Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  




ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

   


Наши баннеры
Печатные издания Тобольcкой митрополии
Религия и СМИ
Яндекс.Метрика

лагословите батюшка. Я когда сыну говорю до свидания- могу его перекрестить и благословить? И когда дома читаю молитвы, его рядом нет- можно ли перекрестить его фотографию или это язычество?(про фото)
Любовь Тюмень 2015-08-11 22:04:19

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Мама, конечно же, может напутствовать сына крестным благословением. Фото крестить не нужно, лучше прочитать молитву о его здравии и спасении.


обрый день, Батюшка! Подскажите пожалуйста к кому мне обратиться? Ранее я венчалась с мужчиной, с кем была уверена до конца своей жизни буду с ним. Прошло шесть лет как мы развелись, но брак церковный мы не смогли расторгнуть. На сегодняшний день, у него своя семья: любящая жена и ребенок. Я очень рада за него, что у него все хорошо все сложилось. У меня же в жизни нечего не получалось, но сейчас я встретила своего человека и уверена что он тот, что послан мне богом. Он хотел бы венчаться со мной, но как в такой ситуации мне быть? Я очень сильно люблю его. Меня так никто и никогда не любил. Помогите пожалуйста!!! Что мне сделать чтоб расторгнуть ранее заключенный брак?
Наталья Заводоуспенское 2015-08-05 16:45:08

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Наталья, в первом случае Вы тоже были уверены, и чем все это закончилось? Попранием Церковного Таинства? Прежде всего Вам надо покаяться в этом. Вопросы расторжения прежнего брака и благословение на новый- в компетенции Епархиального архиерея. После нескольких лет официального брака обратитесь к Владыке.


лагословите батюшка! У меня исторический вопрос по Ветхому Завету. Почему иудеи когда закончился голод (при Иосифе) не вернулись обратно на свои земли, а оставшись стали рабами? Они же пришли туда свободными людьми, я так понимаю после смерти Иосифа, они потеряли статус гостей- почему не ушли назад в свои земли до порабощения?
Любовь Тюмень 2015-07-17 20:59:31

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Божиим Промыслом израильтяне прожили в Египте 430 лет. Из 75 человек расплодились до 2-х млн. Сначала им хорошо было там жить. Египетские цари помнили, какую услугу оказал им Иосиф. Но шли годы, Иосиф умер. Сменялись династии фараонов. Израиль множился, отчасти предавался безнравственным обычаям египтян и даже освоил некоторые формы идолослужения. Шел постепенный процесс духовного и политического порабощения. Новые правители лишали израильтян преимуществ и вольностей, а затем перешли к угнетению и стали "изнурять их тяжкими работами". Фараоны так же опасались, что израильтяне, как многочисленное и сильное племя, в случае войны могут соединиться с неприятелем. Видя, что каторжная работа не останавливает рост народа, фараон решился прибегнуть к крайней мере: убивать новорожденных младенцев мужского пола. Но среди воплей и стонов израильского народа родился его великий избавитель- Моисей.


дравствуйте Батюшка. Скажите пожалуйста, вот слова: "Благослови душе моя Господа" как понять? Это же мы просим чтобы Господь благословил нас, а тут получается моя душа Господа благословляет, это как так?
Мария Омск 2015-08-03 10:42:03

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Благословение означает не только получение благ свыше, но и хваление, величание, славление. Т.е. псалмопевец в 102 псалме возбуждает себя славить Господа всеми силами души.


лагословите отец Владимир. Я очень люблю ныне покойного митрополита Антония Сурожского за его доходчивые лекции, книги, за его живое слово. Как правильно заказывать в храме панихиду о нем и поминать в записках на Литургии? А так же в день памяти можно ли заказать именную Панихиду?
Любовь Тюмень 2015-07-30 23:58:18

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
В записках пишите: о упокоении митрополита Антония. В день памяти можно заказать панихиду.


