Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

 

Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

7 января 2024 г. В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл посетил больницу святителя Алексия в Москве

7 января 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл: Россия стала опорой Православия во всем мире

6 января 2024 г. Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

30 октября 2023 г. Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями на территории аэропорта Махачкалы

9 октября 2023 г. Святейший Патриарх Кирилл: Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну

9 октября 2023 г. Святейший Патриарх Кирилл молится о скорейшем прекращении военного противостояния на Святой Земле

19 мая 2023 г. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир»

6 мая 2023 г. ПОБЕДА В ВОЙНЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВЕЛИКИМ ЧУДОМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ, ПОТОМУ ЧТО ВРАГ БЫЛ НАМНОГО СИЛЬНЕЕ НАС

16 апреля 2023 г. Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

10 апреля 2023 г. Святейший Патриарх Кирилл: Россия стремится сохранить свою самобытность, свою веру, свою систему ценностей

6 октября 2022 г. Святейший Патриарх Кирилл благословил организовать в военкоматах и пунктах мобилизации пастырское окормление мобилизованных

22 июня 2022 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского в Красногорске

9 марта 2022 г. Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

6 марта 2022 г. Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 февраля 2022 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

6 января 2022 г. Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

20 ноября 2021 г. В Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшей государственной награды Российской Федерации — ордена святого апостола Андрея Первозванного

10 июля 2021 г. Предстоятель Русской Церкви обратился к председателю Правительства РФ с просьбой поддержать законопроект, ограничивающий применение вспомогательных репродуктивных технологий для иностранцев в России

28 февраля 2021 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня редких заболеваний

21 сентября 2020 г. Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

13 сентября 2020 г. Святейший Патриарх Кирилл: «Мы определяем свою жизнь, но Господь всегда остается с нами»

6 сентября 2020 г. Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны бодрствовать как христианский народ Святой Руси и в России, в Украине, Белоруссии...»

11 сентября 2020 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

22 апреля 2019 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью сотен людей в результате серии терактов в Шри-Ланке

14 февраля 2019 г. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

11 февраля 2019 г. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества

21 декабря 2018 г. Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором

14 декабря 2018 г. Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным и государственным деятелям, руководителям международных организаций с посланиями в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь

6 декабря 2018 г. В.Р. Легойда: Подвиг новомучеников — пример истинного следования заповедям Христа

23 октября 2018 г. Святейший Патриарх Кирилл: священник должен сострадать обращающимся к нему людям

14 сентября 2018 г. Обращение Синода Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата) от 11 сентября 2018 года

4 сентября 2018 г. Патриаршее поздравление по случаю 75-летия возобновления выпуска «Журнала Московской Патриархии»

24 августа 2018 г. ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси

3 июня 2018 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Международного дня защиты детей

12 мая 2018 г. Патриарх Кирилл: Церковная благотворительность и социальное служение должны стать приоритетными направлениями нашей работы

27 марта 2018 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагедией в Кемерове

7 марта 2018 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с крушением самолета Ан-26 вблизи авиабазы Хмеймим

20 февраля 2018 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших прихожан Георгиевского собора в Кизляре

27 декабря 2017 г. Святейший Патриарх Кирилл: Мы можем впасть в те же искушения, что и наши соотечественники сто лет назад

01 декабря 2017 г. Патриарх Кирилл: Важно не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые»

01 декабря 2017 г. Патриарх Кирилл: Церкви пытаются навязать жизнь по правилам мира сего

31 октября 2017 г. Патриарх Кирилл: Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок

27 октября 2017 г. Патриарх Кирилл: Евангелие — самая эффективная инструкция по кратчайшему пути к счастью человека

16 октября 2017 г. Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека — Патриарх Кирилл

16 октября 2017 г. Патриарх Кирилл: Голос совести, присущий каждому человеку — подлинный базис, объединяющий все народы и культуры

11 сентября 2017 г. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости

24 мая 2017 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

17 мая 2017 г. 18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов № 4128 и № 4511.

