ейчас в вашем храме проводится воскресная школа для взрослых, на ней некоторые люди записывают лекции. Возможно ли сделать так, чтобы эти лекции записывались бы регулярно, а затем размещались бы на сайте храма? Люди, которые пропустили лекции, или уехали в отпуск могут потом зайти на сайт и прослушать их. Я хожу в ваш храм только тогда, когда приезжаю в отпуск к родителям и на Рождественские каникулы. Мне было бы интересно слушать лекции и тогда, когда я вернусь из отпуска. В нашем храме я тоже посещаю воскресную школу для взрослых. Было бы интересно делиться потом мнениями. ПОНИМАЮ, что это скорее не вопрос, а предложение, надеюсь, что над ним можно будет задуматься. Смирнова Татьяна тюмень-лянтор 2016-02-28 15:42:38
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Хорошее предложение. Мы задумаемся и обсудим.
обрый день, батюшка. Спасибо Вам за ответы! Подскажите пожалуйста, когда мы молимся о наших усопших родственниках и близких, молитва помогает в спасении душ тех, кто оказался в аду?
И есть ли надежда что своими молитвами и праведными делами мы поможем забрать их души из ада? Анастасия Тюмень 2016-02-29 22:24:38
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
А какова тогда цель молитвы, милостыни, добрых дел? Во первых, большое утешение душе приносит известие о том, что его не забыли, что его любят. Во вторых, конечно, есть надежда на смягчение участи души, осужденной на адские страдания. Ведь впереди- страшный суд!
дравствуйте батюшка! Как правильно поступить с венчальными кольцами после развода? Андрей Тюмень 2016-02-28 01:34:59
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Развод венчаной пары- весьма печальное событие. Если нет надежды на примирение, кольца можно опустить в церковную кружку для пожертвований. Переплавка и продажа не рекомендуется, т.к. кольца освящены на Престоле.
дравствуйте, батюшка! Спасибо Вам за Ваши ответы. Мой муж сейчас проходит службу в армии. К какому святому можно обращаться и молиться, чтобы у него все было хорошо, чтобы служба была легкой и все удачно складывалось? Еще меня в последнее время мучает следующий вопрос - я стала замечать, что после того, как заказываю ему о здравии, у него начинаются неприятности: то конфликты с командиром, то в госпиталь попадет, то вдруг отчаяние нападает. Почему так происходит? Татьяна Тюмень 2016-02-25 18:03:26
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Так происходит, потому что Господь любит нас, желает исправления недостатков и греховных наклонностей. Православным, тем более мужчинам, не следует бояться неприятностей. Надо стараться правильно по христиански реагировать на них. Это некие испытания, экзамены. Преодолевая их, человек научается терпению, смирению, уступчивости, молитве- столь необходимых для нашего спасения добродетелей. Продолжайте подавать записки о здравии мужа. Также можно поддержать его заказными молебнами или акафистами святым покровителям воинства. Например, архангелу Михаилу, вмч. Георгию Победоносцу, бл. кнн. Александру Невскому, Димитрию Донскому.
лияет ли на мою жизнь то, что мой отец не крещен? Нет у него и другого вероисповедания. Просто живет как живет. Я уже взрослый человек и сделала свой выбор. Но все же, тот момент что отец не крещен вызывает у меня напряжение. Нина Тюмень 2016-02-24 17:23:35
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Представьте, человек "просто живет как живет", и вдруг, его уговорили покреститься. Причем покреститься без веры, без покаяния, без желания что либо менять в жизни. Такое "крещение" наверняка повлияет на жизнь папы и его близких... с отрицательной стороны.
дравствуйте, батюшка! Мой близкий человек совершил самоубийство. Как христианка я осознаю всю тяжесть греха, но не могу не переживать за его душу. Он был крещен, но храм не посещал. Я исповедуюсь и причащаюсь. Знаю, нельзя молиться за него в храме, нельзя отпевать. Дома читаю молитву преподобного Льва Оптинского, читаю Псалтырь. Подскажите, какая участь ждет его и что еще я могу сделать чтобы помочь ему? А так же чего делать не стоит, чтобы не навредить? Анастасия Тюмень 2016-02-23 02:23:13
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Близким людям (родителям, жене, братьям, сестрам, детям) можно посоветовать творить добрые дела и милостыню в память о усопшем неестественной смертью. Если близкие не воцерковлены- крайне важно воцерковляться. Участь души умершего нам неизвестна, она в руках Божиих. Близким в храме молиться о самоубийце не запрещено, запрещено вписывать имя в церковную записку.