лагословите,батюшка! Дочь моя (22 года)в августе со своим молодым человеком собираются отдохнуть на Черном море. Забронировали номер в гостинице. Я ей напомнила о необходимости взять благословение у батюшки на поездку. Собрались в субботу на Литургию. А потом думаю: как же брать благословение, если они не женаты, едут вместе отдыхать и отношения у них едва ли целомудренные. Стало горько самой, что детей воспитала в законах людских, а не Божиих. Как же теперь к батюшке-то подойти? Дочери ничего не говорю, не знаю что делать. Помогите,пожалуйста, советом! Спаси Бог!
Елена Тюмень 2015-07-28 14:18:57

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Святой старец спросил у курильщика, читает ли тот перед курением молитву в начале всякого дела. Курильщик задумался и ответил, что в этом случае читать молитву как то не прилично. Старец завершил беседу: Зачем же делать то дело, пред которым молитва неуместна? Объясните дочке в какой странной ситуации она оказалась: Благословение на поездку взять невозможно! Подскажите, что ей необходимо покаяться и сделать все, чтобы не возвращаться к тяжкому греху.


лагословите Батюшка. Я вышла замуж в апреле этого года, не захотела с любимым мужчиной жить в гражданском браке (во грехе), поэтому зарегистрировались в ЗАГСе, но считаю что нужно обязательно венчаться. Муж еще до свадьбы был согласен и в ЗАГСе зарегистрироваться и венчаться в церкви, но по нему я вижу и чувствую, что он с неохотой посещает церковь. Как нам подготовиться к венчанию? И так думается мне что это будет долгий процесс, думаю что мне нужно набраться терпения и настраивать мужа на венчание не торопя его, подскажите какие есть семейные молитвы которые мы бы могли читать вместе и чтобы он смог настроится на венчание положительно?
Ольга Тюмень 2015-07-27 22:33:24

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Вместе можно читать утренние и вечерние молитвы. Положительно нужно настраиваться не только на венчание. Периодическое участие в таинствах исповеди и причастия- безценное подспорье в духовной жизни и деле спасения.


обрый день, батюшка! У меня вопрос по самоубийцам. Мой отец ушел из жизни через повешение. Мать моего мужа ушла из жизни бросилась под поезд. Много лет живем в браке, крещенные но не венчаны. Дети наши тоже крещенные. Существует ли какая либо литургия по самоубийцам? Дети мои и я считаем что у нас все события в жизни совершаются с большими трудностями и разочарованием. Мы что все прокляты? Прошу ответить и посоветуйте, что в таких случаях делают?
Татьяна Нефтеюганск 2015-07-27 17:30:11

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Вы не в ответе за поступки родителей. Воцерковляйтесь! Помогайте нуждающимся! Жертвуйте на нужды храма! Будет польза и вам, и умершим родителям.


лагословите, отец Владимир. Есть ли какое то правило о том, что нужно брать благословение на Причастие? Некоторые священники говорят не нужно брать благословение, нужно только исповедоваться, вычитать правило, быть на вечерней и утренней службе, и пост.
Любовь Тюмень 2015-07-26 23:12:58

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Исповедник как бы уточняет у священника, допустил ли тот его до причастия: "Батюшка, благословите причаститься?"


лагословите батюшка. Есть ли какое послабление для причастия кормящих матерей у которых младенцы до года? Моя знакомая окрестили сыночка (4 месяца), принесут его причащаться, мамочка спрашивает: можно ли ей причаститься с младенцем? Службу вечером стоять не может и пост пока тоже не может держать так как кормит младенца.
Любовь Тюмень 2015-07-22 19:17:56

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Мамочке с младенцем необходимо регулярно причащаться. Поэтому лучше ей заранее обговорить с конкретным священником условия подготовки. Снисхождение будет оказано.


лагословите отец Владимир, можно ли молиться пророкам, например, Даниилу, Моисею? И вот царь Саломон- он святой -праведный? Я читала-что он в какой-то период жизни по наветам жены отстранился от чистой веры, но потом опять раскаялся и Бог его простил? Значит он святой?
Любовь Тюмень 2015-07-17 21:03:22

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Бог никогда не лжет, не пытается представить даже святых людей лучше, чем они есть на самом деле. Библия без прикрас показывает, например, пьянство Ноя, трусость Авраама, малодушие Моисея, прелюбодеяние Давида, уклонение от чистой веры Соломона... Писание также показывает, что Бог наказывает за грех и прощает покаевшегося. Святым ветхозаветным пророкам, конечно же, можно молиться.