15 апреля 2017 г. Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

07 марта 2017 г. Одной из основных тем проповедей Святейшего Патриарха Кирилла на первой неделе Великого поста стало милосердие

21 ноября 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в день своего 70-летия

17 ноября 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в Москве

26 октября 2016 г. Выигрывает тот, в ком нет злобы — Патриарх Кирилл

26 октября 2016 г. Патриарх Кирилл: Нельзя идти на поводу у людей, которые ненавидят крест Господень

22 сентября 2016 г. Первая Патриаршая Литургия с сурдопереводом состоится в Международный день глухих

31 августа 2016 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл поздравил всех учащих и учащихся духовных школ с началом учебного года

06 июня 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе

06 июня 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечернего богослужения в Успенском Георгиевском монастыре в Башкирии

06 июня 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Михаило-Архангельском храме Троицкого монастыря г. Бирска

06 июня 2016 г. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации

30 мая 2016 г. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с Международным днем защиты детей

30 мая 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском храме Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

30 апреля 2016 г. Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

29 апреля 2016 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС

20 апреля 2016 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в Александро-Свирском монастыре

18 апреля 2016 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в канун субботы 5-й седмицы Великого поста

28 марта 2016 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в храме Всемилостивого Спаса в Митино г. Москвы

25 декабря 2015 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре в день памяти святителя Николая Чудотворца

25 декабря 2015 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю дня памяти святителя Николая Чудотворца и проведения акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

18 декабря 2015 г. «Слово пастыря». Выпуск от 5 декабря 2015 года

18 декабря 2015 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в храме в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке

18 декабря 2015 г. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы представителей Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации

18 декабря 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации

15 октября 2015 г. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на V Международном конгрессе казаков

15 октября 2015 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам смотра-парада Всевеликого войска Донского в Новочеркасске

14 октября 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Воскресенском войсковом соборе станицы Старочеркасская

13 октября 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы

13 октября 2015 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью людей в результате взрывов в Анкаре

8 октября 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры

13 сентября 2015 г. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости

7 сентября 2015 г. Патриарх Кирилл поделился детскими воспоминаниями после просмотра мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

2 августа 2015 г. Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с убийствами клирика и инокини Украинской Православной Церкви

2 августа 2015 г. В канун Дня Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл обратился с посланием к Президентам России и Украины

27 июля 2015 г. Святейший Патриарх Кирилл: Нет ничего более далекого от истины, чем отождествлять Русский мир исключительно с Российской Федерацией

24 июня 2015 г. Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви

16 июня 2015 г. Патриарх Кирилл поделился детскими воспоминаниями с пользователями ВКонтакте

1 июня 2015 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре

1 июня 2015 г. Патриарх Кирилл поздравил пользователей сети «ВКонтакте» с днем Святой Троицы

1 июня 2015 г. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2015 года стали Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень

26 мая 2015 г. В.Легойда: создание страницы патриарха в «ВКонтакте» - шаг навстречу молодежи

24 мая 2015 г. В соцсети «ВКонтакте» появилась страница Патриарха Кирилла

21 мая 2015 г. Патриаршей литературной премии – 5 лет

2 мая 2015 г. В сети «ВКонтакте» появится страница Святейшего Патриарха

28 апреля 2015 г. Книга Святейшего Патриарха представлена белгородским журналистам

23 апреля 2015 г. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

23 апреля 2015 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны

17 марта 2015 г. Люди и исповедуемые ими ценности важнее материальных памятников культуры — Патриарх Кирилл

16 марта 2015 г. Родным и близким В. Г. Распутина

16 марта 2015 г. В Российском государстве веротерпимость исторически связана с Православием — Патриарх Кирилл

15 марта 2015 г. Святейший Патриарх Кирилл помолился об упокоении В.Г. Распутина

Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2024 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



9 октября 2024 г.
Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

8 октября 2024 г.
Тобольские духовные школы молитвенно почтили память преподобного Сергия, игумена Радонежского

6 октября 2024 г.
Глава Тобольской митрополии посетил строящийся храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тюмени