атюшка, добрый день. В прошлом году я исповедалась в грехах, которые совершила в молодости. Причастилась. Но воспоминания об этих грехах меня мучают до сих пор и нет покоя в душе. Что мне делать? Татьяна Bibv 2016-02-19 12:38:45
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Хирургическая операция прошла успешно; боль присутствует, но постепенно затихает; швы, рубцы- будут долго еще напоминать о былом заболевании.
дравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос: Приближается Великий пост. Я много раз пыталась держать его, но у меня никогда не получалось. Можно ли в пост хотя бы воздержаться только от потребления мяса и алкоголя? Тогда какой то частичный пост получается. Или надо уж полностью строго держать пост, или уж не держать совсем? Нина Тюмень 2016-02-16 13:56:10
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Полезнее хотя бы частичное (мясо+вино) воздержание в пост.
лагословите, отец Владимир! Почему по вашему мнению в Храмах Божьих больше женщин? Любовь Тюмень 2016-02-13 21:07:53
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Женщина в вере руководствуется чувствами. Мужчина руководствуется логикой, умом, расчетом, а для этого необходимы усилия, труд, жертва. В этом, думаю, причина меньшего количества мужчин в храмах.
дравствуйте! Есть такой вопрос: почему на причастии используется квасной, а не пресный хлеб, как было на Вечере Господней? Ольга Тюмень 2016-02-14 18:55:36
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Евангелисты пишут, что Христос после пасхальной трапезы взял хлеб, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое..." (Мф.26, 26; Лк.22, 19). Причем в оригинальном греческом тексте Евангелия этот хлеб называется "артос"- т.е. хлеб вскисший, поднявшийся. Именно такой хлеб и был использован Христом на Тайной Вечере.
лагословите, отец Владимир! Что значат слова: Помяни меня Господи в Царствии твоем? Господь, я понимаю, всегда с нами, как Он нас там поминает? Он же помнит о нас всегда? Любовь Тюмень 2016-02-13 20:31:08
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Это слова благоразумного разбойника, распятого рядом со Христом. В разбойнике заговорила совесть, он не побоялся среди хулений и насмешек открыто выступить в защиту Господа. В его душе произошел решительный перелом; он открыто выражая свою веру в распятого Господа как в Мессию, обратился к Нему с покаянными словами: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23, 42), т.е. "Вспомни обо мне, когда будешь царствовать". Эти слова стали для нас примером истинного глубокого покаяния и вошли в богослужебное употребление.
лагословите, отец Владимир! Чем отличается Обедня от Проскомидии? При Обедне вынимается частица за поминаемого? Любовь Тюмень 2016-02-13 20:29:13
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Поминовение на Обедне прежде всего включает в себя выщипы частиц из просфор на проскомидии. После преложения Даров (окончание пения "Тебе поем..." и "Достойно есть.."), священник еще раз поминает усопших и живых по запискам на Обедню.
атюшка, здравствуйте! Моя двоюродная сестра, крещённая в православной вере, отошла от неё и перекрестилась в протестанскую веру, как мы можем молиться за неё? У неё троё детей и она употребляет наркотики, её несколько раз лечили в клиниках, но это не помогает, они с мужем снова ступают на этот путь. Что может сделать её мама? Кому молиться за неё? Проживают они в г.Каменск-Уральский. Екатерина тюмень 2016-02-12 00:02:30
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Мама и другие сродники должны углубить свою духовную жизнь, свое воцерковление. Ведя святую жизнь, исповедуясь и причащаясь, можно дерзновенно вымаливать страждущих близких. Спасая себя- спасаем других.
дравствуйте, батюшка! Пишу Вам по просьбе сестры, которой приснился сон (я знаю, что это грешно веровать во сны, но она очень просила Вашего ответа на свой вопрос). 3 месяца назад у нас трагически умерла мама, сегодня она приснилась сестре и сказала, что у нашего дедушки, который умер 15 лет назад (умер наложив на себя руки, в домашних молитвах мы его поминаем но в церкви не ставим за него свечи и не вписываем в записки) будет второй страшный суд. Неужели такое бывает? Насколько я знаю, у души бывает только один страшный суд. О чём этот сон? Стоит ли о нём думать или это всё же от лукавого? Екатерина тюмень 2016-02-11 23:55:00
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Снам доверять святые отцы не рекомендуют. Что касается суда... Первый суд: он совершается над душой человека и называется частным. Душа судится Богом на сороковой день после смерти и получает частный приговор: предверие рая, либо предверие ада. Второй суд- над воскресшими людьми. Событие это произойдет в конце земной истории, после всемирной катострофы описанной в книге Апокалипсис. Это всеобщий и окончательный суд, потому и называется страшным. Промежуток времени между первым и вторым судом дан родственникам и близким для того, чтобы они своей молитвой, ходатайством, добрыми делами смогли изменить участь умерших, смягчить окончательный приговор. Для чего вы тогда молитесь за деда в домашних молитвах? Ведь наверняка надеятесь на милость Божию?