дравствуйте! Прошу Вас по возможности сообщить мне биографию священнослужителя Тобольской епархии Селихова И.А. 1863 г.р.. Моя бабушка Селихова В.А. была замужем за Селиховым Артемием Ивановичем и рассказывала о работе в г.Сургуте учительницей начальных классов. Бабушка за учительствование награждена Орденом Ленина. Хочу выяснить свою родословную. Заранее благодарен за любую информацию.
Селихов Леонид Тюмень 2015-07-11 13:34:41

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
"Селихов Иоанн Алексиев, свящ. Троицкой церкви г. Сургута, ок. учит. сем., диакон с 1893 г., священник с 1895 г., наст.м. 1907 г.",- вот пожалуй все, что нам известно. В "Государственном архиве в г. Тобольске" наверняка можно найти дополнительную информацию. Займитесь поиском, помощи Божией.


лагословите батюшка. Во время какой части Литургии и молитвы священник вынимает частницы из просфор по запискам верующих?
Любовь Тюмень 2015-07-13 00:49:20

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Частицы о здравии и упокоении вынимаются от начала совершения проскомидии (чтение часов) до пения Херувимской.


лагословите батюшка. У меня вопрос насчет милостыни людям, которые сидят у Знаменосного собора. Это довольно молодые люди возраста 30-45 лет и видно, что пьющие, и сидят постоянно одни и те же люди, не калеки. Как к ним относиться? У Георгиевского храма очень часто цыганские женщины и их дети просят подать? Как быть?
Любовь Тюмень 2015-07-13 00:26:41

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Милость нужно оказывать нуждающимся. Не потакайте бездельникам, тунеядцам, пьяницам.


обрый день, батюшка! Просмотрела сайт в контакте о вашем храме и узнала что у вас есть воскресная школа для взрослых. Хочу спросить: кто может посещать вашу школу? Только прихожане вашего храма или все желающие христиане? Если мы живём в пригороде Тюмени, можем ли мы записаться к вам? Что нужно для этого? Спасибо!
Лариса Тюмень 2015-07-12 00:19:30

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Занятия Воскресной школы для взрослых Прихода храма прп. Серафима Саровского г. Тюмени проводятся после Воскресной литургии еженедельно. Время занятий- 1,5- 2 часа. Посещать занятия могут все желающие.


лагословите отец Владимир, у меня вопрос этикета. Когда встречаешь знакомого батюшку в миру на улице, и если он одет по мирскому- как с ним здороваться? Можно ли брать благословение?
Любовь Тюмень 2015-07-10 22:33:24

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
На улице допустимо поприветствовать священника кивком головы. Можно взять благословение, если батюшке будет удобно его преподать (отсутствие сумок в его руках, людей между вами в автобусе).


лагословите отец Владимир. Как можно избавиться от суетности ума, в голове постоянно мысли, никогда тихо не бывает, даже читаешь Псалтирь, вроде бы вдумываешься, понимаешь что читаешь, но параллельно все равно мысли идут, остановишься перед Богом постоять- не получается- все мысли. Как научиться безмолвию?
Любовь Тюмень 2015-07-10 20:58:04

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Пока в душе бушуют страсти, а они могут бушевать до конца жизни, избавиться от рассеяния мыслей невозможно. Боритесь, очищайте сердце покаянием.


лагословите отец Владимир. Моему сыну 3 месяца. Нам дали направление на операцию в ФНЦ г.Тюмени 1е детское отделение 29 июля. Есть ли храм в больнице и возможно ли причащать ребенка? К кому можно обратиться?
Ирина Kрасноярск 2015-07-09 16:37:27

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Обратиться можно к иерею Владимиру Петрову, настоятелю Прихода храма свт. Луки Крымского. Молельная комната этого храма находится на террриториии Тюменской областной больницы рядом с Федеральным центром нейрохирургии.


