола и потолка, отсутствовали иконостас, иконы, облачения, книги, утварь. И 22 декабря 1946 года, по благословению преосвященного Варфоломея отец Михаил в сослужении с настоятелем Никольской церкви Иоанном Ветошкиным совершил освящение храма.
Период послабления окончился в эпоху хрущевской «оттепели», когда стал набирать обороты последний этап атеистической пропаганды. 5 августа I960 года исполком Ишим-ского горсовета принял решение отвести под строительство квартальной котельной «территорию бездействующей Покровской церкви со всеми находящимися на ней строениями» Исполнительный комитет Тюменского областного совета незамедлительно, 31 августа, удовлетворил ходатайство ишимских властей о разрешении на снос храма. Обычно после этого в дело вступал бульдозер. Что смогло его остановить — теперь спросить уже не у кого, однако храм остался цел и невредим. Видимо, в те дни и появилась легенда о ходоках. Немногие люди из церковного окружения знали, что староста церкви на свой страх и риск сделал фотомонтаж из текста соответствующего прошения и факсимиле ленинской подписи. Эта фотография и послужила «охранной грамотой». Никто и никогда не видел подлинного прошения, но староста уверенно заявлял: «Не могу показать, очень ветхая, а вот как начнете разрушать храм, настоящую грамоту в Москву отправлю...»
В 1960-е годы обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Парфений Еременко.
В начале 1980-х годов настоятель Покровской церкви Константин Некрасов произвел капитальный ремонт храма. Были заново обшиты стены, перекрыта кровля, устроены новые резные крыльца, переделан иконостас, а также надстроены хоры в западной части. Деятельное участие в оформлении храма тогда принимал блаженный Геннадий — известный всему городу юродивый, чрезвычайно одаренный художник-орнаменталист. По его эскизу изготовлены кованые узоры на новых воротах церковной ограды.
17 октября 2002 года прихожане стали свидетелями необычного явления — на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного, долгие годы лежавшего на правом аналое у алтаря, проявилось белесое изображение лика Спасителя, обратное (как негатив) живописному. В храм стали стекаться паломники, некоторые свидетельствовали о чудесных явлениях, происходивших после молитвенного обращения к образу. Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии официально признал это событие чудом.
С конца 1990-х годов приход возглавлял иерей Петр Лысенко. С февраля 2009 г. -иерей Сергий Рыбакин. С 2009 года на приходе служит диакон Валерий Вокуев. Почетным настоятелем храма с 2009 года является протоиерей Алексий Сидоренко.
13 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Димитрий.
Духовенство прихода окормляет также общины в селах Боровое, Новотравнинское.
Адрес: 627400 г. Ишим Ул. Тюменская, 73 тел. 8-34551-65090 |