Первом послании к коринфянам Святого Апостола Павла сказано, что хорошо человеку не касаться женщины (7:1), и чтобы мы были без забот оставаясь неженатыми (7:32). Следует ли понимать это как разделение человека и женщины, а также дозволение не исполнять Заповеди: «плодитесь и размножайтесь», «прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть», т.к. не иметь каких-либо отношений с женщиной, большее благо перед Господом, чем семейная жизнь? Объясните и помолитесь за меня, честный отче. Михаил Владикавказ 2016-02-10 18:56:07
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Основная мысль апостола Павла в данном послании та, что девство выше брака, но кто чувствует себя не в силах вести девственную жизнь, тому лучше жениться, нежели разжигаться блудной страстью. Брак создает много забот, которые мешают всецело угождать Богу, хотя вступающий в брак, этим не согрешает.
обрый день! Подскажите, мы хотим крестить новорожденного ребёнка в посёлке Пурпе, это 17 км от нашего города. Нам запретили это делать без разрешения городского батюшки, с чем это связано внятного ответа не последовало. Разве родители не могут самостоятельно выбрать место крещения малыша? Liza Губкинский 2016-02-05 15:54:13
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Родители могут самостоятельно выбрать место крещения ребенка, но желательно, чтобы это место совпадало с местом жительства. У некоторых батюшек бывает строгий к этому подход, а может даже на этот счет имеется распоряжение местного Архиерея.
дравствуйте, после смерти бабушки у меня хранится ее помянник, куда она записывала имена для молитвы за упокой. Можно ли мне при чтении молитв за умерших поминать имена, записанные в помянник бабушки, т.е. поминать тех, кого я не знаю? Галина Тобольск 2016-02-05 13:16:19
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Поминать лучше тех, кого знаешь, или хоть что то о них знаешь. Через 30 лет после смерти моей бабушки, я обнаружил ее синодик. Механически я не поминаю все имена написанные в нем. Но синодик не раз помог мне. Он подтверждал имена сродников, найденные в архивах. Их то я и поминаю.
атюшка благословите! Не знаю как мне поступить? Мой ребенок- инвалид, ему 7 лет, у него умственная отсталость легкой степени. В школу нас направляют в класс 8 вида. Он все понимает, говорит плохо. Конечно, надо учитывать где ему будет лучше, но муж мой категорически против этого класса, у нас пошли ссоры. Я сама врач и вижу, что у ребенка проблемы серьезные, что делать- ума не приложу, мечусь, нет определенного решения, к тому же сама заболела псориазом от того что ребенка воспринимают не так как обычных детей. Плачу, но ничего поделать не могу, знаю что на все воля Божья, но все пальцем тычат- кого родила, город маленький. Батюшка, скажите как нам поступить? Может нам уехать из города и поискать другие школы, ведь в большом городе больше возможностей? Спаси Бог! елена Салехард 2016-02-03 02:01:15
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
"Муж категорически против коррекционного класса... " Какое же ответственное решение он принял, как глава семьи? Что поставил на первом месте: благополучие ребенка или честолюбие?
аньше в храме по улице Семакова в Тюмени, когда не быдо продавца в церковной лавке, записочки ложили на стол, а деньги опускали в ящик. Много человек в воскресенье 31 января так и сделали. Потом случайно вернулись посмотреть расписание дежурств батюшек. И увидели, что все записочки выброшены кассиром Ниной. На наш вопрос она ответила, что она своими глазами не видела, что мы опускали в ящик деньги за записки. Храм превращается в базар, который когда-то разогнал Иисус. Евгения Тюмень 2016-02-03 17:24:36
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
На базаре два участника: продающие и покупающие. Старайтесь не участвовать в "базаре", не торговаться, не спорить, не возмущаться, чтобы не быть в числе разогнанных.
атюшка, хочу исповедоваться, куда мне обратиться? Сергей Тюмень 2016-02-02 13:50:44
Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Спросите у работников храма, который вам удобно посетить, когда лучше подойти на исповедь.
Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Для быстрого перехода
вятой князь Владимир – креститель Руси
Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!