дравствуйте Батюшка, я прочла в книге, что раньше была поговорка на Руси "Либо женись либо подстригись". Почему так, потому как служить некому тогда? Если замужем, так служишь семье, детям, мужу, в монастыре- Богу, а если не то и не другое тогда получается цели основной нет, один болтаешься и плодов нет?
Мария Омск 2015-07-08 11:34:35

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, Мария, видимо речь шла о том, как максимально правильно организовать свое жертвенное служение Богу и ближним.


кажите пожалуйста, может ли женщина у которой я крестила ребенка, быть крестной у моего ребенка?
Алена Тюмень 2015-07-09 12:41:16

Отвечает иерей Владимир Язов храм прп. Серафима Саровского г. Тюмень
Да, может. Здесь препятствий нет.


Всего обращений: 725
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
администратор- Андрей Добрынин
новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
   (с пометкой "для сайта митрополии")
телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



Здесь Вы можете оставить своё сообщение, которое будет адресовано одному из священников Тобольско-Тюменской епархии
Ваше имя

Электронный адрес

Город

Сообщение
Вопросы рассматриваются от одного дня до одного месяца. Некорректные вопросы игнорируются. Ответы на вопросы сугубо частного характера не публикуются, но посылаются по электронной почте на указанный Вами адрес.




