марте 1775 года протопоп Афанасий
Райков и церковный староста Ларион
Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя
Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго
построения пришла в обветшалость». Сама
идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм.
Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого
каменного храма Приишимья.
Возведение величественного сооружения (высота 36 метров) потребовало немалых ресурсов, как
материальных, так и людских. План и фасад храма
были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в
Тобольске, выстроенными в
одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в
Таре, а строители прибыли
из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня,
добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А
вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а
также для оконных решеток
привозили издалека.
К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной
нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви.
К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, а верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов
кирпичников и каменщиков в Тобольск, по
«ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению
договора, однако даже к осени 1794 года они
не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост.
Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей
воспретил, повелев не тратить деньги, а перене-
сти старый, из деревянного храма. Церковь
в честь Богоявления (Крещения Господня)
в нижнем этаже освятил тот же иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в
день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года.
Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о
написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались и в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А
1814 год можно считать временем окончания
общего строительства собора - тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные
книги, была завершена колокольня.
Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром
духовной жизни Приишимья. Именно в этот
храм ходила юная Прасковья Луполова, всемирно известная Прасковья Сибирячка, девушка, которая в 1803 году пешком отправилась из Ишима в Санкт-Петербург просить
у царя помилования для сосланного отца.
Здесь же в 1815 году священником Иоанном
Симоновым был крещен, родившийся в деревне Безруковой, сын Черемшанского частного комиссара Павла Алексеевича Ершова,
с наречением имени Петр (во имя святого
Петра Столпника), будущий автор «Конька-Горбунка». У стен храма, на старинной Соборной площади, шумели знаменитые на всю
Сибирь зимние Никольские ярмарки, составлявшие экономическую основу благосостояния города.
Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода
с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась
из села Борового в город Ишим, где 21 мая
вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с
той же торжественной процессией обратно.
Настоятели храма в 1873-1916 годах:
Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий,
Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.
В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого
движения и являлся кафедральным собором
Ишимской обновленческой епархии. Но это не
спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В
соборе устроили зерносклад. С проржавевшей
крышей и осыпавшейся штукатуркой он был
передан руководством зерносклада в начале
1960-х годов организации «Горводоканал». С
одной стороны, это сказалось положительно –
в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое
вибрацией разрушало стены собора.
В 1987 году на волне подъема исторического самосознания, инициативная группа
преподавателей пединститута ставит вопрос
о необходимости реставрации замечательного памятника архитектуры. В 1989 году этот
вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами, общественность города участвует в демонтаже оборудования и расчистке завалов строительного мусора.
В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий,
к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых
дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной
Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по
дальнейшему восстановлению храма. Вскоре
начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован весь первый этаж и
освящен главный Богоявленский престол. 24
июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным.
В мае 2007 года, после подписания
Акта о воссоединении Русской Православной
Церкви Московского Патриархата
и Русской
Православной Церкви Заграницей, Епископ
Евтихий получил титул викарного епископа
Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.
В служении Епископу Евтихию с октября 2008 года помогает клирик Тобольско-Тюменской епархии иерей Михаил Медведев.
14 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий,
который совершил совместно с Епископом
Евтихием Божественную литургию.
14 июня 2009 г. в храме побывали участники детской епархиальной экспедиции
«Славянский ход».
Адрес: |