7 октября 2024 г.
Встреча воскресных школ Тобольского благочиния

6 октября 2024 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий в Знаменском кафедральном соборе возглавил Божественную литургию

30 сентября 2024 г.
Богослужение и открытие воскресной школы в Вознесенском храме Тобольска

29 сентября 2024 г.
Образовательный курс по реализации регионального компонента в форме экскурсионно-просветительского маршрута «Свято-Троицкий монастырь – священный уголок Сибири» в рамках курса повышения квалификации по предмету ОПК для учителей школ Тюменской области

29 сентября 2024 г.
О проведении семинара «Перспективы преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях»

26 сентября 2024 г.
Встреча первых курсов регентской и иконописной школ с ректором Тобольской духовной семинарии

26 сентября 2024 г.
ВСТРЕЧА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТОБОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ С ВЛАДЫКОЙ-РЕКТОРОМ

23 сентября 2024 г.
СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ОРГКОМИТЕТА XXIII ФИЛОФЕЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

23 сентября 2024 г.
Встреча студентов семинарии с экспертом Синодального отдела по делам молодежи

22 сентября 2024 г.
Богослужение в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Тобольске

20 сентября 2024 г.
В Тобольске прошла лекция для священнослужителей и ответственных за молодежную работу

18 сентября 2024 г.
Встреча с экспертом Синодального отдела по делам молодежи

17 сентября 2024 г.
Продолжается строительство нового храма святой блаженной Ксении Петербургской в мкр. Иртышском г. Тобольска

17 сентября 2024 г.
Мастер-класс экспертов-спасателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

16 сентября 2024 г.
Фестиваль казачьей культуры в Ялуторовске

15 сентября 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

14 сентября 2024 г.
Новый выпуск Сибирской Православной газеты

12 сентября 2024 г.
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

3 сентября 2024 г.
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО НОВОМУЧЕНИКАМ ЦЕРКВИ РУССКОЙ В СЕМИНАРИИ

4 сентября 2024 г.
Заседание епархиального совета

2 сентября 2024 г.
Начало учебного 2024-2025 года в Ялуторовской православной гимназии

2 сентября 2024 г.
День памяти священномученика Гермогена, епископа Тобольского

2 сентября 2024 г.
Любимый праздник воспитанников Тюменского духовного училища

1 сентября 2024 г.
Начало учебного года в Тобольских духовных школах

31 августа 2024 г.
Ученый совет

29 августа 2024 г.
XXIV Съезд Межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная»

30 августа 2024 г.
В отреставрированном Спасском храме г. Тюмени совершили молебен

29 августа 2024 г.
Архиерейское богослужение в день памяти перенесения Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

29 августа 2024 г.
Во Успении мира не оставила еси…

28 августа 2024 г.
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Тобольске

25 августа 2024 г.
Анонс материалов «Карточки опорных знаний «Крещение Руси» и «Преподобный Сергий Радонежский – игумен всея Руси»

23 августа 2024 г.
Открытие библиотеки в храме Архангела Михаила в Зубарева

21 августа 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

20 августа 2024 г.
Преображение Господне в Тобольске

20 августа 2024 г.
АНОНС МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ»

18 августа 2024 г.
Православный август

16 августа 2024 г.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в Тобольске

14 августа 2024 г.
ИТОГИ ЗАОЧНОГО ТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ТТЕ

16 августа 2024 г.
Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий удостоен звания Почетный гражданин Тюменской области

10 августа 2024 г.
Архиерейское служение в Карасуле

9 августа 2024 г.
Лития по атаману Ермаку

8 августа 2024 г.
Собрание монашествующих

7 августа 2024 г.
Митрополит Курский Герман: «Власти работают четко, паники нет, люди сохраняют спокойствие»

7 августа 2024 г.
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с боевыми действиями в Курской области

2 августа 2024 г.
Семья священнослужителя Тобольской митрополии победила во всероссийском конкурсе

2 августа 2024 г.
День памяти образа Божией Матери Знамение «Абалакская»

29 июля 2024 г.
День Крещения Руси в Свято-Владимирском храме села Петелино




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.