Поиск в православном
интернете:
ИСКОМОЕ.ru


Для быстрого перехода


вятой князь Владимир – креститель Руси

Сегодня у наших русских братьев праздник - день прославления великого святого, отошедшего ко Господу 917 лет назад.
Этот русский праздник можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором в течение почти тысячи лет воздвигался храм русского Православия, росло и укреплялось русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
Думаю, что все южные славяне, а сербы особенно, сердцем и душой должны участвовать в этом празднике наших русских братьев. Ибо наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его.
Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, - это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию?. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово! Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы.
Выбор, подобный этому, выбор подвига ради Царства Небесного, то есть того, что мир считает безумием, в русской истории совершался не однажды и не только в наши дни. Это длительный исторический процесс, пронизывающий всю историю России, от святого князя Владимира и до сего дня.
Первым этот выбор, вместе со своим народом, сделал князь Владимир; он направил ход русской истории в духовном направлении. Вместе с народом, говорю я, ибо и до него были те, кто искал Небесного Царства: это и бабушка самого Князя, святая равноапостольная княгиня Ольга, киевские первомученики Феодор и Иоанн и другие. Но Владимир первый пошел путем креста вместе со всем своим народом. Конечно, этот выбор не мог быть им сделан без великой внутренней борьбы, гораздо более сильной, чем у князя Лазаря и последнего русского царя Николая II. Ведь им, как крещеным, уже по-христиански воспитанным людям, необходимо было решить: идти ли до конца по уже известному им пути христианства, христианской жертвы и стоять ли на нем до конца. В то время как язычнику князю Владимиру, отец которого носил прозвище "дикий вепрь", необходимо было решиться на совершенно новый, на Руси неведомый и непроторенный путь. И вот князь, прежде не отказывавший себе ни в одном из земных удовольствий, наперсник разврата, мстительный и кровожадный, вдруг должен был духовно умереть и возродиться новым человеком, с новой душой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. 10, 39). Я считаю, что решение пойти на смерть духовную может быть труднее и требует большего мужества, чем решение пойти на смерть физическую. Ибо та смерть, на которую решился тогда еще распутный князь, означала многократную, повседневную смерть, по слову апостола Павла: Я каждый день умираю.., братия (1 Кор. 15, 31).
Принимая христианство, Владимир понимал, что выбирает самое трудное из трех предложенных ему вероисповеданий. По летописным свидетельствам мы знаем, что он долго испытывал свой выбор, прежде чем решился на него, видя, что христианство означает путь Креста, следование за Христом, а значит необходимо прежде всего расстаться со своим недостойным прошлым, ветошью старых привычек, с ветхим, плотским человеком. Князь понимал, что недостаточно будет просто сбросить с киевского холма статую Перуна и утопить его в Днепре, но что и он сам, и каждый из последовавших за ним должны будут выбросить идолов из своих душ. А идолы славянские, увы! Как и любые другие идолы, они были плодом фантазий, ничтожествами с громкими именами, земными богами, бессловесными агентами земного царства, обещавшим и людям земное обманчивое царство, привязывая этим людские души к земле. Славянское идолопоклонство, центр которого находился в Киеве, было одним из самых диких в Европе. Язычник князь Владимир являлся типичным представителем язычества тех времен, славяне-язычники - беспощадная стая грабителей, захватчиков, чревоугодников, разрушителей, заживо сжигавших вдов, приносивших в жертву своим идолам младенцев. Они приводили в ужас развитые народы того времени, особенно самое цивилизованное из них - Византию.
Славяне-язычники с особенным вожделением разрушали то, что не созидали, и грабили, то, что было сработано чужим трудом. Какая сила в мире могла из этой свирепой орды сотворить народ духовный, святой, облагородить его, преобразить, переродить? Сила веры Христовой - вот та единственная сила, которая смогла совершить это чудо. Она из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка. Недавний сластолюбец и охотник до женской красоты, распустил свой "гарем" и стал жить целомудренно; чревоугодник и любитель возлияний стал поститься, вплоть до изнеможения, он, когда-то насмехавшийся над исламом, запрещающим вино и свинину! Некогда жестокий, князь начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню, утешая больных. В прошлом любитель ночных оргий, весельчак, он стал проводить ночи в слезных молитвах и поклонах, в размышлении о суде Божием, о спасении души. Не знавший стыда, Владимир стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, милостивого самарянина. Одним словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела! Чудо, куда большее, чем превращение гусеницы в бабочку!
Говорят, что при гробе святого Владимира не было явлено ни одного чуда. Но не сотворил ли сей избранник Божий при жизни своей великое чудо над самим собой? Все чудеса, которые творят святые: исцеления от болезней, очищение от страстей, пороков, изгнание бесов, воскрешения умерших - все это совершил святой Владимир над собой самим. Если бы от его гроба стали проистекать чудеса, люди могли бы не просто считать его святым, но обожествить его. Переворот, совершившийся в душе князя Владимира, явился таким чудом, которое никак нельзя объяснить только человеческими усилиями: оно было бы невозможно без помощи благодати Божией.
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно. Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства - исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное - обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда - личного преображения - стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: "Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?"
"Владимир Красно Солнышко" - так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира - святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась "красным солнышком" среди народов. И можем мы вокликнуть: "Народ русский - красно солнышко!"
Сейчас, оглядываясь на жизнь русского народа после принятия им христианства, мы увидим, что на протяжении всей своей истории он шел путем, на который вывел его пример и дух Владимира-крестителя. Одно поколение сменялось другим, миллионы сменялись миллионами, сораспинаясь Христу на Кресте, принесенном на Русь святым князем Владимиром. И жатва Христова становилась все больше, все обильнее. Были в русской духовной истории и отступления, застои, колебания, были остановки в ожидании отставших, немощных, заблудших, как это бывает на всяком пути. Но, главное, река русской народной истории текла в заданном направлении, иногда быстрее, иногда медленнее, порой едва заметно, и непонятно было, вперед ли она течет или назад.
Многие знают о необычном психическом явлении, когда в минуту смертельной опасности человек, способен увидеть, как бы заново пересмотреть всю свою жизнь, с самого детства и до момента опасности. Я верю, что в нынешние жестокие времена, постигшие русский народ, хоть у кого-нибудь из русских возникнет перед глазами такая картина прошлого - от момента Крещения до наших дней. И мы, если бы попытались проанализировать и понять этот невиданный хаос, царящий ныне в России, мы многое поняли бы в русском прошлом за последние девять веков. Мы бы увидели русскую жизнь предельно ясно. Мы увидели бы шесть периодов русской истории, начиная со святого Владимира и Крещения и доныне, но близок и седьмой… Тут само собой рождается сравнение этих периодов с семью Таинствами Христовыми.
Первый период - период Владимира - соответствует Таинству Святого Крещения; он краток, но значение его огромно в силу совершенного им в жизни русского народа переворота, вступления народа на новый путь к новой цели.
Второй период вырастает из первого и продолжается до установления монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от последствий язычества и укреплялся на крестном пути. В каждой русской душе должно было совершится чудо преображения, на каждой душе должна была таинственным образом появиться печать Царства Небесного. А Таинство Миропомазания и означает утверждение в вере с помощью дара Духа Святаго.
Третий период протекал уже во времена монголо-татарского ига. Он соответствует Таинству Святого Покаяния. Накопившиеся во времена вольготной жизни грехи необходимо было, словно пыль, стряхнуть с души народа жгучим ветром рабства. Как Русь под монголами, так и Балканы под турками!
Замедлившую свой бег реку жизни нужно было поместить в каменное русло, на возвышенность, чтобы течение ее ускорилось, а она сама стала прозрачнее и чище. Находясь в рабстве, народ молчит, вспоминает о прошлом и кается. Душеполезность рабства сказалась в том, что главной целью русской истории, некогда определенной святым Владимиром, раз и навсегда стало очищение души от земного и стремление к святости и Царству Небесному.
Четвертый период - с момента освобождения от монголо-татарского ига до царствования Петра I. Освобождение началось с Куликовской битвы, происходившей за девять лет до битвы Косовской (принесшей рабство сербскому народу). Этот светлый период освобождения русских можно сравнить с Таинством Брака. Народная душа, очистившаяся страданием, обручается и полностью предается своему Небесному Жениху. На Русской земле воцаряется Христос. Русь, словно небо звездами, украшается святынями и святыми. Радость о Христе наполняет всех, от царя и патриарха до бездомного скитальца. Словом, вот он, пир свадебный, соединение народа с Богом!
Пятый период - от правления Петра до мировой войны. Он соответствует Святому Таинству Елеоосвящения. В этот период интеллигенция ослаблена, в ней нет единства, происходят шатания. Она покидает Россию с ларцом русских добродетелей, а возвращается с ворохом иностранных заблуждений. Возникает смятение. В среде образованных людей идут раздоры, жестокие споры - не о пустяках, а о сути, о святой программе князя Владимира. Все больше открывается духовных ран, гной из которых отравляет и городское, и сельское население. Но сельская Церковь еще хранит чистоту невесты Христовой; в городе же она все больше напоминает сиделку, у которой не хватает сил на всех больных. Число отпадающих от Церкви, а значит, склонившихся к царству земному напоминает эпидемию. Когда-то сброшенный в реку Перун, а с ним и все семейство идолов-"утопленников" поднимают головы из Днепра. Река русской духовной жизни замутняется, замедляет свое течение, но река эта глубока, а глубина ее - миллионы верующих душ русского народа.
Шестой период начинается от первой мировой войны, точнее от мученической смерти царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, "довладимирский" дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку русской жизни от Солнца Правды - Христа - и вновь спрятать ее под землю. Но русский народ причащается Святых Тайн Христовых. Никогда еще, быть может, он не соединялся с возлюбленным Христом так искренно, как сейчас, когда неверные кощунствуют, стремясь осквернить лик Христов. Никогда еще Кровь Спасителя не была так желанна, как теперь, когда она под запретом, когда путь к ней так труден. О сладчайшая Кровь Христова, как несказанно сладка ты стала для тех сыновей и дочерей России, чьей кровью и слезами в это страшное время причащается Русская земля!
А завтра настанет седьмой период русской истории - Святое Таинство Рукоположения. На многострадальный род Владимиров прольется новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов, красным солнышком среди племен земных.
Итак, история принявшей крещение Руси макрокосмически представляет собой душевную драму самого святого Владимира, так же как святой Владимир, микрокосмически, представляет собой всю историю крестившейся, ставшей Святой Руси.
Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, об!ожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это - народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли.
Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский. Первым Крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада - вино, смешанное с водой, - боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане - в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес.
Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!", так же как и весь народ русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: "Владимир Красно Солнышко!".
Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!
                                                                                                                                                                                                                       

Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.